От Константин Федченко
К All
Дата 12.08.2003 13:51:52
Рубрики ВВС; 1941;

авиамоторы и бензин

кто может дополнить список, указав топливо, на котором работали те или иные двигатели? и еще - имелось ли различие в топливе, которым питались разные модификации мотора? скажем, М-34 и М-34ФРНВ?
мотор  бензин   самолеты
М-2		У-1 Авро
М-11		У-2, УТ-1,УТ-2
М-17		ТБ-1,ТБ-3,Р-5,Р-6, МБР-2
М-22		И-5, И-16 тип 4
М-25	Б-74	ДИ-6,И-15,И-152,Кор-1,Р-10,И-16 тип 5,10,12,17, УТИ-4
М-34		ТБ-3,ТБ-7,ДБ-А,Р-Зет,МБР-2
М-35	Б-78 или Б-74?	МиГ-1,МиГ-3
М-38		Ил-2
М-62	Б-74	И-153,И-16 тип 18 и 27, ПС-84 (Ли-2), Кор-2
М-63		И-153,И-16 тип 24,28,29, МДР-6 (Че-2)
М-85		ДБ-3а
М-86		ДБ-3
М-87	Б-74	ДБ-3, ГСТ (Каталина)
М-88	Б-78	ДБ-3ф, ГСТ, Су-2
М-100		СБ
М-103	Б-74	СБ, Як-2
М-105	Б-78 или Б-74?	СБ, Ар-2, Як-4, Як-1, ЛаГГ-3

С уважением

От Justas
К Константин Федченко (12.08.2003 13:51:52)
Дата 13.08.2003 15:42:57

Профанский вопрос

Слышал, что немцы летали аж на дизельном топливе! Не было ли прецедентов в советских ВВС.
С уважением - Юстас

От Виктор Крестинин
К Justas (13.08.2003 15:42:57)
Дата 13.08.2003 15:49:40

А кто у них на дизеле летал? (-)


От Justas
К Виктор Крестинин (13.08.2003 15:49:40)
Дата 13.08.2003 16:08:03

Re: А кто...

Do-18,Do-26, BV-138, BV-222

С уважением - Justas

От Alex Medvedev
К Виктор Крестинин (13.08.2003 15:49:40)
Дата 13.08.2003 15:51:37

Ju-86 и лодка Do-18 (-)


От Роман (rvb)
К Alex Medvedev (13.08.2003 15:51:37)
Дата 13.08.2003 15:53:03

А также некоторые BV.222 (-)


От Роман (rvb)
К Виктор Крестинин (13.08.2003 15:49:40)
Дата 13.08.2003 15:50:45

В основном летающие лодки, ну ранние Ю-86 еще (-)


От Дмитрий Козырев
К Justas (13.08.2003 15:42:57)
Дата 13.08.2003 15:43:47

На некоторые Ер-2 и Пе-8 ставились авиационные дизели (-)


От Александр
К Константин Федченко (12.08.2003 13:51:52)
Дата 13.08.2003 14:30:25

Re: авиамоторы и...

Здравствуйте.

Вообщем то Вам уже почти по всем вопросам ответили, но может это тоже будет интересно.
Выборка из "Справочника по авиамоторам" 1943г издания

[Типы двигателей] [Типы применяемого ОСНОВНОГО топлива(октановое число)] (первая запись) {Тип топлива которое МОЖНО применять при отсутствии основного} (все остальные)
При использовании не основного типа бензина накладывались различные ограничения (в зависимости от типа движка) запрещение форсажа, ограничение по наддуву, по оборотам или по мощности.

[М105ПФ] [4Б-78(95) Смеси1 и 2 (95) 1Б-95 (96)] {_}
[М105ПА М105РА М105] [3,5Б-78 (94 ) Смеси1 и 2 (95) 1Б-95 (96)] {4Б-74 (92)}
[М103А] [3,5Б-78 (94 ) 1Б-95 (96)] {4Б-70 (91) }
[М103] [3Б-74(91) 2Б-78 (91) Б-95 (94-95)] { 4Б-70 (91) }
[М100 М100А М100АУ] [2Б-70(85)] {_}
[АМ38] [4Б-78(95)] {1Б-95 (96)}
[АМ35А] [4Б-78(95)] {_}
[АМ34ФРНБ] [3Б-78(93) 4Б-74 (92) Б-95 (94-95)] {_}
[АМ34РНБ АМ34Н АМ34РН М17] [2Б-70(85)] {_}
[М17] [Б-70()] {_}
[М88Б М88] [3Б-78(93) 4Б-74 (92) Б-95 (94-95)] {4Б-70 (89)}
[М87Б М87А М86] [2Б-78 (91) 3Б-74 (91) Б-95] {_}
[М85] [3Б-70(87)] { _}
[М82] [4Б-78(95)] {_}
[М63] [3Б-78(93-94) Б-95 (94-95)] {4Б-70 (89)}
[М62] [3Б-74(91)] {4Б-70 (89)}
[М62ИР М25 М11] [3Б-74(91) 3Б-70 (87) АРБ-70 (70) КБ-70 (70)] {4Б-70 (89)}

С уважением, Александр

От Константин Федченко
К Александр (13.08.2003 14:30:25)
Дата 14.08.2003 02:22:09

а тут нет ошибки?

>[АМ34РНБ АМ34Н АМ34РН М17] [2Б-70(85)] {_}
>[М17] [Б-70()] {_}

М-17 встречается дважды - почему?

С уважением

От Александр
К Константин Федченко (14.08.2003 02:22:09)
Дата 14.08.2003 11:50:13

Спрашивали - отвечаем :)

Здравствуйте
По поводу исходных данных - на титульной странице напечатано следующее

УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННЫХ ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЙ АРМИИ


СПРАВОЧНИК ПО АВИАЦИОННЫМ МОТОРАМ
издание второе исправленное и дополненное


НКАП СССР
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Москва 1943


На следующих стр.
Под общей редакцией инженер-полковника М.П.Фокина
(потом еще список примерно десяток фамилий со званиями от полковника до капитана)

И для кого предназначен - (если малость подсократить) то - "Справочник принят как пособие для инженерно-технического состава ВВС Красной Армии".


Что касается остальных вопросов.
Сам справочник я сейчас с собой не захватил, это ксерокс с книги (к сожалению не совсем полный) и пользоваться ним на рабочем месте мне не совсем удобно (начальство косится на тунеядца :) )
Саму табличку я делал на основе "выжимки" из разных таблиц книги. Делал я ее примерно прошлой зимой (тогда кажется Алексей Мелия задавал похожий вопрос + вопрос про присадки) Очапаток вроде в ней не было (так сказать "написано - как сказано" :))
Но я еще раз проверю + сделаю уточнения и попытаюсь найти ответы на оставшиеся вопросы. Если есть еще какие-либо вопросы по этой теме постарайтесь их задать сегодня до 17.30 (по Московскому), чтоб я успел прочитать и завтра ответить.

И еще - по вашему постингу выше "о объемах заправок"
Действительно были ДБ-3а. На сколько я помню модификации шли ДБ-3а, ДБ-3б, ДБ-3М, ДБ-3Ф, Ил-4. (Возможно ДБ-3 и ДБ-3а - это одно и тоже - я по памяти на 100% утверждать не могу.)
На счет "какие движки?" - попробую уточнить завтра.

С уважением, Александр.

От Константин Федченко
К Александр (13.08.2003 14:30:25)
Дата 14.08.2003 00:27:34

важный вопрос

Насколько понимаю, Б-95 - это высокооктановый авиабензин, который мы получали только по ленд-лизу.
На чем же тогда до войны летали СБ-2М-103, если Б-95 еще не было, а 4Б-70 для него был эрзацем? Вопрос очень важен, так как эти СБ потребляли треть всего авиационного топлива.

Ну, и более мелкие вопросы:
что такое "смесь 1 и 2"?
что такое АРБ-70?


С уважением

От tarasv
К Константин Федченко (14.08.2003 00:27:34)
Дата 14.08.2003 00:48:55

Re: А это что?

>Насколько понимаю, Б-95 - это высокооктановый авиабензин, который мы получали только по ленд-лизу.
>На чем же тогда до войны летали СБ-2М-103, если Б-95 еще не было, а 4Б-70 для него был эрзацем? Вопрос очень важен, так как эти СБ потребляли треть всего авиационного топлива.

[М103] [3Б-74(91) 2Б-78 (91) Б-95 (94-95)] { 4Б-70 (91) }

Видимо летали на 3Б-74 или 2Б-78. Вы когда делали красивую табличку это похоже пропустили


Орфографический словарь читал - не помогает :)

От Константин Федченко
К tarasv (14.08.2003 00:48:55)
Дата 14.08.2003 01:03:24

исправил (-)


От Константин Федченко
К tarasv (14.08.2003 00:48:55)
Дата 14.08.2003 00:55:58

да

> Видимо летали на 3Б-74 или 2Б-78. Вы когда делали красивую табличку это похоже пропустили

Спасибо, действительно пропустил. Других расхождений не заметно?

С уважением

От Алексей Мелия
К Константин Федченко (14.08.2003 00:55:58)
Дата 14.08.2003 01:37:23

Исходные данные

Алексей Мелия

>Спасибо, действительно пропустил. Других расхождений не заметно?

В исходных данных есть излишние обобщение, существенно снижающие информативность:

[М62ИР М25 М11] [3Б-74(91) 3Б-70 (87) АРБ-70 (70) КБ-70 (70)] {4Б-70 (89)}

Видимо стоит читать:

[М62ИР] [3Б-74(91)] {4Б-70 (89)}
[М25] [3Б-70 (87)]
[М11] [АРБ-70 (70) КБ-70 (70)] Для 1941 года нужно добавить Б-59, но неисключено, что это то-же, что АРБ-70.

Другой раскладки тут вроде нет.


http://www.military-economic.ru

От tarasv
К Константин Федченко (14.08.2003 00:55:58)
Дата 14.08.2003 01:14:24

Re: Болше расхождений вроде не заметил

>> Видимо летали на 3Б-74 или 2Б-78. Вы когда делали красивую табличку это похоже пропустили
>
>Спасибо, действительно пропустил. Других расхождений не заметно?

Разве что колонки о 3Б-78 стоит в одну объеденить это один сорт топлива, а вот почему написали октанвые числа по разному бес его знает. Но сама табличка интересная для меня получается, я вобще думал что до войны летали на Б-70 а тут получается что его чистый потребляют только очень старые двигатели. Зато стал ясным давно мучавший меня вопрос что за Б-70 с октановым числом болше 70 о котором приходилось читать и слышать.

>С уважением
Орфографический словарь читал - не помогает :)

От AMX
К tarasv (14.08.2003 01:14:24)
Дата 14.08.2003 11:13:01

Re: Болше расхождений...

>Зато стал ясным давно мучавший меня вопрос что за Б-70 с октановым числом
болше 70 о котором приходилось читать и слышать.

Судя по обозначениям в хБ-7у основой являлся Б-7у плюс антиденотационные
присадки, обозначенные х.



От Константин Федченко
К tarasv (14.08.2003 01:14:24)
Дата 14.08.2003 01:22:20

Re: Болше расхождений...

> Разве что колонки о 3Б-78 стоит в одну объеденить это один сорт топлива, а вот почему написали октанвые числа по разному
бес его знает.

Может быть, кроме ТЭС добавляли еще что-то, и получали О.ч. 93-94? Или исходные сорта чем-то отличались?

>Но сама табличка интересная для меня получается, я вобще думал что до войны летали на Б-70 а тут получается что его чистый потребляют только очень старые двигатели.

Ну, не то чтобы очень старые - получается, по 1938 год включительно самолеты выпускались только под Б-70.

напомню - 1 мая 41 года в мобзапасе было
180 тыс тонн Б-70
102 тыс тонн Б-74
71 тыс тонн Б-78

>Зато стал ясным давно мучавший меня вопрос что за Б-70 с октановым числом болше 70 о котором приходилось читать и слышать.

С уважением

От Константин Федченко
К Александр (13.08.2003 14:30:25)
Дата 13.08.2003 15:29:04

cпасибо!

Вот что получилось:


А не могли бы Вы привести выходные данные книги?

С уважением

От Александр
К Константин Федченко (13.08.2003 15:29:04)
Дата 13.08.2003 15:54:30

Выходные данные сегодня уточню, завтра сообщу (-)


От Алексей Мелия
К Константин Федченко (12.08.2003 13:51:52)
Дата 12.08.2003 14:43:35

Re: авиамоторы и...

Алексей Мелия

М-11 Б-70, но официально работал да же на Б-59 (специально разработаном стандарте авиабензина), как говорил мне Перов после войны он на У-2 летал на Б-78 - разбогатели.
М-17 Б-70. Однако когда появился этот мотор такая терминология не применялась. Честно говоря понятия не имею как тогда классифицировали бензины (раньше 36 года не копал).
М-25 Б-70. FVL говорил лишь о последних сериях. В планах снабжения ГСМ стоит Б-70
М-34 Б-70
М-38 Б-78
М-105 Б-78


Необходимо заметить, что обозначения Б-ХХ относятся к бензинам поступавшим в ВВС от УСГ РККА. В самолеты заливали смеси подгтовленные на основе этих бензинов, ТЭС и углеводородных высокооктановых добавок(если они были). Возможно появление этих добавок было одним из факторов обусловивших появление в середине войны более мощных авиационных мотров.

http://www.military-economic.ru

От Саня
К Алексей Мелия (12.08.2003 14:43:35)
Дата 12.08.2003 16:53:41

Re: авиамоторы и...

Этилирование тетраэтилсвинцом открыли в 1921 году. Я действительно ничего не слышал об этилировании бензинов в Грозном до войны. Всё было примерно так как Вы описываете - бензол, смешивание нефти итп. Но авиационное бензиновое топливо ИМХО вообще не этилируют. Почему - точно не знаю, но думаю, что характеристики мотора по сравнению с авто таковы. что этилирование присадками не получается - прогорает мотор.

С уважением
С

От Константин Федченко
К Саня (12.08.2003 16:53:41)
Дата 14.08.2003 00:35:47

Re: авиамоторы и...

>Но авиационное бензиновое топливо ИМХО вообще не этилируют.

помимо сказанного ув. А. Мелия, смотрите таблицу в
http://vif2ne.ru/nvk/forum/2/co/599204.htm
скажем, марка 3,5Б-78 - это бензин Б-78, этилированный тетраэтилсвинцом в пропорции 3,5 куб.см на литр бензина.


С уважением

От Алексей Мелия
К Саня (12.08.2003 16:53:41)
Дата 12.08.2003 17:43:58

Этилированный бензин

Алексей Мелия
>Этилирование тетраэтилсвинцом открыли в 1921 году. Я действительно ничего не слышал об этилировании бензинов в Грозном до войны. Всё было примерно так как Вы описываете - бензол, смешивание нефти итп. Но авиационное бензиновое топливо ИМХО вообще не этилируют. Почему - точно не знаю, но думаю, что характеристики мотора по сравнению с авто таковы. что этилирование присадками не получается - прогорает мотор.

Именно авиабензина тогда и этилировали. Насчет этилирования других бензинов крайне сомнительно.

Например старая классификация
Бакинский авио 3 см3 ТЭС (В-10 или Р-9 по тогдашней терминологии) - ОЧ 87
Бакмайкопский авио 2 см3 - 87
Сахалинский авио 2 см3 -87
Саратовский авиакрекинг бензин - 2 см3 - 78

Грозненский авиабензин при более низком октановом числе был более восприимчив к ТЭС чем бакинский. Поэтому различие грозненский/бакинский было актуальным для танкистов работавших с неэтилированным бензином, но имело меньшее значение для авиаторов.

Новая:

Б-78 4см3 - 95
Б-78 3.5см3 - 94
Б-78 3см3 - 93
Б-74 3см3 - 91
Б-70 4см3 - 89
Б-70 3см3 - 87
Б-70 2см3 - 85

Для разных моторов естественно требовалась разная смесь.
Так М-17 можно было заправлять Б-70 неэтилированным
А М-34 требовал этилированого бензина.

Среди летчиков бытовало мнение, что полеты на самолетах с сильноэтилированым бензином ведут к ослаблению репродуктивных функций организма. До войны, кстати, была принято норма ограничивающая содержание Р-9 в бензине, кажется 3 см3, во время войны пришлось ее превышать.

http://www.military-economic.ru

От Саня
К Саня (12.08.2003 16:53:41)
Дата 12.08.2003 16:56:02

Re: авиамоторы и...

Хотя нет - неправ - этилируют. Вот цитатка

Для обеспечения требований ГОСТ и ТУ по детонационной стойкости, теплоте сгорания, содержанию ароматических углеводородов к базовым бензинам добавляют изопарафиновые и ароматические компоненты - алкилбензин, изомеризат и толуол.
В целях обеспечения требуемого уровня детонационных свойств к авиационным бензинам добавляют антидетонатор тетраэтилсвинец (от 1,0 до 3,1 г на 1 кг бензина) в виде этиловой жидкости. Для стабилизации этиловой жидкости при хранении авиабензинов добавляется антиокислитель 4-оксидифениламин или Агидол-1.
В отличие от автомобильных двигателей, в авиационных используется в большинстве случаев принудительный впрыск топлива во впускную систему, что определяет некоторые особенности авиационных бензинов по сравнению с автомобильными.


С уважением
С

От Константин Федченко
К Алексей Мелия (12.08.2003 14:43:35)
Дата 12.08.2003 15:13:55

М-22:

В то время высокооктановых бензинов еще не было, да и само понятие октанового числа применялось только в научных трудах. Поэтому, чтобы обеспечить работы этого мотора при высокой для того времени степени сжатия без детонации, в качестве топлива применяли смесь легкого грозненского бензина с бензолом в равных объемах или сравнительно стойкий к детонации тяжелый бакинский бензин. Эти топлива имели октановое число около 70-74. Смазочное масло - касторовое или импортное "Кастроль-Р" (смесь касторового и минерального масел). Было выпущено более 3500 моторов М-22.

С уважением

От Константин Федченко
К Константин Федченко (12.08.2003 15:13:55)
Дата 12.08.2003 15:14:35

и что в него положено было бы лить в 41 году? (-)


От Константин Федченко
К Алексей Мелия (12.08.2003 14:43:35)
Дата 12.08.2003 15:03:57

остаются вопросы по:

М-22 (видимо, тоже Б-70)
М-35 (у его родственника М-38 - Б-78)
М-63
М-85
М-86
М-100

С уважением

От Алексей Мелия
К Константин Федченко (12.08.2003 15:03:57)
Дата 12.08.2003 17:49:17

Re: остаются вопросы...

Алексей Мелия

М-100 - Б-70, но этилированный в отличии от М-17

http://www.military-economic.ru

От FVL1~01
К Константин Федченко (12.08.2003 15:03:57)
Дата 12.08.2003 17:07:48

Ответы

И снова здравствуйте
>М-22 (видимо, тоже Б-70)

Б-70. Вообше что в М-17 льют то и туда льют

И-5 и БТ-5 можно было заправлять из одного бензозаправщика что один раз в 1935 и проделали.


>М-35 (у его родственника М-38 - Б-78)

Б-78 то же М-35А и М-38 одинаковы , моторы отличаются только режимами. М-35 без буковок в массе не был, что в него лили не знаю
>М-63 Б-78

>М-85 Оч от 74, для его французского папы Гном Рон Мистраль Мажор
>М-86 То же что для М-86

>М-100 Оч от 74 для его французского папы Испано сюиза 12 Игрек. До нее был другой мотор там у французов был смесь бензина с бензолом.


С уважением ФВЛ

От Роман (rvb)
К Алексей Мелия (12.08.2003 14:43:35)
Дата 12.08.2003 14:45:27

Re: авиамоторы и...

>М-11 Б-70, но официально работал да же на Б-59 (специально разработаном стандарте авиабензина), как говорил мне Перов после войны он на У-2 летал на Б-78 - разбогатели.

На Як-6 (с М-11) в числе технологических надписей была надпись на заливной горловине бака - О.Ч. 59

S.Y. Roman