От Сергей Зыков
К АКМС
Дата 26.07.2003 08:36:12
Рубрики WWII; Танки; Байки;

не, он "кошкодавом" был :)

посмотрел у зенгер-унд-эттерлина в справочнике по современным танкам (50-е годы) - имени "зверобой" нет, но все наши САУ (кроме "самоходной пушки СУ-76") он именует либо "штурмовым танком" либо "танком-истребителем", что есть правильно.

В 600 страничном труде "ТАНК" издания 1947 года
Антонов АС
Магидович ЕИ
Артамонов БА
есть неплохой исторический раздел на 70 страниц, откуда, например иллюстрации, шли в последующие издания, - так завершается он маленькой
но оченно изьячной, весьма перловой, главкой. И "зверобоя" тут нет...
Примечание: основной текст и остальные картинки даны в главе "советское танкостроение", а тут мелочь...

---------------------------------
ТАНКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
"СОВЕТСКИЕ ТАНКИ"
Рис. 141. Советская самоходная установка СУ-76.
Рис. 142. Советская самоходная установка СУ-122.
Рис. 143. Советская самоходная установка СУ-152.
Рис. 143. Тяжелый советский танк "Иосиф Сталин".

Основной массовой машиной Красной Армии в начале войны являлся танк Т-34, по своим основным показателям - броне, вооружению и подвижности - намного превосходящий массовый немецкий танк T-III. Красная Армия начала войну, имея на вооружении машины Т-34 и KB, и победоносно продолжала её; ей не приходилось радикально изменять тип машин, так же как не приходилось менять своих стратегических взглядов.
Создавая в процессе войны новые марки машин, Красная Армия развивала основные типы своих танков, усиливая их боевые показатели соответственно наметившемуся к этому времени развитию военной техники, в первую очередь танков и противотанковой артиллерии.
В развитии танков второй мировой войны советскому танкостроению принадлежит особое место. Именно по советским танкам ориентировалось мировое танкостроение. Как мы уже отмечали выше, советские танки Т-34 и KB явились образцовыми танками второй мировой войны. Под непосредственным воздействием этих машин немцы принуждены были пойти на перевооружение своей танковой техники.
Преимущество советских танков было достигнуто в первую очередь за счет отказа от многобашенных машин и перехода к одно-башенным танкам. Это позволило увеличить толщину брони и повысить калибр оружия. Под влиянием советских танков все танки иностранных армий стали однобашенными.
Вторым достижением советской танковой техники является общая простота конструкции. Танк - это оружие, и как оружие он должен быть прост (хотя и не примитивен). Простота явилась одним из факторов, позволивших быстро наладить массовый выпуск советских танков в трудных условиях первого периода войны.
Советские конструкторы, тщательно следя за ходом войны и развитием танковой техники противника, непрерывно совершенствовали свои боевые машины. Параллельно танкам создавалась мощная самоходная артиллерия (рис. 141, 142, 143), а в последние годы войны был создан наиболее мощный по сочетанию своих боевых качеств танк второй мировой войны - ИС - "Иосиф Сталин" (рис. 144). Выпуск этой машины показал, что мировое первенство советского танкостроения в ходе войны не только сохранилось, но и значительно усилилось.
----------------------------------------

И вот статья из арт-музея Василия Маликова, генерала, ученого, академика, участника войны и прочая прочая...
----------------------------------------
ТМ-8-1997
В.Г. Маликов
"ЗВЕРОБОИ"
Замысел оснащать еще немногочисленные самоходные артиллерийские установки орудиями крупного калибра и большой мощности возник в начале 30-х годов. Считалось, что они огнем орудий проложат наступающим танкистам и пехотинцам дорогу через вражеские оборонительные фортификационные сооружения. В Советском Союзе такие артсистемы начали проектировать в 1933 г., и спустя три года появилась СУ-14-I. Ее выполнили на комбинированном шасси с элементами ходовой части среднего танка Т-28 и тяжелого Т-35, на котором открыто смонтировали морскую 152-мм пушку Б-10. Водитель располагался впереди и слева от нее в отдельной закрытой рубке. Масса СУ-14-I достигла 50 т, поэтому максимальная скорость не превышала 27 км/ч. Военные специалисты нашли самоходку чрезмерно громоздкой, к тому же не обладавшей должными проходимостью и маневренностью, и на вооружение не приняли. Та же участь постигла тоже опытную СУ-14. Ее 152-мм пушка Бр-2 образца 1935 г. находилась в несколько смещенной к корме, полностью закрытой рубке, защищенной 50-мм броней. СУ-14 вышла крупнее (65 т), тихоходнее (25 км/ч) предшественницы и, хотя применялась в советско-финляндскую войну, в серию так и не пошла.
Кстати, при боевых действиях на Карельском перешейке в 1940 г. подразделениям Красной Армии пришлось прорывать мощнейшие укрепления "линии Маннергейма". Воевавший там будущий Маршал Советского Союза К.А.Мерецков вспоминал, что она включала не только противотанковые препятствия, рвы, контрэскарпы, минные поля, но и тщательно замаскированные доты и дзоты, изготовленные из железобетона и прикрытые "подушкой" из камней и грунта. Пехотные пушки обычного калибра, если и попадали в цель, то повреждали только эту преграду. Пришлось доставлять на передовую крупнокалиберные орудия на конной или механической тяге, они с огромным трудом передвигались по заснеженной, сильно пересеченной и лесистой местности, к тому же их расчеты несли потери от огня финских стрелков. Тогда-то и решили усилить войска самоходной артустановкой, мощной и хорошо защищенной.
Ее выполнили на базе нового тяжелого танка КВ, испытанного в боях на Карельском перешейке. Вместо штатной башни с 76-мм пушкой на нем поставили более высокую сварную и разместили в ней 152-мм гаубицу со спаренным пулеметом. Второй установили в шаровом гнезде в корме башни и третий - в передней части корпуса. В боекомплект гаубицы входили 51-кг бронебойные и 40-кг бетонобойные снаряды. КВ-2 - такое обозначение получила эта машина - у нас считали модернизацией КВ, хотя больше он походил на самоходку. Всего на ленинградском Кировском заводе изготовили 330 таких машин. Подобно КВ, они обладали хорошей защитой, были достаточно подвижны, но, как показал опыт первого года Великой Отечественной войны, были заметны издали по характерной башне, а потому уязвимы.
...В сентябре 1942 г. под Ленинградом, близ станции Мга, подбили новейшие немецкие тяжелые танки Pz-VI "Тигр". Один из них привезли под Москву и обследовали - по мнению специалистов, его броня могла выдержать удары 76-мм снарядов наших танков и самоходок. Поскольку следовало ожидать появления на фронте большого количества " Тигров", в октябре, еще в период оборонительных боев под Сталинградом, вышло постановление Государственного комитета обороны, предписывающее в кратчайший срок, всего за 25 суток, спроектировать и запустить в производство мощную самоходную установку. Это задание поручили эвакуированному на Урал конструкторскому бюро Кировского завода, за его выполнением наблюдали нарком вооружения Д.Ф.Устинов, конструкторы артиллерийских систем Ф.Ф.Петров и тяжелых танков Н.Л.Духов, общее руководство работами над будущей машиной возложили на Л.С.Троянова, занимавшегося самоходками еще в 30-е годы.
Задача была не из легких - у танка, даже тяжелого, размеры ограничены, а на его базе предстояло смонтировать мощное орудие и обеспечить эффективную работу расчета. Удлинять для этого ходовую часть было нежелательно, чтобы при производстве пользоваться серийной базой; серьезная переделка артсистемы помешала бы уложиться в отведенное правительством и без того ограниченное время.
Выбор остановили на 152-мм гаубице-пушке МЛ-20 со стволом длиной 28,8 калибров, поршневым затвором и раздельным заряжанием. Углы вертикальной наводки составляли 65 градусов, в боекомплект входило 13 разных зарядов, поэтому расчет мог вести огонь по гаубичному, выпуская снаряды по навесной траектории, или по пушечному, по настильной. Разработанная в 1937 г. под руководством Ф.Ф.Петрова МЛ-20 успела хорошо показать себя в боях. На фронте ее применяли для разрушения укреплений, проведения артиллерийской подготовки наступления, подавления батарей и для уничтожения вражеской техники, в том числе бронированной, при стрельбе прямой наводкой.
Ходовую часть позаимствовали у тяжелого танка КВ-1С (скоростной), выпущенного в 1942 г. и представлявшего собой облегченный вариант основного. Конструкцию смещенной вперед рубки взяли у самоходных установок СУ-122.
К созданию СУ-152 Л.С.Троянов и его сотрудники приступили в ноябре 1942 г. в конструкторском бюро челябинского Кировского завода, на помощь им командировали заместителя наркома танковой промышленности Ж.Я.Котина (разработавшего КВ) и группу специалистов.
Итак, оставалось малое - совместить базу серийного танка, орудие, находящееся в производстве с 1937 г. и отработанную на средних самоходках бронерубку, естественно, несколько изменив последнюю. Такой подход позволил бы выполнить правительственное задание путем наибольшего упрощения всех инженерных решений. Для этого изготовили деревянный макет будущей машины, чтобы наилучшим образом разместить артсистему, боекомплект, силовую установку и просчитать нагрузки при движении и стрельбе.
Отделение управления расположили впереди, за ним боевое и в корме моторно-трансмиссионное. В носовой части слева сидел механик-водитель, в рубке, справа от орудия,- командир, наблюдавший за обстановкой через перископ, слева - наводчик, сзади - двое заряжающих. Качающуюся часть МЛ-20 поместили на рамке, упростив вертикальное (от минус 5 до плюс 18 градусов) и горизонтальное (по 7 градусов в обе стороны) наведение, цапфы перенесли вперед, тем самым уравновесив орудие. Для облегчения заряжания внедрили откидной лоток, маховики подъемного и поворотного механизмов смонтировали у места наводчика, а для защиты заряжающих при откате казенника после выстрела применили особый щиток. В боекомплекте СУ-152 были 43,5-кг осколочно-фугасные снаряды, обладавшие начальной скоростью 655 м/с, и 49-кг бронебойные, которые имели начальную скорость 600 м/с и на дистанции 1 тыс. м пробивали броню толщиной 125 мм.
Тем временем, в ноябре 1942 г., в челябинском "танкограде" выпустили рабочие чертежи, 25 января 1943 г. собрали опытную самоходку и к 7 февраля успешно испытали. Уже к 1 марта было готово 35 машин, которые сразу же направили в тяжелые самоходно-артиллерийские полки Действующей армии.
То, что на СУ-152 без особых переделок применили серийное полевое орудие, позволило в срок выполнить задание Государственного комитета обороны, но фронтовой опыт показал, что такое решение помешало оптимально использовать свободное пространство бронерубки. Поэтому после войны артсистемы для самоходок проектировали специально либо капитально перестраивали существующие.
Между тем, в апреле самоходки, находившиеся в ведении Главного артиллерийского управления, передали в подчинение командующего бронетанковыми и механизированными войсками, что облегчило снабжение "самоходчиков" всем необходимым и, также немаловажно, подготовку кадров.
Боевое крещение СУ-152 получили в июле, в сражении на Курской дуге, где немцы впервые применили новые тяжелые и средние танки и штурмовые орудия. Тогда экипажи одного самоходного полка уничтожили два десятка "Тигров", "Пантер" и "Элефантов" ("Фердинандов"). Другой полк выгрузился в 100 км от передовой и после трехчасового марша вступил в ставший знаменитым встречный танковый бой под Прохоровкой, в котором вывел из строя 12 "Тигров" и 7 "Элефантов".
Эффект применения против танков 152-мм снарядов был потрясающим - они, если не пробивали, то проламывали броню немецких машин, срывали с них башни. Если же броня оставалась целой, то после мощнейшего удара техника и экипажи надолго, а то и навсегда, выходили из строя. Красноармейцы уважительно прозвали новые самоходки "Зверобоями". Впрочем, не менее успешно их снаряды поражали доты, укрепленные здания и фортификационные сооружения.
Всего Действующей армии передали 620 "Зверобоев". Однако в 1943 г. началось производство улучшенного тяжелого танка ИС, на базе которого создали ИСУ-122 и ИСУ-122С, оснащенные полевыми пушками указанного в обозначении калибра. Но армии требовались и более мощные установки. Их изготовили в следующем году на челябинском Кировском заводе на базе модернизированного ИС-2. В бронерубке, не отличавшейся от примененных на предшествующих образцах, разместили ту же МЛ-20С, но со стволом длиной 29,6 калибров, только несколько сместив ее к правому борту. В боевом отделении находился не только боекомплект, но и баки для топлива и масла. Как и в прежних самоходках, расчет вел огонь при коротких остановках.
ИСУ-152 выпускали до конца войны, и Красная Армия получила до 3 тыс. таких машин, которые оставались в строю до 60-х годов. В 1956 г. на ИСУ-152К боекомплект довели до 30 выстрелов, внедрили улучшенную систему охлаждения усовершенствованного двигателя, на крыше рубки установили командирскую башенку. А в 1959 г. ИСУ-152М оборудовали приборами ночного видения.
СУ-152 и ИСУ-152 по праву считались самыми мощными в мире самоходными установками. По скорости, маневренности, проходимости, запасу хода они почти не уступали базовым танкам и поэтому могли сопровождать стрелковые и бронетанковые подразделения на поле боя, оказывая им поддержку "огнем и гусеницами".

КВ-2:
вес - 52 т; скорость - 34 км/ч; вооружение: 152-мм гаубица (боекомплект 36 выстрелов), четыре 7,62-мм пулемета; силовая установка - дизель В-2К в 600 л.с.; запас хода - 250 км; бронирование: лоб корпуса и башни - 75 мм; длина корпуса - 6750 мм, ширина - 3220 мм, высота - 3240 мм, клиренс - 430 мм; расчет - 5-6 человек.

Артиллерийская часть СУ-152. На рисунках цифрами обозначены:
1 - 152-мм бронебойно-трассирующий снаряд (вес 48,8 кг); 2 - 152-мм осколочно-фугасный снаряд (вес 43,6 кг); 3 - гильза; 4 - ствол гаубицы-пушки МЛ-20С; 5 - прицел СТ-10; 6 - панорамный прицел; 7 - затвор; 8 - лоток; 9 - люлька; 10 - тумблер электроспуска; 11 - подъемный механизм; 12 - цапфа.

СУ-152:
вес - 45,5 т; скорость - 43 км/ч; вооружение: 152,4-мм гаубица-пушка МЛ-20 (боекомплект 20 выстрелов); силовая установка - дизель В-2К в 600 л.с.; запас хода - 330 км; бронирование: лоб корпуса - 75 мм, борт - 50 мм, лоб рубки - 70 мм, крыша - 30 мм; скорострельностъ -2-3 выстрела в минуту; длина с орудием - 8950 мм; длина корпуса - 6750 мм, ширина - 3250 мм, высота - 2450 мм; расчет - 5 человек.

ИСУ-152:
вес - 46 т; скорость - 37 км/ч; вооружение: 152,4-мм гаубица-пушка МЛ-20С (боекомплект 20 выстрелов), 12,7-мм зенитный пулемет ; силовая установка - дизель В-2 в 520 л. с.; запас хода - 220 км; бронирование: лоб корпуса и рубки - 90 - 100 мм, борт -60-75 мм; длина с орудием - 9050 мм; длина корпуса - 6770 мм, ширина - 3070 мм, высота - 2480 мм; расчет - 5 человек.