От b-graf
К Ертник С. М.
Дата 21.06.2003 12:59:36
Рубрики WWII; 1917-1939;

воспитание

Здравствуйте !

>ЗЫ. Если Исаев Алексей надееся, что при таком воспитании в случае войны возможно ополчение а ля 1941 год, то он сильно ошибается...

Ну - к 1941 г. воспитание было не лучшим: ведь собственно история как дисциплина стала возвращаться после постановления 1934 г. Кроме того - к 20-30 г.г. полностью можно отнести анекдот:
- Какова форма генеральной линии партии ?
- Наверно - прямая: она меняет направление движения в каждой точке своего прохождения.
:-)
Думаю, что в 20-30 г.г. у учащихся школ впечатления от школьных программ гуманитарного цикла были весьма пестрыми и никакого "стержня" именно от обучения в школе у большинства учеников не возникало: например, герои и антигерои истории менялись быстро, также как и методы подачи материала. Последние - наверно даже в большей мере чем сейчас: ведь ничего такого рррреволюционного типа "комплексного метода" (т.е. когда изучаются не дисциплины, а предметы типа "ферма", "Фабрика" и т.д. - и в рамках изучения этого "комплекса" даются сведения и по русскому языку и по естествознанию) сейчас внедрять не пытается. Кроме того еще и в каждой союзной республике была по сути своя система образования (наркомпросы были чисто республиканскими органами, союзного не было), что, видимо, усиливало в условиях мобильности населения дезориентирующий эффект. Да и состав населения был пестрым и в разных его слоях идеологическая компонента образования давала разный эффект (например, несмотря на атеистическую пропаганду, по данным переписей населения конца 30-х большая его часть оставалась религиозной).

Думаю, что в 20 - 30-е гг. в основном как раз только любознательность у учеников средней школы и развивалась (т.к. они видели только мельтешение реформ школы и подачи материала). Правда - существенное отличие от современности - средняя школа тогда была, можно сказать, элитной (даже семилетку обязательную ввели только в 1943-44 г.г.), т.е. и дети в средней школе 30-х г.г. отличались от современных, наверно, были более мотивированными на образование (т.е. любознательными). Если речь идет о идеологическом "стержне", то в его формировании не только и не столько школа играла роль, а общая ситуация в стране (новые формы быта, идеологические кампании и т.д.). Так что ИМХО ополчение 1941 г. не есть результат какой-то особо хорошей и "выдержанной" постановки школьного образования.

Я склонен согласиться с позитивной оценкой "плюрализма" в современной школе. В современном мире человеку приходится сталкиваться с разнообразными идеологиями, которые активно пропагандируются их сторонниками - пусть он уже с детства привыкает на примере школы, а не содержится в утопических тепличных условиях "правильного воспитания".

Павел

От NV
К b-graf (21.06.2003 12:59:36)
Дата 21.06.2003 13:04:44

Мало того что элитная

Правда - существенное отличие от современности - средняя школа тогда была, можно сказать, элитной (даже семилетку обязательную ввели только в 1943-44 г.г.), т.е. и дети в средней школе 30-х г.г. отличались от современных, наверно, были более мотивированными на образование (т.е. любознательными).

она еще и платная была. Как платным было и высшее образование. Забыли просто про это.

Виталий

От b-graf
К NV (21.06.2003 13:04:44)
Дата 21.06.2003 13:37:53

кстати, а когда ввели

Здравствуйте !

>она еще и платная была. Как платным было и высшее образование. Забыли просто про это.

Да - восьмые-десятые классы и дневной вуз в 40-50е г.г. Но вот когда это ввели (не при введении обязательной семилетки ли)? Вроде пятые-седьмые классы всегда бесплатные были (исключая нэп, когда школа была на скудном местном бюджете и с обеспеченных брали плату - у одного моего приятеля бабушка утверждает, что когда она училась в школе в 20-е г.г. в Крыму ее отец фактически содержал школу, т.к. был нэпман).

Павел

От Boris
К b-graf (21.06.2003 13:37:53)
Дата 21.06.2003 14:31:32

Плата за учебу в старших классах - 1937-39(?) - 1956 гг.

Доброе утро,
тогда вообще много было любопытного. Хотите, тут посмотрите (завываний много, но фактура представлена) :
http://lgo.ru
С уважением, Boris.

От b-graf
К Boris (21.06.2003 14:31:32)
Дата 21.06.2003 18:32:06

любопытный журнал

"Лицейское и гимназическое образование" (хотя историко-педагогических сюжетов, в общем, не так много, судя по оглавлениям). И приложения бывают интересные, судя по названиям, например: Абрамов Д.М.
Византия и ее северные соседи I - VIII вв.
Очерки, 2002. Ч. I. - 88 с. Ч. II. - 144 с.

Павел

От NV
К b-graf (21.06.2003 13:37:53)
Дата 21.06.2003 14:15:23

Платным было конечно не все образование

>Здравствуйте !

>>она еще и платная была. Как платным было и высшее образование. Забыли просто про это.
>
>Да - восьмые-десятые классы и дневной вуз в 40-50е г.г. Но вот когда это ввели (не при введении обязательной семилетки ли)? Вроде пятые-седьмые классы всегда бесплатные были (исключая нэп, когда школа была на скудном местном бюджете и с обеспеченных брали плату - у одного моего приятеля бабушка утверждает, что когда она училась в школе в 20-е г.г. в Крыму ее отец фактически содержал школу, т.к. был нэпман).

а именно старшие классы после введения всеобщей семилетки. Высшее - точно не помню когда, но возмущенные письма наверх о затрудненях в получения высшего образования из-за платности имели место до войны в районе 38 года.

Виталий

От Лейтенант
К NV (21.06.2003 14:15:23)
Дата 23.06.2003 11:01:20

А был ли мальчик?

Дед, как раз в это время учился в институте. Говорит что не было никой платности, то есть никогда не слышал (а в Харькове было много институтов и все общались). Более того говорит по тем временам это было совершенно невозможно (в свете текущей политики партии и т.п.).

От Chestnut
К Лейтенант (23.06.2003 11:01:20)
Дата 23.06.2003 12:52:05

В начале 50х старшие классы и институт были платными

Мой отец говорил (средняя школа 1944-54, институт 1954-59), что после 7 класса надо было платить, и за высшее образование тоже. Он (точнее, его мать) платил. Но когда мама пошла в университет (в 1958м), то уже отменили.

От NV
К Лейтенант (23.06.2003 11:01:20)
Дата 23.06.2003 12:49:05

Мальчик был

>Дед, как раз в это время учился в институте. Говорит что не было никой платности, то есть никогда не слышал (а в Харькове было много институтов и все общались). Более того говорит по тем временам это было совершенно невозможно (в свете текущей политики партии и т.п.).

политика тоже менялась и довольно круто

вот например кусочек:

Уже во второй половине 30-х годов был полностью восстановлен прежний тип средней школы, получивший впоследствии ироничное название «сталинская гимназия». Вновь были возвращены единые учебные планы и программы, учебники, установлены ежегодные переводные экзамены. Вернулись классные руководители. В школах доминировала зубрежка, строгая дисциплина. Разумеется, не во всех, но в большинстве. Сейчас об этом забыли, но в конце десятилетия была введена плата за обучение в старших классах и высших учебных заведениях, которая отсекала от образования и направляла в систему ремесленных училищ детей рабочих и крестьян, части служащих.

отсюда

http://lgo.ru/retro1.htm

была и более конкретная и подробная информация но что-то потерял я ее и с ходу найти не могу.

А после войны многое сильно поменялось - льготы для фронтовиков по поступлениям и т.д.

Виталий