От И. Кошкин
К Игорь Островский
Дата 09.04.2003 15:24:23
Рубрики Современность; Флот;

И плывет она не касаясь воды...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

...это, кстати, уже не первая абсолютно бесшумная подводная лодка. Проблема в том, что если бы топливный элемент был настолько хорошим источником энергии, он давно бы уже применялся повсеместно.

И. Кошкин

От (v.)Krebs
К И. Кошкин (09.04.2003 15:24:23)
Дата 10.04.2003 10:46:37

ну зачем столь ехидно !?

Si vis pacem, para bellum

>... первая абсолютно бесшумная подводная лодка.
АБСОЛЮТНО бесшумной является только потопленная ПЛ, все остальные так или иначе шум издают. Хотя бы из за наличия команды :)

>Проблема в том, что если бы топливный элемент был настолько хорошим источником энергии, он давно бы уже применялся повсеместно.
Представьте, первое авто Форда было ой как непохоже на нынешние Ламборгини сотоварищи. Однако прошло всего то около сотни лет, но каков результат! :)
Касаемо топливных элементов - Вы можете себе представить ПЛ с чертовой тучей батареек в качестве источника электроэнергии для ходового двигателя? Трудно. Но можно. Вот приблизительно так и обстоят дела.

Вам слово!
П.С. Что есть столь часто упоминаемый Вами "ганжабас", и почему его мог брать Пятачок? :)

От Exeter
К И. Кошкин (09.04.2003 15:24:23)
Дата 09.04.2003 16:02:45

Вы не правы - это выдающееся достижение

Здравствуйте, уважаемый И.Кошкин!

Первый выход в море первой серийной лодки с анаэробной ЭУ - событие очень значительное.
Хотя, если бы не нынешний кабак, отечественный флот здесь мог бы быть первым...

А вообще пресс-релиз о начале морских испытаний U-31 здесь:
http://www.hdw.de/de/presse/index.hdw?c1=cpr01a&m1=mpr800&pid=104


С уважением, Exeter

От Григорий
К Exeter (09.04.2003 16:02:45)
Дата 09.04.2003 18:09:25

Re: Вы не...

>Здравствуйте, уважаемый И.Кошкин!

>Первый выход в море первой серийной лодки с анаэробной ЭУ - событие очень значительное.
>Хотя, если бы не нынешний кабак, отечественный флот здесь мог бы быть первым...

Отечественному флоту это не требуется, у отечественного флота пока ещё есть АПЛ, а подобные лодки с АнЭУ не много дешевле АПЛ, требуют немалой инфраструктуры для поддержания в строю. Т.е. являются альтернативой АПЛ. Но иметь в составе и те и эти смысла нет.

Григорий

От Дмитрий
К Григорий (09.04.2003 18:09:25)
Дата 09.04.2003 18:36:04

Re: Вы не...

>>Здравствуйте, уважаемый И.Кошкин!
>
>>Первый выход в море первой серийной лодки с анаэробной ЭУ - событие очень значительное.
>>Хотя, если бы не нынешний кабак, отечественный флот здесь мог бы быть первым...
>
>Отечественному флоту это не требуется, у отечественного флота пока ещё есть АПЛ, а подобные лодки с АнЭУ не много дешевле АПЛ, требуют немалой инфраструктуры для поддержания в строю. Т.е. являются альтернативой АПЛ. Но иметь в составе и те и эти смысла нет.

Д: С чего это смысла нет? А ЧФ и БФ чем, 971 пр укомплектовывать надо? Плюс прибрежная оборона, плюс важнейший сейчас элемент - экспорт. Вот немцы уже грекам и итальянам строят. Позже Турция подтянется и т.д. А мы бы ими завалили китайцев и индусов.

С уважением...


От Григорий
К Дмитрий (09.04.2003 18:36:04)
Дата 09.04.2003 19:06:17

Re: Вы не...

>>Отечественному флоту это не требуется, у отечественного флота пока ещё есть АПЛ, а подобные лодки с АнЭУ не много дешевле АПЛ, требуют немалой инфраструктуры для поддержания в строю. Т.е. являются альтернативой АПЛ. Но иметь в составе и те и эти смысла нет.
>
>Д: С чего это смысла нет? А ЧФ и БФ чем, 971 пр укомплектовывать надо? Плюс прибрежная оборона, плюс важнейший сейчас элемент - экспорт. Вот немцы уже грекам и итальянам строят. Позже Турция подтянется и т.д. А мы бы ими завалили китайцев и индусов.

ЧФ и БФ сейчас имеют по одной Варшавянке, обеспечивающей БП сил ПЛО. Конечно, можно построить ещё по 1-й ПЛ с АнЭУ и гордиться этим, а можно за те же деньги построить по 2-3 677, которые вполне годятся для этих театров.
Постройка 3-4-х ПЛ индусам не окупит разработку ЭУ, либо индусы заплатят за НИОКР (как это сделали паки французам), либо заплатим сами и в первую голову для себя (как это сделали немцы).
Но индусы скорее всего купят (арендуют) у нас АПЛ, это проще и им и нам. А ПЛ с АнЭУ - это суррогат АПЛ для тех, кто по каким-то причинам (политическим, экологическим, морально-нравственным, религиозным) не может позволить себе АПЛ.

Григорий

От Exeter
К Григорий (09.04.2003 19:06:17)
Дата 09.04.2003 19:32:17

Ну, а пр.677, по-Вашему, на чем? :-))

>>>Отечественному флоту это не требуется, у отечественного флота пока ещё есть АПЛ, а подобные лодки с АнЭУ не много дешевле АПЛ, требуют немалой инфраструктуры для поддержания в строю. Т.е. являются альтернативой АПЛ. Но иметь в составе и те и эти смысла нет.
>>
>>Д: С чего это смысла нет? А ЧФ и БФ чем, 971 пр укомплектовывать надо? Плюс прибрежная оборона, плюс важнейший сейчас элемент - экспорт. Вот немцы уже грекам и итальянам строят. Позже Турция подтянется и т.д. А мы бы ими завалили китайцев и индусов.
>
>ЧФ и БФ сейчас имеют по одной Варшавянке, обеспечивающей БП сил ПЛО. Конечно, можно построить ещё по 1-й ПЛ с АнЭУ и гордиться этим, а можно за те же деньги построить по 2-3 677, которые вполне годятся для этих театров.

Е:
Ну так вроде бы на пр.677 как раз "Кристалл-27" и стоит.

>Постройка 3-4-х ПЛ индусам не окупит разработку ЭУ, либо индусы заплатят за НИОКР (как это сделали паки французам), либо заплатим сами и в первую голову для себя (как это сделали немцы).

Е:
Дак ЭУ давным давно разработана. Еще в рамках "Катрана". Еще в советские времена. И строительство пр.677 должно было начаться еще в начале 90-х гг.


>Но индусы скорее всего купят (арендуют) у нас АПЛ, это проще и им и нам.

Е:
Вы как бы не в курсе индийских планов. ПЛА это одно направление, а НПЛ - другое. Одно другому не мешает, ибо большое количество ПЛА Индия не потянет. Сейчас у по второму индусов два варианта - либо "Скорпена", либо пр.677.


А ПЛ с АнЭУ - это суррогат АПЛ для тех, кто по каким-то причинам (политическим, экологическим, морально-нравственным, религиозным) не может позволить себе АПЛ.

Е:
Неверно, ибо в этом случае в СССР этими бы работами в 80-е гг широким фронтом бы не занимались и пр.613Э не гоняли бы. Атомные ПЛ для "открытого" моря, неавтомные - для "закрытых" и "прибрежных" морей (Балтийского, Черного, Японского).


С уважением, Exeter

От Григорий
К Exeter (09.04.2003 19:32:17)
Дата 10.04.2003 11:10:08

Re: Ну, а...

>>ЧФ и БФ сейчас имеют по одной Варшавянке, обеспечивающей БП сил ПЛО. Конечно, можно построить ещё по 1-й ПЛ с АнЭУ и гордиться этим, а можно за те же деньги построить по 2-3 677, которые вполне годятся для этих театров.
>
>Е:
>Ну так вроде бы на пр.677 как раз "Кристалл-27" и стоит.

На одном из вариантов модификаций. На тех 2-х корпусах, что стороят на АВ, ничего такого не стоит.

>Е:
>Дак ЭУ давным давно разработана. Еще в рамках "Катрана". Еще в советские времена. И строительство пр.677 должно было начаться еще в начале 90-х гг.

Неправда. В середине 90-х 677 ещё проектировали и разрабатывали соотв. оборудование (сам краем имел отношение).
То, что в рамках НИОКР разрабатывали АнЭУ не означает, что данный проект доведён до кондиций серийного производства. О "Катране" мы можем читать лишь в рекламных буклетах разработчика, понятно, что там правды не скажут! :-)

>>Но индусы скорее всего купят (арендуют) у нас АПЛ, это проще и им и нам.
>
>Е:
>Вы как бы не в курсе индийских планов. ПЛА это одно направление, а НПЛ - другое. Одно другому не мешает, ибо большое количество ПЛА Индия не потянет. Сейчас у по второму индусов два варианта - либо "Скорпена", либо пр.677.

А ПЛА вместе с ПЛ с АнЭУ потянет? За 2 зайцами... Мы как бы в одинаковом курсе индийских планов, т.е. что публикуют СМИ, то и читаем, а на совещания в ГШ ВМС Индии не ходим! :-))
И Скорпена и Амур в базовом варианте не имеют АнЭУ, но при соотв. стремлении сторон м.б. ими оснащены (есть проработки). Индусам придётся выбрать: либо АПЛ, либо ДЭПЛ обоих типов (так у них принято, у индусов) с последующим доведением обоих проектов до оснащения АнЭУ. Боливар не вынесит двоих...

> А ПЛ с АнЭУ - это суррогат АПЛ для тех, кто по каким-то причинам (политическим, экологическим, морально-нравственным, религиозным) не может позволить себе АПЛ.

>Е:
>Неверно, ибо в этом случае в СССР этими бы работами в 80-е гг широким фронтом бы не занимались и пр.613Э не гоняли бы. Атомные ПЛ для "открытого" моря, неавтомные - для "закрытых" и "прибрежных" морей (Балтийского, Черного, Японского).

Как и почему в СССР занимались той или иной тематикой зачастую не описывается формальной логикой. Проще говоря, старались заниматься всем, чем можно и нельзя...

Григорий

От Exeter
К Григорий (10.04.2003 11:10:08)
Дата 10.04.2003 21:41:14

Re: Ну, а...

Здравствуйте, уважаемый Григорий!

>>>ЧФ и БФ сейчас имеют по одной Варшавянке, обеспечивающей БП сил ПЛО. Конечно, можно построить ещё по 1-й ПЛ с АнЭУ и гордиться этим, а можно за те же деньги построить по 2-3 677, которые вполне годятся для этих театров.
>>
>>Е:
>>Ну так вроде бы на пр.677 как раз "Кристалл-27" и стоит.
>
>На одном из вариантов модификаций. На тех 2-х корпусах, что стороят на АВ, ничего такого не стоит.

Е:
Может быть. Посмотрим - увидим :-))) Хотя "Санкт-Петербург", конечно, по нынешним временам, могли делать и по принципу "попроще и подешевше".


>>Е:
>>Дак ЭУ давным давно разработана. Еще в рамках "Катрана". Еще в советские времена. И строительство пр.677 должно было начаться еще в начале 90-х гг.
>
>Неправда. В середине 90-х 677 ещё проектировали и разрабатывали соотв. оборудование (сам краем имел отношение).

Е:
То, что оборудование разрабатывали еще в середине 90-х гг - ничего не значит. У нас сплошь и рядом таковое продолжают разрабатывать и после ввода корабля в строй...
По моим сведениям, ВМФ добивался закладки головной лодки еще в 1993 г, одновременно с "Северодвинском". А "Рубин" в 1994-1995 гг уже активно рекламировал "Амуры" в "МилТеке". Т.е проект уже явно был технический готов.


>То, что в рамках НИОКР разрабатывали АнЭУ не означает, что данный проект доведён до кондиций серийного производства. О "Катране" мы можем читать лишь в рекламных буклетах разработчика, понятно, что там правды не скажут! :-)

Е:
Я не читал про "Катран" в буклетах разработчика, мне еще в 1991 г говорили, что все новые ПЛ у нас впредь должны быть "неатомными" с анаэробной ЭУ. Кстати, обратите внимание, что руководство ВМФ давно уже фактически вместо термина "ДЭПЛ" использует термин "НПЛ".


>>>Но индусы скорее всего купят (арендуют) у нас АПЛ, это проще и им и нам.
>>
>>Е:
>>Вы как бы не в курсе индийских планов. ПЛА это одно направление, а НПЛ - другое. Одно другому не мешает, ибо большое количество ПЛА Индия не потянет. Сейчас у по второму индусов два варианта - либо "Скорпена", либо пр.677.
>
>А ПЛА вместе с ПЛ с АнЭУ потянет? За 2 зайцами...

Е:
Вполне потянет. Не вижу причин не потянуть. ПЛА товар штучный. Это все равно, что задавать вопрос - потянет ли Индия в дополнение к авианосцу фрегаты.


Мы как бы в одинаковом курсе индийских планов, т.е. что публикуют СМИ, то и читаем, а на совещания в ГШ ВМС Индии не ходим! :-))

Е:
Не ходим, но заявления ГК ВМС Индии - не пустописания в СМИ. И договор с DCN по "Скорпенам" - тоже факт.


>И Скорпена и Амур в базовом варианте не имеют АнЭУ, но при соотв. стремлении сторон м.б. ими оснащены (есть проработки). Индусам придётся выбрать: либо АПЛ, либо ДЭПЛ обоих типов (так у них принято, у индусов) с последующим доведением обоих проектов до оснащения АнЭУ. Боливар не вынесит двоих...

Е:
Честно говоря, не вижу оснований, говорить, что индусы чего-то там не вынесут.
Что они возьмуи, скорее, всего, и "Скорпены" и пр.677 одновременно - это, да, скорее всего. Но что данный проект помешает им обзавесьтися ПЛА - это сильно вряд ли.


>> А ПЛ с АнЭУ - это суррогат АПЛ для тех, кто по каким-то причинам (политическим, экологическим, морально-нравственным, религиозным) не может позволить себе АПЛ.
>
>>Е:
>>Неверно, ибо в этом случае в СССР этими бы работами в 80-е гг широким фронтом бы не занимались и пр.613Э не гоняли бы. Атомные ПЛ для "открытого" моря, неавтомные - для "закрытых" и "прибрежных" морей (Балтийского, Черного, Японского).
>
>Как и почему в СССР занимались той или иной тематикой зачастую не описывается формальной логикой. Проще говоря, старались заниматься всем, чем можно и нельзя...

Е:
В данном случае - вполне описывается. Изначально все неатомные лодки следующего поколения (сиречь пр.677) должны были быть оснащены анаэробными ЭУ. Поэтому и сам класс стали еще в начале 90-х гг именовать "неатомными".


С уважением, Exeter

От Владимир Несамарский
К Exeter (09.04.2003 16:02:45)
Дата 09.04.2003 17:53:34

Именно. Причем прорывных технологий тут несколько

Приветствую

>Первый выход в море первой серийной лодки с анаэробной ЭУ - событие очень значительное.
>Хотя, если бы не нынешний кабак, отечественный флот здесь мог бы быть первым...

Немцы оказались на высоте. Наша разработка тут с самого начала отставала от них на 2-3 года, так что шанс опередить немцев у нас был только при условии, что их бардак окажется сильнее нашего :-)) Этого не случилось, как видим, несмотря на многолетние откладывания они все же сделали ЭТО!. И, кстати, некоторые как бы "неглавные" технологии, как скажем металлогидридное хранилище водорода на "эрзац-сплаве" - это вообще чудо, напоминающее мне лучшие времена германской инженерной школы.

С уважением Владимир

От Bigfoot
К Exeter (09.04.2003 16:02:45)
Дата 09.04.2003 16:07:18

Я, конечно, не то, чтобы спец, просто... (+)

...имею определенные сомнения насчет долговечности и надежности анаэробной ДУ с тем типом ТЭ, что установлены на пр.212.

Спорить не буду, могу и ошибиться, но таки-признаны эти источнички бесперспективными и работы по ним потиху сворачиваются - это я уже от спецов слыхал, которые технологию ТЭ клепают.

В остальном - время покажет. Не исключено, что это в своем роде и революция в подводном флоте...

Всего наилучшего,
Йети

От Exeter
К Bigfoot (09.04.2003 16:07:18)
Дата 09.04.2003 16:45:29

Re: Я, конечно,

Здравствуйте, уважаемый Bigfoot!

>...имею определенные сомнения насчет долговечности и надежности анаэробной ДУ с тем типом ТЭ, что установлены на пр.212.

Е:
А при чем тут долговечность и надежность? Это вообще термины не слишком понятные применительно к корабельным ЭУ. Какова "долговечность" газовых турбин или высокооборотных дизелей? Отработали ресурс - заменили.
Здесь главное - что эта хреновина электричество вырабатывает.

>Спорить не буду, могу и ошибиться, но таки-признаны эти источнички бесперспективными и работы по ним потиху сворачиваются - это я уже от спецов слыхал, которые технологию ТЭ клепают.

Е:
Может быть. Прогресс не стоит на месте. Но я уверен, что на жизненный цикл ПЛ скорее всего именно того типа ЭУ, чтто установлен, вполне хватит. Над этим-то работали 30 лет, над следующим поколением ЭУ на ТЭ - не меньше, вероятно, будут.

С уважением, Exeter

От Bigfoot
К Exeter (09.04.2003 16:45:29)
Дата 09.04.2003 17:04:42

Re: Я, конечно,

>Е:
>А при чем тут долговечность и надежность?
При том, что нонче стоимость эксплуатации очень даже во внимание принимается.

>Это вообще термины не слишком понятные применительно к корабельным ЭУ.
Почему????

>Какова "долговечноF

От Exeter
К Bigfoot (09.04.2003 17:04:42)
Дата 09.04.2003 17:13:24

Re: Я, конечно,

Снова здравствуйте!

>>А при чем тут долговечность и надежность?
>При том, что нонче стоимость эксплуатации очень даже во внимание принимается.

Е:
Не принимается, ибо никакой видимой альтернативы нету. Для ПЛ важно обеспечить возможность длительного плавания под водой, это не коммерческий агрегат, простите. А что у пр.212 час полного подводного хода будет стоить 100 тыс. марок - писали еще лет 10 назад, это немцам было ясно с самого начала.


>>Это вообще термины не слишком понятные применительно к корабельным ЭУ.
>Почему????

Е:
Потому. Потому что для корабля важно обеспечить боевые характеристики, а не дешевизну. Повторяю - ресурс ГТУ или высокооборотных дизелей тоже весьма не ахти. А уж о стоимости ядерных ЭУ и их эксплуатации говорить нечего. Тем не менее, ПЛА строят.


С уважением, Exeter

От Bigfoot
К Exeter (09.04.2003 17:13:24)
Дата 09.04.2003 17:27:50

Хм. (+)

Пардоньте, постинг более чем наполовину съело при отправке. :(

>Не принимается, ибо никакой видимой альтернативы нету.
Для кого? Для Штатов и России - возможно. А для Германии - вполне себе.

>Для ПЛ важно обеспечить возможность длительного плавания под водой, это не коммерческий агрегат, простите.
Это как сказать. Стоимость эксплуатации при закупках вооружения все же учитывается. Или Вы будете и это оспаривать?

>А что у пр.212 час полного подводного хода будет стоить 100 тыс. марок - писали еще лет 10 назад, это немцам было ясно с самого начала.
Интересно, как с экспортным потенциалом таких посудин???

>Потому. Потому что для корабля важно обеспечить боевые характеристики, а не дешевизну.
Несомненно. Только последние ТОЖЕ учитываются.

>Повторяю - ресурс ГТУ или высокооборотных дизелей тоже весьма не ахти.
Но его почему-то стараются повысить...

>А уж о стоимости ядерных ЭУ и их эксплуатации говорить нечего. Тем не менее, ПЛА строят.
Вопрос лишь о компромиссе. Для ПЛ типа пр.212 несколько иные критерии. Это машинка для длительной эксплуатации в условиях сравнительно мирного времени, ИМХО.

Всего наилучшего, Йети

От Exeter
К Bigfoot (09.04.2003 17:27:50)
Дата 09.04.2003 17:48:08

Re: Хм.

Снова здравствуйте!

>>Не принимается, ибо никакой видимой альтернативы нету.
>Для кого? Для Штатов и России - возможно. А для Германии - вполне себе.

Е:
Вот именно для Германии никакой альтернативы нету, ибо ПЛА они не стоят. А поскольку основной район операций немецких ПЛ в случае войны - Балтика, то для них обеспечить возможность действий ПЛ в "закрытом" "тесном" море без необходимости регулярно подвсплывать под РДП - жизненно важно. Обратите внимание, что именно поэтому наиболее широким фронтом работы по анаэробным ЭУ ведутся именно в балтийских государствах - ФРГ, Швеции и РФ.



>>Для ПЛ важно обеспечить возможность длительного плавания под водой, это не коммерческий агрегат, простите.
>Это как сказать. Стоимость эксплуатации при закупках вооружения все же учитывается. Или Вы будете и это оспаривать?

Е:
Буду. Ибо учитывается не "стоимость эксплуатации", а ее соотношение с боевой эффективностью. Это и называется критерием "стоимость-эффективность". Для ПЛ внедрение анаэробных ЭУ сулит такой скачок эффективности, что никакие затраты здесь не считаются излишними. Обратите внимание, что к этому тянутся даже такие небогатые страны как Индия и Китай, а голодраный Пакистан скоро станет, скорее всего, второй или третьей страной в мире с ПЛ с анаэробной ЭУ в составе флота.
Насчет стоимости напомню также, что стоимость эксплуатации "вальтеровских" лодок с турбинами на перекиси водорода была еще выше (и намного) - и это в небогатые 40-50-е годы. Тем не менее тогда этим активно занимались и отказались от этого типа ЭУ только вследствие его крайней пожаро-взрывонебезопасности, и причем только тогда, когда на ПЛ появилась жизнеспособная ядерная энергетика.


>>А что у пр.212 час полного подводного хода будет стоить 100 тыс. марок - писали еще лет 10 назад, это немцам было ясно с самого начала.
>Интересно, как с экспортным потенциалом таких посудин???

Е:
Огромный экспортный потенциал. Итальянцы уже строят, греки уже строят, южнокорейцы купили проект, турки хотят. Также, можно сказать, ажиотаж на мировом рынке и вокруг альтернативных типов установок - русского "Кристалла", шведских двигателей Стирлинга, французской MESMA. Если уж MESMA хотят хавать (а паки уже хавают) с ее паровой турбиной с замкнутым этаноло-кислородным котлом-контуром, то по сравнению с этим ЭХГ пр.212 - просто образчик дешевизны, а о безопасности и бесшумности и говорить нечего.


>>Потому. Потому что для корабля важно обеспечить боевые характеристики, а не дешевизну.
>Несомненно. Только последние ТОЖЕ учитываются.

Е:
Учитываются. Поэтому сперва хотели купить 12 ПЛ пр.212, а пока заказали только четыре. Только к отказу или скепсису по поводу их ЭУ это никак не ведет.



>>Повторяю - ресурс ГТУ или высокооборотных дизелей тоже весьма не ахти.
>Но его почему-то стараются повысить...

Е:
Ну так стараются повысить, а не отказаться от их использования. А Ваша логика - ха, дизель не вечный, давайте от него откажеся. Будем гребками грести, как на лодке Шильдера.


>>А уж о стоимости ядерных ЭУ и их эксплуатации говорить нечего. Тем не менее, ПЛА строят.
>Вопрос лишь о компромиссе. Для ПЛ типа пр.212 несколько иные критерии. Это машинка для длительной эксплуатации в условиях сравнительно мирного времени, ИМХО.

Е:
Это машинка для войны. Боевая машина для войны. С выдающимися боевыми качествами. В первую очередь именно благодаря анаэробной ЭУ.


С уважением, Exeter

От Bigfoot
К И. Кошкин (09.04.2003 15:24:23)
Дата 09.04.2003 15:42:32

Ты не совсем прав. (+)

Дискуссий по ТЭ было уже немало тутай.
ТЭ, как и всякое техническое решение, сейчас переходит из стадии стендовых образцов в стадию постановки в крупномасштабное производство. Проблемы были, но потиху их решили в большинстве случаев.
Сейчас в Германии ведется активная работа по разработке индивидуальных систем электроснабжения сельских домов на основе ТЭ, ведутся изыскания по созданию сети заправок водородным топливом для авто. Собираются грузовики оборудовать ТЭ вместо генератора (здесь _уже_ работы дошли до серийного производства, в данный момент оное налаживается). Так что, применяют, и сфера применения с каждым годом расширяется.

ТЭ - не панадол, но во многих случаях оправдан. КПД - до 85%.

А горбуха состоит в том, что ТЭ на основе ПЭМ (протонные электрические мембраны), использованные в ПЛ пр.212 признаны тупиковой ветвью развития. И упор сейчас делается на оксидные керамики...

В принципе, у меня есть книжка по ТЭ в pdf'е, ежели кто очень желает ознакомиться...

Всего наилучшего,
Йети

От Waldi
К Bigfoot (09.04.2003 15:42:32)
Дата 11.04.2003 13:38:24

Re: Ты не...

>Сейчас в Германии ведется активная работа по разработке индивидуальных систем электроснабжения сельских домов на основе ТЭ, ведутся изыскания по созданию сети заправок водородным топливом для авто.
Вообще-то на водороде свет клином не сошелся, вон Тойота выпускает серийно гибрид-авто с ТЭ и реформером на сжиженом газе. Это попрактичнее будет...

>А горбуха состоит в том, что ТЭ на основе ПЭМ (протонные электрические мембраны), использованные в ПЛ пр.212 признаны тупиковой ветвью развития. И упор сейчас делается на оксидные керамики...
Ну лет десять эти ТЭ-ПЭМ на п.212 вполне прослужить могут, а там и технология оксидной керамики уже созреет (КПД, цена, надежность). Долго ли при очередном капремонте ТЭ поменять? Баки с О2/Н2 и арматуру можно ведь и дальше использовать.

От И. Кошкин
К Bigfoot (09.04.2003 15:42:32)
Дата 09.04.2003 15:45:31

Ну, если книжка не на немецком... (-)


От Bigfoot
К И. Кошкин (09.04.2003 15:45:31)
Дата 09.04.2003 16:02:45

Не, на инглейском. (+)

Fuel Cell Handbook (5th edition), U.S. Department of Energy, 2000

От i17
К Bigfoot (09.04.2003 16:02:45)
Дата 09.04.2003 16:11:03

а какого размера ?

>Fuel Cell Handbook (5th edition), U.S. Department of Energy, 2000

ежели меньше 4 Мб киньте на мыло ? Спасибо.

От Bigfoot
К i17 (09.04.2003 16:11:03)
Дата 09.04.2003 17:21:02

Линк внутре. (+)

http://fuelcell.boom.ru

От Bigfoot
К Bigfoot (09.04.2003 17:21:02)
Дата 10.04.2003 11:11:34

Добавлена статья по применению ТЭ с полимерным электролитом на флоте. (+)

http://fuelcells.boom.ru

PECS for naval ships and submarines: many tasks, one solutions
Gunter Sattler
Journal of Power Sources 71(1998) 144-149