От Exeter
К All
Дата 10.12.2000 19:05:55
Рубрики Современность; Флот;

Кому интересно - организация палубной авиации ВМФ СССР и России

Привет всем!

Помнится, весной была тут огроменная дискуссия по поводу организации морской авиации ВМФ СССР и РФ. Причем полностью тогда все не выяснили. Но вот, возможно, собранная мною весьма подробная информация о палубной авиации заинтересует уважаемых Вада, Александра Стукалина, Евгения Путилова, Дмитрия Болтенкова и еще кого-нибудь.

Очень неплохой источник - попавший мне в руки только недавно "Морской Сборник" №8/2000 г. Плюс масса других данных из разных мест. Складывается такая вот картина:

Приказом ГК ВМФ СССР от 15.09.1973 на аэродроме Саки в Крыму начато формирование первого отечественного полка корабельной авиации - 279-го отдельного корабельного штурмового авиаполка (ОКШАП) на самолетах Як-38 (тогда еще обозначался как Як-36МП). Полк предназначался специально для базирования на ТАКР "Киев" и должен был быть постоянно дислоцирован на СФ. В конце 1974 г начаты полеты с палубы "Киева", в 1976 г полк передислоцирован в Североморск-3.
Первоначально планировалось иметь по ОКШАП на каждый ТАКР, но в связи с заменой на них после ввода в строй одной эскадрильи Як-38 на эскадрилью вертолетов ПЛО, было принято решение формировать по полку на два ТАКР пр.1143.

Для подготовки личного состава палубной авиации 17.09.1976 в составе 33-го центра боевого применения и подготовки летного состава морской авиации в Кульбакино под Николаевым сформирован 299-й инструкторско-испытательный корабельный авиаполк (ИИКАП) на самолетах Як-38 и МиГ-21 (базирование - аэродром Саки), а в составе 555-го инструкторско-испытательного полка того же центра - учебная эскадрилья на самолетах L-39.

В 1977 г в связи с предстоящим вступлением в строй ТАКР "Минск" в Саках сформирован 311-й ОКШАП на Як-38 для ТОФ, в 1978 г убывший к месту дислокации на аэродром Пристань Приморского края.

В рамках перехода к строительству авианесущих кораблей с горизонтальным взлетом и посадкой в 1981 г в Саках началось создание 23-го испытательного учебно-тренировочного комплекса (ИУТК). 21.08.1986 он переформирован в 39-е управление испытательного учебно-тренировочного комплекса корабельной авиации, а сам комплекс получил название НИТКА.
Директивой ГШ ВМФ от 13.12.1988 на базе этого 39-го управления в Саках создан 1063-й Центр боевого применения корабельной авиации (ЦБПКА). В его состав вошли:
299-й ИИКАП на Як-38 и МиГ-21.
Специально формируемый новый 100-й корабельный истребительный авиаполк (КИАП) с пока еще "чисто сухопутными" истребителями Су-27 и МиГ-29 (командир - Апакидзе).
Учебная эскадрилья на L-39 из состава 555-го ИИПЛСАП.

В конце 1989 г приказом МО СССР самолет Як-38 снят с вооружения. После этого 279-й ОКШАП на СФ и 299-й ИИКАП в Саках были в 1990 г перевооружены переданными из ВВС штурмовиками Су-25 и переформированы в отдельные морские штурмовые авиаполки (ОМШАП), при этом 299-й ОМШАП выведен из состава 1063-го ЦБПКА и передан в состав авиации ЧФ. 311-й ОКШАП на ТОФ расформирован около 1992 г.

Дальше начинается развал СССР. После "Беловежской Пущи" личный состав 100-го КИАП категорически отказался принимать укратнскую присягу, и в полном составе во главе с Апакидзе вместе со знаменем полка убыл в Россию. Техника полка, по-видимому, была "приватизирована" Украиной, включая и первый палубный истребитель полка - Т-10К-3. Тем не менее 100-й КИАП в России был расформирован из-за неодобрения излишней самостоятельности его личного состава. 299-й ОМШАП был "украинизирован" полностью.

На СФ в 1993-1994 гг все Су-25 279-го ОМШАП были снова возвращены ВВС, а сам полк переформирован в 279-й КИАП на основе личного состава 100-го КИАП во главе с Апакидзе. Полк начал вооружаться истребителями Су-27К, но из-за общего развала был укомплектован техникой по штату только к концу 1999 г. Около 1994 г на СФ была сформирована 1-я смешанная корабельная авиадивизия (СКАД), командир - Апакидзе.

Нынешний состав 1-й СКАД:
279-й КИАП - на начало 2000 г имел 36 Су-33 (видимо, 24 серийных 1-й серии, 10 предсерийных, 2 прототипа) и 4 Су-25УТГ.
830-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк (ОКПЛВП) - хотя сохранил в названии слово "отдельный", но входит в состав СКАД. Имеет не более 30 машин Ка-27.


С уважением, Exeter

От Вад
К Exeter (10.12.2000 19:05:55)
Дата 11.12.2000 09:08:14

Re: Кому интересно - организация палубной авиации ВМФ СССР и России

>Привет всем!

>Помнится, весной была тут огроменная дискуссия по поводу организации морской авиации ВМФ СССР и РФ. Причем полностью тогда все не выяснили. Но вот, возможно, собранная мною весьма подробная информация о палубной авиации заинтересует уважаемых Вада, Александра Стукалина, Евгения Путилова, Дмитрия Болтенкова и еще кого-нибудь.

>Очень неплохой источник - попавший мне в руки только недавно "Морской Сборник" №8/2000 г. Плюс масса других данных из разных мест. Складывается такая вот картина:

>Приказом ГК ВМФ СССР от 15.09.1973 на аэродроме Саки в Крыму начато формирование первого отечественного полка корабельной авиации - 279-го отдельного корабельного штурмового авиаполка (ОКШАП) на самолетах Як-38 (тогда еще обозначался как Як-36МП). Полк предназначался специально для базирования на ТАКР "Киев" и должен был быть постоянно дислоцирован на СФ. В конце 1974 г начаты полеты с палубы "Киева", в 1976 г полк передислоцирован в Североморск-3.
>Первоначально планировалось иметь по ОКШАП на каждый ТАКР, но в связи с заменой на них после ввода в строй одной эскадрильи Як-38 на эскадрилью вертолетов ПЛО, было принято решение формировать по полку на два ТАКР пр.1143.

>Для подготовки личного состава палубной авиации 17.09.1976 в составе 33-го центра боевого применения и подготовки летного состава морской авиации в Кульбакино под Николаевым сформирован 299-й инструкторско-испытательный корабельный авиаполк (ИИКАП) на самолетах Як-38 и МиГ-21 (базирование - аэродром Саки), а в составе 555-го инструкторско-испытательного полка того же центра - учебная эскадрилья на самолетах L-39.

>В 1977 г в связи с предстоящим вступлением в строй ТАКР "Минск" в Саках сформирован 311-й ОКШАП на Як-38 для ТОФ, в 1978 г убывший к месту дислокации на аэродром Пристань Приморского края.

>В рамках перехода к строительству авианесущих кораблей с горизонтальным взлетом и посадкой в 1981 г в Саках началось создание 23-го испытательного учебно-тренировочного комплекса (ИУТК). 21.08.1986 он переформирован в 39-е управление испытательного учебно-тренировочного комплекса корабельной авиации, а сам комплекс получил название НИТКА.
>Директивой ГШ ВМФ от 13.12.1988 на базе этого 39-го управления в Саках создан 1063-й Центр боевого применения корабельной авиации (ЦБПКА). В его состав вошли:
>299-й ИИКАП на Як-38 и МиГ-21.
>Специально формируемый новый 100-й корабельный истребительный авиаполк (КИАП) с пока еще "чисто сухопутными" истребителями Су-27 и МиГ-29 (командир - Апакидзе).
>Учебная эскадрилья на L-39 из состава 555-го ИИПЛСАП.

>В конце 1989 г приказом МО СССР самолет Як-38 снят с вооружения. После этого 279-й ОКШАП на СФ и 299-й ИИКАП в Саках были в 1990 г перевооружены переданными из ВВС штурмовиками Су-25 и переформированы в отдельные морские штурмовые авиаполки (ОМШАП), при этом 299-й ОМШАП выведен из состава 1063-го ЦБПКА и передан в состав авиации ЧФ. 311-й ОКШАП на ТОФ расформирован около 1992 г.

>Дальше начинается развал СССР. После "Беловежской Пущи" личный состав 100-го КИАП категорически отказался принимать укратнскую присягу, и в полном составе во главе с Апакидзе вместе со знаменем полка убыл в Россию. Техника полка, по-видимому, была "приватизирована" Украиной, включая и первый палубный истребитель полка - Т-10К-3. Тем не менее 100-й КИАП в России был расформирован из-за неодобрения излишней самостоятельности его личного состава. 299-й ОМШАП был "украинизирован" полностью.

>На СФ в 1993-1994 гг все Су-25 279-го ОМШАП были снова возвращены ВВС, а сам полк переформирован в 279-й КИАП на основе личного состава 100-го КИАП во главе с Апакидзе. Полк начал вооружаться истребителями Су-27К, но из-за общего развала был укомплектован техникой по штату только к концу 1999 г. Около 1994 г на СФ была сформирована 1-я смешанная корабельная авиадивизия (СКАД), командир - Апакидзе.

>Нынешний состав 1-й СКАД:
>279-й КИАП - на начало 2000 г имел 36 Су-33 (видимо, 24 серийных 1-й серии, 10 предсерийных, 2 прототипа) и 4 Су-25УТГ.
>830-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк (ОКПЛВП) - хотя сохранил в названии слово "отдельный", но входит в состав СКАД. Имеет не более 30 машин Ка-27.


>С уважением, Exeter


Не просто интересно,а чертовски интересно
но не могу не задать пару вопросов
1. Палубная авиация на других флотах(естественно особенно ТОФ,но и вертолеты на БФ и ЧФ интересно),есть ли,что-нибудь о ней
2.Су-25-остались лши еше в ВМФ(кроме УТГ)
3.Есть ли ,что-нибудь похожее по авиации берегового базирования
4.Какой смысл держать в полку-самолеты-прототипы,возможно ли их боевое использование или просто собрали все до кучи.
С уважением

От Exeter
К Вад (11.12.2000 09:08:14)
Дата 11.12.2000 17:12:39

Re: Кому интересно - организация палубной авиации ВМФ СССР и России

Здравствуйте, уважаемый Вад!


>Не просто интересно,а чертовски интересно
>но не могу не задать пару вопросов
>1. Палубная авиация на других флотах(естественно особенно ТОФ,но и вертолеты на БФ и ЧФ интересно),есть ли,что-нибудь о ней

Е:
Вроде бы, на каждом из остальных флотов осталось по отдельной противолодочной вертолетной эскадрилье (ОПЛВАЭ).
Вообще, ситуация с вертолетным парком у нас сейчас катастрофическая.


>2.Су-25-остались лши еше в ВМФ(кроме УТГ)

Е:
Нет, конечно. Есть 4 УТГ на Севере.


>3.Есть ли ,что-нибудь похожее по авиации берегового базирования

Е:
Фрагменты, причем устаревшие, и практически совпадающие с тем, что было на КРОНе. Уж больно много расформирований и реорганизаций за последние годы. Картина на 2000 г мне примерно ясна, но точного перечня номеров частей нет.


>4.Какой смысл держать в полку-самолеты-прототипы,возможно ли их боевое использование или просто собрали все до кучи.

Е:
Так собирали-то все! До 1994-1995 гг и были-то прототипы + 10 предсерийных машин, построенных в 1991 г. Вспомните, с чем "Кузнецов" ходил в Средиземное море в 1995-1996 г - именно с ними.
Всего прототипов было, как известно, 9 (Т-10К-1 - К-9). Из них два разбили (К-1 и К-8), один оставили хохлам (К-7; насчет К-3 - это я обпечатался), еще один вроде бы в 1990 г переделали в Су-27КУ.


С уважением, Exeter

От Вад
К Exeter (11.12.2000 17:12:39)
Дата 11.12.2000 17:21:55

Re: Кому интересно - организация палубной авиации ВМФ СССР и России

>Здравствуйте, уважаемый Вад!


>>Не просто интересно,а чертовски интересно
>>но не могу не задать пару вопросов
>>1. Палубная авиация на других флотах(естественно особенно ТОФ,но и вертолеты на БФ и ЧФ интересно),есть ли,что-нибудь о ней
>
>Е:
>Вроде бы, на каждом из остальных флотов осталось по отдельной противолодочной вертолетной эскадрилье (ОПЛВАЭ).
>Вообще, ситуация с вертолетным парком у нас сейчас катастрофическая.

На ТОФе я думаю полк, а вообще есть какой либо норматив (коэффициент) по кол-ву вертолетов или самолетов на корабль,наример на Кировах базируется 3 вертолета,а сколько их должно быть с учетом ремонта и тд. в полку-3-4-5.


>>2.Су-25-остались лши еше в ВМФ(кроме УТГ)
>
>Е:
>Нет, конечно. Есть 4 УТГ на Севере.

Я почему спрашиваю,попалась инфа ,что было изг-но 12 самолетов Су-25УТГ,самолет специфический кроме как на АВ его нет смысла использовать,та интересно где остальные.


>>3.Есть ли ,что-нибудь похожее по авиации берегового базирования
>
>Е:
>Фрагменты, причем устаревшие, и практически совпадающие с тем, что было на КРОНе. Уж больно много расформирований и реорганизаций за последние годы. Картина на 2000 г мне примерно ясна, но точного перечня номеров частей нет.

Да с номерами частей бардак полный,без поллитра не разобраться


>>4.Какой смысл держать в полку-самолеты-прототипы,возможно ли их боевое использование или просто собрали все до кучи.
>
>Е:
>Так собирали-то все! До 1994-1995 гг и были-то прототипы + 10 предсерийных машин, построенных в 1991 г. Вспомните, с чем "Кузнецов" ходил в Средиземное море в 1995-1996 г - именно с ними.
>Всего прототипов было, как известно, 9 (Т-10К-1 - К-9). Из них два разбили (К-1 и К-8), один оставили хохлам (К-7; насчет К-3 - это я обпечатался), еще один вроде бы в 1990 г переделали в Су-27КУ.


>С уважением, Exeter

От Exeter
К Вад (11.12.2000 17:21:55)
Дата 11.12.2000 17:39:39

Re: Кому интересно - организация палубной авиации ВМФ СССР и России

Уважаемый Вад!


>>>Не просто интересно,а чертовски интересно
>>>но не могу не задать пару вопросов
>>>1. Палубная авиация на других флотах(естественно особенно ТОФ,но и вертолеты на БФ и ЧФ интересно),есть ли,что-нибудь о ней
>>
>>Е:
>>Вроде бы, на каждом из остальных флотов осталось по отдельной противолодочной вертолетной эскадрилье (ОПЛВАЭ).
>>Вообще, ситуация с вертолетным парком у нас сейчас катастрофическая.
>
>На ТОФе я думаю полк, а вообще есть какой либо норматив (коэффициент) по кол-ву вертолетов или самолетов на корабль,наример на Кировах базируется 3 вертолета,а сколько их должно быть с учетом ремонта и тд. в полку-3-4-5.

Е:
В том-то и дело, что на ТОФ эскадрилья осталась! Более того, в конце 1998 г хотели и 830-й ОПЛКВП на СФ в эскадрилью переформировать! В одном из недавних "Морских Сборников" была статья про это дело. Полк отстоял лично Апакидзе. И прямо указывается, что 830-й полк - ПОСЛЕДНИЙ вертолетный полк, оставшийся в ВМФ.

Штатная численность вертолетного полка ВМФ в советские времена - три эскадрильи по 18 машин (первоначально штатно в эскадрилье на Ка-25 было 16 Ка-25ПЛ и 2 Ка-25РЦ, но фактически там разнообразный винегрет как правило был).
А сейчас всего-то по буржуйским данным в ВМФ РФ осталось не более 70-80 машин Ка-27 ВСЕХ модификаций на 4 флота.


>>>2.Су-25-остались лши еше в ВМФ(кроме УТГ)
>>
>>Е:
>>Нет, конечно. Есть 4 УТГ на Севере.
>
>Я почему спрашиваю,попалась инфа ,что было изг-но 12 самолетов Су-25УТГ,самолет специфический кроме как на АВ его нет смысла использовать,та интересно где остальные.

Е:
Нет, было изготовлено 10 Су-25УТГ. Из них 5 осталось в Саках, были "прихватизированы" Украиной и впоследствии переданы в состав 299-го полка. 5 достались России, но один разбился в 1993 г.
Кроме того, в начале 90-х гг Улан-Удинскому заводу заказали 10 Су-25УБП - со складным крылом и подвесками для вооружения, но из-за отсутствия финансирования ВМФ ни один так и не получил, хотя вроде бы 2 или больше машин были построены, но так и остаются на заводе.

С уважением, Exeter

От Вад
К Exeter (11.12.2000 17:39:39)
Дата 11.12.2000 18:21:34

Последнее уточнение

>Уважаемый Вад!


>>>>Не просто интересно,а чертовски интересно
>>>>но не могу не задать пару вопросов
>>>>1. Палубная авиация на других флотах(естественно особенно ТОФ,но и вертолеты на БФ и ЧФ интересно),есть ли,что-нибудь о ней
>>>
>>>Е:
>>>Вроде бы, на каждом из остальных флотов осталось по отдельной противолодочной вертолетной эскадрилье (ОПЛВАЭ).
>>>Вообще, ситуация с вертолетным парком у нас сейчас катастрофическая.
>>
>>На ТОФе я думаю полк, а вообще есть какой либо норматив (коэффициент) по кол-ву вертолетов или самолетов на корабль,наример на Кировах базируется 3 вертолета,а сколько их должно быть с учетом ремонта и тд. в полку-3-4-5.
>
>Е:
>В том-то и дело, что на ТОФ эскадрилья осталась! Более того, в конце 1998 г хотели и 830-й ОПЛКВП на СФ в эскадрилью переформировать! В одном из недавних "Морских Сборников" была статья про это дело. Полк отстоял лично Апакидзе. И прямо указывается, что 830-й полк - ПОСЛЕДНИЙ вертолетный полк, оставшийся в ВМФ.


А не были ли там номера этих эскадрилей,интересно было бы посмотреть какие номера остались

>Штатная численность вертолетного полка ВМФ в советские времена - три эскадрильи по 18 машин (первоначально штатно в эскадрилье на Ка-25 было 16 Ка-25ПЛ и 2 Ка-25РЦ, но фактически там разнообразный винегрет как правило был).
>А сейчас всего-то по буржуйским данным в ВМФ РФ осталось не более 70-80 машин Ка-27 ВСЕХ модификаций на 4 флота.

Ка-25 я так понимаю приказали долго жить,а вот ,что с Ми-14,объект еще дышит



>>>>2.Су-25-остались лши еше в ВМФ(кроме УТГ)
>>>
>>>Е:
>>>Нет, конечно. Есть 4 УТГ на Севере.
>>
>>Я почему спрашиваю,попалась инфа ,что было изг-но 12 самолетов Су-25УТГ,самолет специфический кроме как на АВ его нет смысла использовать,та интересно где остальные.
>
>Е:
>Нет, было изготовлено 10 Су-25УТГ. Из них 5 осталось в Саках, были "прихватизированы" Украиной и впоследствии переданы в состав 299-го полка. 5 достались России, но один разбился в 1993 г.
>Кроме того, в начале 90-х гг Улан-Удинскому заводу заказали 10 Су-25УБП - со складным крылом и подвесками для вооружения, но из-за отсутствия финансирования ВМФ ни один так и не получил, хотя вроде бы 2 или больше машин были построены, но так и остаются на заводе.


Исчерпывающе -вопрос закрыт навеки,спасибо

>С уважением, Exeter

От Exeter
К Вад (11.12.2000 18:21:34)
Дата 11.12.2000 19:33:09

Тю-тю Ми-14 ( - )


От Вад
К Exeter (11.12.2000 19:33:09)
Дата 11.12.2000 19:37:54

Так,что только Ка-27,1полк-30шт+4эск.-40-50шт.=70-80,похоже на правду(-)


От Вад
К Вад (11.12.2000 09:08:14)
Дата 11.12.2000 13:49:28

Оп-с уточнение

>Не просто интересно,а чертовски интересно
>но не могу не задать пару вопросов
>1. Палубная авиация на других флотах(естественно особенно ТОФ,но и вертолеты на БФ и ЧФ интересно),есть ли,что-нибудь о ней
>2.Су-25-остались лши еше в ВМФ(кроме УТГ)
>3.Есть ли ,что-нибудь похожее по авиации берегового базирования
>4.Какой смысл держать в полку-самолеты-прототипы,возможно ли их боевое использование или просто собрали все до кучи.
>С уважением

Вопрос о Су-25 снимаю,уже было-нету их в ВВС ВМФ, а вот по поводу 1 СКАД,мелькало в старых дисскуссиях 57 СКАД,что это ошибка или ...

От Exeter
К Вад (11.12.2000 13:49:28)
Дата 11.12.2000 17:20:40

СКАД

Уважаемый Вад!


>Вопрос о Су-25 снимаю,уже было-нету их в ВВС ВМФ, а вот по поводу 1 СКАД,мелькало в старых дисскуссиях 57 СКАД,что это ошибка или ...

Е:
Да, я знаю. Я написал 1-я СКАД, т.к. именно так она упоминалась в одном из "Морских Сборников" в 1999 г.
Мои предположения:
1) СКАД формировалась на базе управления некоей 57-й авиадивизии, а потом была переименована.
2) СКАД формировалась как 57-я, но затем переименована.
3) СКАД и по сей день 57-я, а то, что ее в "МС" именуют 1-й - подразумевается ПЕРВАЯ КОРАБЕЛЬНАЯ в ВМФ :-))) Т.е. просто журноламерство, но в погонах (в "МС" это бывает).


С уважением, Exeter