>
>Гонятся за японским флотом русские не могли по техническим причинам. То есть, должна была быть точка, за которую японцы должны были сражаться. Быть "там-то". Единственная такая точка - Цусимский пролив.
>****
Но гоняться и не нужно было! Разве Того сам не искал встречи? По-моему, он все поставил на карту, чтобы не дать русскому флотиу избежать этой встречи. А значит, направление и скорость русских особого значения не имели. Обладающий большей скоростью Того сам бы явился, погнался бы за эскадрой, как только обнаружил.
>
>Поэтому надо было выбрать что-то одно. Либо сохранять дирекцию, либо гоняться за Того. Последнее невозможно из за малой скорости. Вывод - "сохранять дирекцию".
>****
Наверное, я неясно излагаю. Понятно, что до встречи направление могло быть только одно (в соответствии с приказом) - на Владивосток. Но после того, как стало очевидным, что Того идет навстречу и будет бой, следовало бы этот приказ изменить и задачу достижения Владика подчинить достижению успеха в бою. Все задачи следовало бы подчинить этой, собственно, это простым текстом написано в любом уставе.
>>Т.обр. главная ошибка (не считаю, что Рожественского, он в свою очередь выполнял приказ) была именно в неправильной постановке задачи.
>
>А какая еще могла быть задача?
>****
В бою - только разбить японцев. О существовании Владивостока на время боя забыть.
>
>Там было внезапное нападение. Засада. То есть, не только не имели преимущества в скорости, но и "силовые качества" (оборона-нападение) не успели развернуть. В Цусиме же, уступая в скорости и не имея возможности навязать сражение, русские имели единственную возможность захватить инициативу - заставить японцев парировать русский прорыв к Владивостоку.
Но мог ли Того уходить от боя? Ведь это для него очень опасно ("не слишком ли быстро я бегу" :)?
>Если говорить о сухопутных аналогиях, то ето - движение каре пехоты сквожь зону действия каваллерии. Уступая в подвижности, каре все же побеждает за счет большей боевой устойчивости. "Наполеон прошел сквожь шумные толпы наши, ка стопушечный корабль мимо рыбачих лодок". Русским такую боевую устойчивость давало преимущество в артиллерии и броне. Конечно, не такое, как у стопушечного против лодок, но это был главный русский козырь.
>****
Там они даже и не в каре двигались. Просто при приближении давыдовцев брали ружья под курок, и этого оказывалось достаточно. Но там была гвардия Наполеона, а противостояли им казаки\партизаны. Впрочем, любая аналогия хромает. Можно еще вспомнить Красса, но тма беда не втом, что у парфян были конные стрелки, а втом, что у самого Красса не было легких сил.
>
>Просто русские не реализовали вариант с "сохранением дирекции", почти сразу "признали превосходство японцев" - начали уклоняться от боя - кружить на месте, давая японцам время и место, чтобы разромить противника.
>****
Кружить на месте ведь и из-за того, что флагман вышел из боя? В результате мало того, что каждый корабль больше стремился не поразить японцев, а добраться до Владивостока - еще и добавилась нескоординированность.
>
>Обе стороны, без всяких сомнений, считали направление через Цусимский пролив очевиным решением. Тут вот мне Окам подсказывает, что не могли все, кроме Солджера ошибаться в оценке:-).
Почему, я в Соджера верю :)) Но он отрекся :о(
>Если серьезно, то Кофман говорит о причинах. Можно добавить гораздо больше. Например, Того мог парировать не только у Хакодате или Сахалина, но и через Внутреннее море уже у Токио...
Это другая ситуация, не менее сложная, давайте, если не возражаете, пока по Цусиме.
>>В чем я не прав?
>
>Это была гонка. Успеют ли японцы разбить русских до того, как те добегут до Владивостока. Любое действие, сокрасчающее путь (а значит и время), было положительно для русских. Любое удлинняющее ("нормальные герои всегда идут в обход", уклонение от "дирекции" под действием огня))- отрицательно.
Но ведь так они и были обречены на поражение? У японцев - выше скорость. У японцев явное преимущество в легких\ миноносных силах. А на дворе ночь приближается...И к утру, даже если увернутся от торпед, японцы успеют догнать и дать еще один бой. Наверное, так Того и рассчитывал?
Я полагаю: если русские имели шанс победить в эскадренном бою, то использовать этот шанс, не поставив задачи "победить в эскадренном бою" нельзя было.
>
>У меня нет японского шрифта, но в переводе на русский это будет приблизительно так:"Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мэйдзи"
Думаю, в ближайшее время она мне вряд ли будет доступна. Кроме того, вот Кофман пишет: "Но тщетно пытаться найти в этом четырехтомном издании хотя бы следы анализа боевых действий. Очень немногословным является и само описание Цусимского боя."
Но в общем это шутка конечно - про самую-самую книгу
>Но гоняться и не нужно было! Разве Того сам не искал встречи? По-моему, он все поставил на карту, чтобы не дать русскому флотиу избежать этой встречи. А значит, направление и скорость русских особого значения не имели. Обладающий большей скоростью Того сам бы явился, погнался бы за эскадрой, как только обнаружил.
Да, но мы рассматриваем задачу для русских. "Пойди туда-то и разбей".
****
> Но после того, как стало очевидным, что Того идет навстречу и будет бой,
Ето не было ясно. Слухи были с Сингапура. Но все не подтверждались и неподтверждались. То есть, если допустим у Тайваня русские решат, что Того идет и рванут, скажем, к Филипинам, то ето ничего не добавит к шансам на победу.
***
>В бою - только разбить японцев. О существовании Владивостока на время боя забыть.
Хорошо. В бою Того расходиться на контркурсах и идет на юг (реально было в Шантунге). Надо за ним поворачивать назад, от Владика?
***
> Можно еще вспомнить Красса, но тма беда не втом, что у парфян были конные стрелки, а втом, что у самого Красса не было легких сил.
Но в данном-то случае у "Краса" как раз стрелки (артиллерия) лучше. Они не подпустят "парфян". А если и попадет что-то, то латы (броня) тоже лучше. Просто, если в латах гоняться за парфянами то рано или поздно околееш.
****
>Кружить на месте ведь и из-за того, что флагман вышел из боя?
Флагман не должен выходить из боя:"Главный секрет победы в морском бою заключается в том, что флагман всегда должен вести. Не важно, в каком беспорядке находятся другие - если
флагман держит курс, их боевой дух будет сохранен. Флагман всегда должен двигаться вперед, как бы тяжело он ни был поврежден". Знаете, кто сказал:-)?
****
>В результате мало того, что каждый корабль больше стремился не поразить японцев, а добраться до Владивостока - еще и добавилась нескоординированность.
Наоборот. Вот если бы кто-то гонялся за японцами, а кто-то добирался до Владика, а кто-то бежал - вот ето было бы да... Так было у Шантунга.
>Я полагаю: если русские имели шанс победить в эскадренном бою, то использовать этот шанс, не поставив задачи "победить в эскадренном бою" нельзя было.
Если бы они пришли во Владивосток, там отдохнули, починились и вышли в море - шансы были бы выше.