От yaejom
К All
Дата 10.02.2003 16:44:37
Рубрики Современность; Локальные конфликты;

Может ли судьба нашего ВПК повторить судьбу китайского ?

30 - 40 лет назад
Обратимся к истории:
В 1950-е - начале 60-х СССР построил в Китае ВПК, который по существу был ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ В МИРЕ.
Посудите сами, что мог выпускать ВПК КНР на начало 60-х (момент разрыва с Москвой):
Истребители:
МиГ-17, МиГ-19, развертывался выпуск МиГ-21 (выпустили немного, потом процесс застопорился до конца 70-х). Выпускалась ракета PL-1 класса "воздух-воздух", аналог советской ранней ракеты под натовским обозначением Atoll.
Бомбардировщики:
Ту-16, Ил-28
Танки:
Т-55, ПТ-76
Артиллерия:
практически все артсистемы имевшиеся тогда в СССР кал. 85, 100, 122, 152 мм.

Стрелковое оружие:
АК(в своей модификации), СКС, ПМ, ТТ, ППШ, ППС, РПД-44, СГ

ПТО:
ПТУР "Малютка"(начали производить, кажется ближе к концу 60-х), БО кал. 82 и 107 мм, РПГ-2, затем РПГ-7

ПВО:
ЗРК С-75, орудия ЗА кал. 25, 37, 57, 85, 100 мм.

Морские вооружения:
ПКР П-15, ПЛ пр. 613, 633, ракетные катера пр. 205, 213, позднее началось строительство эсминцев "Люйда" (аналог нашего пр.56) и много всего другого

ИМХО едва ли хоть один европейский член НАТО мог производить такой спектр вооружений самостоятельно.
Далее в Китае начинается культурная революция, экономический хаос и внутренний бардак. ВПК был в полной мере затронут этими событиями (нормально работать, кажется, давали лишь тем, кто занимался баллистическими ракетами и ЯО, а остальных коснулись все маразмы КР). Произошел разрыв с главным поставщиком технологий - СССР, а с Западом связи налажены еще не были.
Многие разработки, которые были начаты тогда, были закончены только к концу 80-х !!! То есть, хотя валовые объемы производства вооружений оставались существенными, НИОКР застопорились. Немногие научно-технические кадры, которые оставались, были частично загублены, частично не могли быть разумно использованы из-за постоянных внутриполитических сложностей.
С конца 70-х годов, когда начались реформы, имело место и серьезное сокращение физических объемов производства оружия. Усилилась проблема оттока кадров из ВПК ввиду более высоких зарплат в гражданском секторе. Сотрудничество с СССР развернулось лишь в конце 80-х. Сотрудничество с Западом в 70-е - 80-е кое-что давало, но мало что меняло по существу.
И только в 90-е на базе достигнутых экономических успехов появились реальные результаты в перевооружении армии. Но до прежних достижений им еще весьма далеко.
Тем не менее, у нас есть пример того, как вполне современный на начало 60-х ВПК был практически законсервирован в своем развитии на 25-30 лет и тем не менее сумел сохраниться и возобновить развитие, когда экономические и политические условия сложились благоприятно.

С уважением,
Василий

От БТ-7А
К yaejom (10.02.2003 16:44:37)
Дата 11.02.2003 14:50:45

Венчурный бизнес по-китайски(+)

Всем, здравствуйте!
(В лице России Китай обрел дешевый источник высоких технологий)

На недавнем заседании Совета при президенте РФ по науке и высоким технологиям Владимир Путин сказал, что Россия сохранила интеллектуальный потенциал, но надо найти формы, при которых он мог бы работать эффективно. Пока у нас продолжают «искать», наш великий сосед Китай уже, похоже, научился это делать. То есть за сравнительно скромные деньги получать от России то, что заметно повышает его научно-технологический потенциал. Причем в этой области, как показало расследование «НГ», практикуются примерно такие же методы, что и на челночном и сырьевом фронтах.

С начала 90-х в нашу страну вместе с обычными торговцами из Поднебесной стали прибывать «ловцы» российских высоких технологий. Среди них были и любители, пытавшиеся где-то на халяву приобрести для родины что-то экстравагантное (типа мифической «красной ртути»), и профессионалы в области промышленного шпионажа, которых ФСБ иногда задерживала, но потом всегда с миром отпускала.

Постепенно выстраивались прямые связи и между научными коллективами. Российская наука в лице ее наиболее предприимчивых представителей стала сама выходить на китайцев, предлагая им в основном то, что не доведено до лицензионной стадии из-за недостаточного финансирования или в силу каких-то «иных» соображений. Слово «иных» мы поставили в кавычки, потому что, как и многие другие статьи российского экспорта, вывоз продуктов мозговой жизнедеятельности у нас декларируется не полностью, а иногда вообще не декларируется. И китайцы этой ситуацией успешно пользуются.

Русский с китайцем — братья навек

Правда, российские научные «полуфабрикаты» — это ведь вещь в себе. Как и во всем мире, где в среднем лишь одна из пяти научно-технических разработок находит выход в производство, принося порой феноменальные прибыли. Но в отличие от России с ее «сырьевой» экономикой Китай — это страна с ярко выраженным инстинктом производителя. У него мало ресурсов на душу населения, невысокий научный и инновационный потенциал. Зато есть бездонный ресурс рабочей силы, которой позарез нужно быть конкурентоспособной на внешних рынках, плюс армия, которой очень хочется обрести самые современные системы оружия.

Вопрос в случае с российскими разработками состоит в том, что китайцам часто трудно самостоятельно уяснить, сколько времени и средств требуется для коммерциализации наших «полуфабрикатов». Разрыв в научном плане на ряде направлений настолько велик, что у китайской стороны порой просто нет требуемого уровня специалистов, чтобы оценить ценность и перспективность того, что предлагается. Да и традиции венчурного бизнеса в этой типичной стране «имитаторов» складываются медленно. То ли дело западные фирмы. Те предлагают китайцам, так сказать, законченный товар. И вообще всегда готовы наладить все «под «ключ» — только плати по полной за лицензии, услуги и проч.

Но и тут все не так просто. ТНК почти не инвестируют в развитие исследовательских центров в Китае по соображениям охраны технологических секретов, сдерживания потенциальных конкурентов, в силу слабой защиты в КНР прав на интеллектуальную собственность и по политическим мотивам. До сих пор правительства Запада жестко ограничивают передачу Китаю современных технологий двойного назначения, не говоря уже о военных.

В общем, выйти на передовые рубежи технического прогресса и при этом обрести технологическую самодостаточность с помощью Запада Китаю не светит. И понимание этого заставило обратить взоры к северному соседу. Ну а главным венчурным инвестором стало, естественно, китайское государство.

Результаты предпринятых с китайской стороны усилий — кстати, пока достаточно скромных в финансовом отношении — налицо. По оценке экспертов КНР, их наука при российском содействии на ряде направлений преодолела такую дистанцию, на которую самостоятельно потребовалось бы 10–20 лет.

Конкретный пример — участие российских ученых в работе Шэньянского НИИ автоматики по развитию бескабельного применения подводных роботов на глубине 6 тыс. метров. В итоге китайский НИИ овладел всеми основными технологиями, выполнив на 10 лет раньше срока задачу, обозначенную в рамках реализации государственной программы № 863 (утвержденной Госсоветом КНР в 1986 г.) по разработке подводной робототехники.

Созданный при Харбинском политехническом университете (ХПУ) Хэйлунцзянский китайско-российский центр научно-технического сотрудничества привлек в последние годы для реализации своих программ свыше 70 высококвалифицированных российских специалистов в области аэрокосмических исследований. С их помощью, если верить публикациям в научной периодике КНР, китайская сторона получила ряд новейших оборонных технологий, и в частности полный набор чертежей и баз данных для создания крылатых ракет (!), технологическую документацию для разработки пилотируемого космического аппарата (!!), орбитальной космической станции, прилунения и малых спутников (!!!). Как признают китайские эксперты, подобные результаты Китай «никогда бы не смог получить от западных стран».

Государственный приоритет

Работе по привлечению российского хай-тека в Китае уделяется все более приоритетное внимание. При правительстве той же провинции Хэйлунцзян с одобрения Пекина созданы рабочая группа по НТС с Россией и Комитет по делам российских специалистов, работающих в этой сфере. Примерно с середины 90-х годов в Хэйлунцзяне приступили к формированию тщательно продуманной системы поиска и «переваривания» передовых российских технологий.

Как и учил председатель Мао, пограничная с Россией провинция в этом деле «идет на двух ногах». Одна из них как бы «официальная», а другая — по линии, так сказать, «прямых связей». По официальной линии соответствующие структуры провинции подключены к реализации ряда проектов, определенных как приоритетные на состоявшемся в прошлом году 6-м заседании двусторонней подкомиссии по научно-техническому сотрудничеству. Как заверили нас сведущие люди из Минпромнауки РФ, «здесь не побалуешь»: то есть все межправительственные программы контролируются уполномоченными ведомствами с обеих сторон, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным.

Иная картина вырисовывается с «прямыми связями». Именно по этой линии китайцам, судя по всему, удается задешево получить от наших ученых то, за что при ином раскладе пришлось бы выкладывать совсем другие деньги.

Для этого выстраивается целая система, начинающаяся с поиска перспективных проектов. Тот же Хэйлунцзянский центр НТС открыл свой сайт, через который поддерживает постоянную связь с 40 научно-исследовательскими организациями России. Через интернет китайская сторона успешно провела переговоры примерно со ста вузами и НИИ России, получив от них для предварительной экспертной оценки описание более 1200 научно-технических разработок. Дальше все идет по наработанной схеме: обмен делегациями, приглашение специалистов на работу и т.д.

Центру, на создание которого выделено $ 7 млн., присвоен статус объекта государственного значения. Центр организовал постоянно действующую выставку технологий из России, ряд специализированных лабораторий, запатентовал 14 изобретений, перевел с русского материалы по 530 российским технологиям.

Через эту структуру осуществляется как финансирование совместной научной деятельности с российскими учеными, так и прямое субсидирование проведения российской стороной научных исследований по заказанной китайской стороной тематике. Харбинцы «сводят» китайских предпринимателей с российскими НИИ, подбирают и приглашают российских специалистов для работы в китайских производственных структурах, организуют проведение научных конференций и т.д. Ну и конечно, с выгодой для себя посредничают, перепродавая китайским предприятиям российские технологии.

Начиная с 2001 года в соответствии с планом, утвержденным Управлением науки и техники провинции Хэйлунцзян, центр пригласил из России и стран СНГ для участия в различных проектах несколько сотен специалистов по хай-теку.

Эти кадры, согласно утвержденной программе, призваны помочь китайской стороне завершить исследования по 300 технологиям «эсэнговского» происхождения, а также довести до стадии коммерческой готовности 50 разработок. Кроме того, создаются «инкубационные условия» для разработки 50 проектов, а также формируется целевой венчурный фонд в размере $ 120,5 млн.

Ставится также задача реализации доводимых до лицензионной стадии российских технологий на внешнем рынке.

Форпост в Муданьцзяне

Для более эффективного использования наших научных мозгов решено создать благоприятные условия. В том же Хэйлунцзяне уже утвержден проект создания Харбинского международного научного городка (МНГ), главная цель которого — расширение НТС с российскими регионами путем объединения и координации усилий харбинских НИИ и вузов по привлечению технологий из России. О масштабах этого проекта говорит хотя бы тот факт, что на создание МНГ намечается потратить $ 145 млн. Подчеркивается, что научный городок должен полностью вписываться в рыночную экономику, а зарегистрированные в нем юридические лица будут выступать как фирмы.

А недалеко от Харбина уже приступили к созданию производственных мощностей, на которых коммерциализация разработок наших ученых будет приобретать завершенную форму. Этот крупный объект, строящийся в городе в Муданьцзяне, именуется База производства экспортных товаров для России. Она будет состоять из промышленной зоны, «инкубатора» проектов научно-технического сотрудничества и т.д.

В экспертном сообществе КНР идут серьезные дискуссии вокруг того, как эффективней задействовать «российский канал» улучшения технологического профиля Китая. Отмечается, что есть еще много препятствий, сдерживающих развитие двусторонних научно-технических связей. Научно-технические круги России ориентированы главным образом на сотрудничество с развитыми странами Запада. НИИ и предприятия двух стран все еще «оторваны друг от друга», стратегии расширения контактов не хватает четкости, поведение крупных китайских предпринимателей в целом отличается пассивностью, обусловленной боязнью инвестиционных рисков.

Пока самым главным препятствием для более масштабного использования Китаем российского интеллектуального потенциала является недостаток финансирования для завершения исследований и коммерциализации разработок. С созданием упомянутого венчурного фонда дело должно заметно продвинуться вперед.

Ведь доработка российских технологий все равно требует на порядок меньших средств, нежели покупка готовых лицензий у Запада. И китайцы, которые уже «вкусили» российского хай-тека, поняли, какой Клондайк перед ними открылся.

Кстати, заметим, что когда Япония в 50-е годы начинала свой исторический рывок, свыше четверти общего объема ее импорта приходилось на технологии, на закупки у США и Европы дорогостоящих лицензий и патентов. Китай сегодня не повторяет японский путь не только, а может быть, и не столько из-за нехватки средств, но в силу стремления выстроить самодостаточную технологическую базу. Дабы, как подчеркивалось на недавнем XVI съезде КПК, последовательно сокращать в этой области зависимость от заграницы. Упрямое стремление Пекина реализовать собственную космическую программу лишь одно из свидетельств такого настроя.

Отсюда и возросший интерес к сотрудничеству по линии прямых связей. Здесь, так сказать, сошлись два специфических интереса. Китайцы стремятся приобретать российские технологии, выводя при этом за скобки вопрос об интеллектуальной собственности (в идеале стремясь эту собственность оформить на себя).

Российские представители соглашаются на это вследствие и объективных, и «субъективных» причин. Объективных — это когда технологии недоработаны в силу недостаточного финансирования. «Субъективных» — это когда и доводить-то не очень хотят: «полуфабрикатом» ведь торговать интересней, чем конечным продуктом (если, конечно, иметь в виду личный интерес).

Стремление китайцев к отходу от общепринятой практики торговли научно-технической документацией (когда продают и покупают готовые лицензии) вызвано не только соображениями экономии средств. Ведь в рамках сложившейся практики сотрудничества с Западом научно-технический прогресс в Китае сводится главным образом к обретению навыков работы с приобретенной техникой и освоению ввезенных «чужих» технологий. Получая же у России научные «полуфабрикаты», китайцы обретают дополнительную подпитку для «саморазвития», подъема своей научно-экспериментальной базы и подготовки кадров.

Управление науки и техники провинции Хэйлунцзян рекомендует создавать многоуровневую систему внедрения российских технологий, усиливая взаимодействие между китайскими НИИ и предприятиями. Эксперт Ци Вэйхай полагает, что в Китае таких уровней насчитывается 30, начиная с органов центральной власти КНР и кончая мелкими хозединицами. На каждом из них должен быть создан фонд поддержки привлечения технологий из России.

Основополагающим принципом должно стать использование российских научно-технических ресурсов для модернизации китайских предприятий, развития новых высокотехнологичных отраслей.

Выстраивается система активной взаимосвязи между китайскими учреждениями, вовлеченными в этот процесс. До сих пор многие российские разработки отвергались на уровне местных властей и предприятий потому, что слишком усложнен порядок согласования с Пекином. Бывало и так, что какой-то субъект отношений с китайской стороны считает, что данный проект сотрудничества ему не подходит, хотя объективно это может быть интересно кому-то еще. В этих случаях инструкции рекомендуют не отказываться от «находки», а передать информацию о ней в «вышестоящие координирующие органы». Первым делом это касается технологий производства продукции стратегического и оборонного назначения.

Новым для китайцев стал призыв руководствоваться в ходе поисков партнеров в России их скрытым потенциалом. Хэйлунцзянские эксперты считают, что многие коммерческие и научно-исследовательские структуры, пытаясь установить связи с аналогичными организациями Москвы или Санкт-Петербурга, недооценивают областные центры. Между тем ряд российских городов имеет научный потенциал, во многих областях не уступающий центральным НИИ. К поиску достоверной информации о российских технологиях предлагается активней подключать как официальные представительства КНР в России, так и отдельные фирмы, а также китайские землячества в РФ.

Ставка на пенсионеров

Подытоживая, можно констатировать, что наше «прямое» научно-техническое сотрудничество с Китаем — это пока улица с четко односторонним движением.

Партнеры ориентируются в основном на использование российских технологий на китайских предприятиях. Даже при организации сотрудничества на территории РФ российские разработки перетекают в Китай.

У одного из авторов данной статьи был в свое время знакомый, работавший десять лет назад в одном из московских НИИ. Так вот, руководители этого НИИ создали в свое время с одной шанхайской компанией СП, в уставной капитал которого с российской стороны была предоставлена — в металле — установка плазменного напыления. Российский вклад (агрегат со всей прилагающейся документацией, необходимой для налаживания его производства в Китае), был оценен где-то в $ 20 тыс., что составляло около 30% уставного фонда СП. В общем, как не без оснований предполагал мой знакомый, итог коллективного труда НИИ был фактически «прихватизирован» руководством.

Китайцы от коммерциализации российского ноу-хау (серийный выпуск установки помог наладить в КНР массовый выпуск мельхиоровых столовых приборов) получили миллионные прибыли. Руководителям НИИ, судя по всему, тоже кое-что перепало, а вот самому НИИ...

В начале 90-х Курчатовский институт поставил китайцам устаревший токамак за несколько партий ширпотреба. Институт потом его реализовал и получил какие-то приличные деньги — на «поддержку штанов».

И таких историй за последние десять лет накопилось немало. Компьютеризация облегчила теневую торговлю российскими технологиями и ноу-хау, особенно теми, которые не доведены до лицензированной стадии. Если в начале 90-х находчивые дельцы от науки возили в Китай техническую документацию чемоданами, порой с риском для себя, то теперь результат многолетних трудов какого-то НИИ может уместиться в карман, будучи записанным на компакт-диске.

В «харбинском» сюжете нас, конечно, привлекло то, что китайцы вроде бы получили от наших ученых такие «чувствительные» технологии, которые получать «на халяву» в принципе не должны. По нашей просьбе эту ситуацию прокомментировал один пожелавший остаться неназванным российский чиновник, который долгое время был причастен к организации НТС с Китаем. Вот что он, в частности, сказал: — К нашему великому сожалению, это действительно возможно. Китайцы часто приглашают ученых-пенсионеров, которые являются носителями реальной информации, но при этом уже не связаны подписками о сохранении государственной тайны. Они, конечно, материально заинтересованы: пенсии-то мизерные. И китайцы этим пользуются.

То, что упомянуто в китайском научном журнале (крылатые ракет и т.д.), — это все относится к сфере ВТС. А там, если следовать правилам, за каждый заказ надо платить конкретные и немалые денежки. Если действительно китайцы получили подобные технологии путем приглашения наших ученых по линии «прямых связей», то это явное пиратство. И если китайцы об этом открыто говорят, то это для нас откровенный щелчок по носу.

Остается только надеяться, добавил наш собеседник, что в том, что касается чисто оборонных технологий, это все-таки не было чистой «самодеятельностью» с обеих сторон.

В целом же применительно к российско-китайскому НТС можно говорить скорее о том, что удовлетворение с российской стороны часто получают конкретные люди, а не государство в целом и даже не конкретные НИИ и КБ. Каких-либо статистических данных (по экспорту наших технологий в КНР), отражающих поток валютных поступлений от НТС с Китаем, нам обнаружить не удалось.

Понятно, что в рамках проектов, согласованных в соответствии с межправительственными соглашениями, никакого пиратства быть не может. Там с обеих сторон подключены конкретные организации, оговорены все финансовые и организационные аспекты и т.д. Но помимо утвержденных в рамках межправительственных соглашений проектов существует еще множество тем, к которым китайцы испытывают повышенный интерес.

Никто сейчас не запрещает сотрудничать по этим темам. Это не так, как в прошлом, когда если какая-то тема не была утверждена в ГКНТ СССР, то по ней нельзя было никому и ни с кем сотрудничать. Такие вещи, когда «за миску похлебки» (то есть за зарплату примерно в 500 баксов) пенсионер может воспроизвести новым заказчикам плоды (часто не востребованные на родине) своего или целого коллектива труда — могут практиковаться. Такие схемы законодательно никак не запрещены. И китайцам в данном случае явно не нужны никакие совместные, контролируемые обеими сторонами структуры, которые бы делали практику передачи технологий законной, транспарентной и по-настоящему взаимовыгодной. Да и нашим участникам этого процесса, судя по всему, это тоже не нужно: серые схемы сотрудничества оказываются более привлекательными.

«А вот если бы ученый, выйдя на заслуженный отдых, был полностью обеспечен, получал пенсию в тысячу баксов, он тогда пошел бы на китайские условия?» спросили мы у наших собеседников. Конечно, нет, последовал ответ. Или, во всяком случае, китайцам пришлось бы тратить на «прямые связи» с нашей наукой гораздо больше, чем сейчас. Пока же получается, что за сравнительно скромное вознаграждение наш ученый-пенсионер расскажет и воспроизведет все, что знает.

То, что китайцы этой ситуацией успешно пользуются, всем давно ясно. Единственное, уточнили наши собеседники, делают они пока это еще не в полной мере — в силу твердолобости и узости кругозора руководителей многих уровней.

Однако совершенно ясно, что в целом они начинают структурировать НТС все более эффективно. Ибо на самом высшем уровне такая задача уже поставлена.

В рамках ее реализации из Силиконовой долины власти КНР начали приглашать уехавших в своей время на учебу в США и осевших там в сфере хай-тека китайцев, создавая им на родине условия не хуже, чем в Америке. При этом «своим» китайцам, которые трудятся в той же лаборатории, что и «возвращенцы», но получают при этом зарплату в десять раз меньшую, разъясняется: иначе Китай не получит доступа к передовым мировым технологиям. А российским ученым, работающим рядом с «американскими» китайцами, говорят: мы вам платим в несколько раз больше, чем вы получали в России, а вот «возвращенцам» лишь немногим более того, что они имели в США, так что все справедливо.

Кстати, в течение последних двух десятилетий Китай стабильно находится в мировых лидерах по числу своих граждан, получающих образование за рубежом. Свыше двухсот тысяч из них остались работать на Западе. Если хотя бы часть из них вернется и будет должным образом встроена в высокотехнологическую гонку, то проблемы «переваривания» российских технологий и их коммерциализации будут решаться в Китае еще успешнее. Тем более что главный венчурный инвестор в отличие от России там существует. Это государство.

(Независимая газета, 29.01.03 г.)


С уважением, БТ-7А

От БТ-7А
К yaejom (10.02.2003 16:44:37)
Дата 11.02.2003 14:47:53

все,что Вы хотели знать про китайский ВПК,но боялись спросить(+)

Всем, здравствуйте!

Двойная задача китайской «оборонки»

Через двадцать лет разработка и производство вооружений в нашей стране максимально приблизятся к мировым стандартам», — заявил недавно глава Комитета национальной обороны по науке, технологии и промышленности Китая Лю Цзибинь. А министр обороны Китая генерал-полковник Чи Ха-отянь, продолжая эту мысль, подчеркнул, что приоритетом военной политики страны является интенсификация передовых исследований в области вооружений, чтобы покончить с зависимостью от импорта оружия последнего поколения.

Справка. В военном производстве основной упор делается на прорыв в области ракетно-космической, авиационной,, военно-морской, лазерной техники, систем ПВО, управления и связи. Принято и реализуется решение об осуществлении уже в этом году пилотируемого полета в космос, о создании к концу нынешнего века обитаемой орбитальной станции и космического корабля многоразового использования. Успешно продвигаются работы над ракетами серии CZ «Чанчжен», конечной целью которых ставится задача обеспечить запуск за пределы земной атмосферы орбитальной станции весом 22 тонны. Ведутся работы по созданию ракет типа CZ–2–8L с восемью ускорителями, которые смогут выводить на круговую орбиту высотой 200 км и наклонением 28,5 градуса полезную нагрузку весом 13 тонн. В июле 1999 г. произведен первый испытательный запуск МБР «Дунфэн–1» мобильного базирования, а в ноябре того же года —орбитального корабля «Шэньчжоу».

Справка. Авиационная промышленность рассматривается в КНР в качестве локомотива НТП. Благодаря ее развитию Пекин рассчитывает стать одним из ведущих поставщиков авиационной техники на мировой рынок. Сейчас на вооружение ВС поступает новый истребитель F–10, аналогичный европейскому «Еврофайтер–2000». Ведутся НИОКР по строительству стратегического бомбардировщика нового поколения. Разработаны новые крылатые ракеты тина С–601/- 801, создается ракета С–101. В кораблестроении приоритет отдается созданию ракетно-ядерных сил морского базирования. Планируется принять на вооружение 10–12 атомных подводных лодок, половину которых составят ПЛАРБ типа «Ся». В нынешнем десятилетии ВМС могут быть оснащены 12 атомными торпедными и 100 дизель-электрическими подводными лодками, оснащенными самым современным оборудованием и вооружением. Ведутся работы по строительству авианосцев.

Такие задачи ставит сегодня китайское руководство перед военно-промышленным комплексом КНР, который подвергается коренному реформированию. Этот процесс протекает в условиях формирования новых взглядов на роль и место ВПК в экономической системе государства, которые основы-ваются на объективном анализе как предшествующего периода развития страны, так и передовых зарубежных достижений в этой области. Как известно, после образования КНР эта система создавалась по образцу плановой системы Советского Союза и отличалась высокой степенью централизации. В условиях слабой китайской экономики она сыграла положительную роль, поскольку позволила сконцентрировать усилия на ключевых объектах и в короткие сроки решить неотложные задачи по разработке и производству вооружений. Однако сейчас, когда происходит бурное экономическое развитие страны, централизованная система, считают в Китае, стала своеобразным тормозом в этом процессе. Кроме того, обособленное положение оборонного сектора привело к тому, что имеющиеся здесь передовые технологии не находили широкого применения в экономике страны. В свою очередь это вызвало укоренение в сфере производства таких негативных явлений, как чрезмерное потребление ресурсов, высокая стоимость и низкое качество продукции.

В этой связи реформирование ВПК Китая, насчитывающего около 30 тыс. предприятий и 3 млн. человек персонала, должно идти, по заявлениям пекинских лидеров, по следующим направлениям: создание и совершенствование механизма оборонной промышленности в соответствии с системой социалистической рыночной экономики; решение узловых технических проблем, тормозящих прогресс военной науки и перевооружение армии; ускорение создания целевых НИИ и лабораторий для разработки современных высокотехнологичных вооружений. При этом перед китайским ВПК ставится двойная задача: во-первых, разработка и производство новых видов военной техники для продолжения модернизации вооруженных сил; во-вторых, активное участие в экономическом строительстве страны. В том числе посредством выпуска на оборонных предприятиях гражданской продукции, передачи передовых технологий из оборонного сектора в гражданский, подготовки научно-технических кадров военного и гражданского назначения.

В качестве принципов, с помощью которых должно осуществляться реформирование оборонной промышленности, взяты уже апробированные в мировой практике. Важнейший из них — создание так называемой системы малого военного производства и больших мобилизационных возможностей, при которой ограниченное по масштабам производство мирного времени служит базой для его интенсивного наращивания в военное время. При этом производственный потенциал мирного времени обеспечивает текущие ежегодные потребности армии в вооружении, замену устаревшего новым, создание более совершенных образцов техники, потребности торговли оружием на внешнем рынке, Одновременно реализуется правило: «больше научных исследований и разработок, выше технологический уровень продукции и меньше объемы ее производства; больше производственных и технологических резервов и меньше объемы запасов продукции». Мобилизационные возможности включают полное использование в военных целях как мощностей оборонной промышленности, так и гражданской экономики того или иного региона.

В условиях проводимых в Китае рыночных преобразований осуществляются меры по повышению экономической самостоятельности оборонных предприятий при сохранении руководства военно-промышленным комплексом со стороны государства. Однако наряду с этим изучается и возможность использования в оборонной отрасли механизма конкуренции, предполагающего разработку и производство некоторых видов вооружений и военной техники несколькими ведомствами (предприятиями) с предоставлением заказчику возможности выбора разработчика и поставщика.

В Китае существует понимание того, что для сокращения сохраняющегося отставания от развитых стран в области оборонной науки, техники и технологии собственных усилий недостаточно. Поэтому решение проблемы связывается с открытостью внешнему миру и использованием в интересах модернизации оборонного комплекса научного и военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, в том числе с Россией. Аргументом в пользу такой точки зрения служит объективно существующая тенденция развития мировой науки и экономики в направлении возрастающего взаимопроникновения и интеграции. Военно-техническая сфера в этом смысле не представляет исключения, поскольку многие страны не только импортируют передовые технологии и оборудование, но и осуществляют широкую кооперацию в создании новых видов вооружений.

Начало процесса реформирования ВПК было положено созданием в конце 80-х — начале 90-х годов на базе шести министерств оборонной промышленности генеральных компаний, объединяющих научно-исследовательские учреждения и производственные предприятия соответствующих отраслей. Вместо упомянутых министерств к началу нового тысячелетия были созданы десять военно-промышленных корпораций: ядерной промышленности, ядерной строительной, космической научно-технической, космической электротехнической, двух корпораций авиационной промышленности, судостроительной корпорации, корпорации тяжелого судостроения, промышленной корпорации, корпорации снаряжения (боеприпасов). Корпорации включают как военные предприятия, выпускающие только военную продукцию, так и конверсионные, сочетающие выпуск военной и гражданской продукции. Основное направление их деятельности выполнение госзаказа для армии, причем некоторая часть военной и вся гражданская продукция производятся и реализуются по законам рынка.

Создание военно-промышленных корпораций, по мнению аналитиков, отражает характерную для нынешнего Китая общую тенденцию к созданию крупных научно-производственных объединений, обладающих, как показывает мировой опыт, более высокой экономической эффективностью по сравнению с отдельными предприятиями. Вместе с тем становление созданных военно-промышленных объединений будет, по-видимому, достаточно сложным и длительным процессом. Главное препятствие здесь — сохраняющееся научно-техническое отставание Китая от уровня развитых стран, что влечет за собой недостаточное производственное освоение как собственных научно-технических достижений, так и импортируемых технологий и оборудования.

Одними из важнейших направлений модернизации Китая, имеющих общегосударственное значение и непосредственно связанных с реформой военно-промышленного комплекса, стали перевод страны на современные «информационные рельсы», широкое освоение и внедрение современных информационных технологий. Для ускорения процесса на базе бывших министерств связи и электронной промышленности образовано министерство информации с широким спектром функций, охватывающим разработку политических решений, отраслевых программ, развитие производства электронной информационной продукции, программного обеспечения, сферы связи, обеспечение работы оборонной промышленности и других ведомств.

Большое значение для Китая в решении проблем модернизации обороны имеет и расширение военно-технического сотрудничества с Россией, которое ныне осуществляется на долгосрочной основе в контексте развивающихся между двумя странами отношений равноправного доверительного партнерства. Благодаря ему Китай получил возможность закупать современные российское вооружение и военную технику, готовить в России военно-технических специалистов, осуществлять совместные проекты по разработке, модернизации и ремонту вооружений, обмениваться необходимой информацией. Заинтересована в военно-техническом сотрудничестве с Китаем и Россия, которая получает возможность использовать потенциал своего военно-промышленного комплекса для решения финансовых проблем.

Предпринятые китайским руководством меры привели к тому, что тенденция в преодолении отставания от развитых в военном отношении стран в области высокоточного оружия становится все более очевидной. Так, в докладе министра обороны США о военной стратегии Китая отмечено проведение работ по созданию китайской крылатой ракеты. Ведется разработка китайской системы противоракетной обороны театра военных действий. Последний шаг, по-видимому, отражает реакцию Пекина на соглашение между США и Японией о совместных исследованиях по созданию аналогичной системы на Азиатско-тихоокеанском ТВД.

Таким образом, можно констатировать, что, осуществив конверсию значительной части оборонного комплекса и сократив численность армии, Китай направляет основные усилия на создание прежде всего мощного научно-технического и производственного потенциалов, позволяющих выпускать высокотехнологичные вооружения для переоснащения своих вооруженных сил.

Наша справка. По оценке специалистов, Китаем значительные успехи достигнуты в области разработки лазерной техники. пульса 1 млрд. кВт. Ведутся НИОКР по созданию рентгеновских лазеров. В середине 80-х годов в КНР завершилось строительство единой общенациональной системы РЛС, оснащенной национальным оборудованием. Китай полностью удовлетворяет потребности своих вооруженных сил в бронетанковой технике и артиллерийско-стрелковом вооружении за счет собственного производства.

(Красная звезда, 31.01.03 г.)


С уважением, БТ-7А

От Banzay
К БТ-7А (11.02.2003 14:47:53)
Дата 11.02.2003 18:03:40

"Трава, трава по пояс..." (с) ну почти... (-)


От Exeter
К БТ-7А (11.02.2003 14:47:53)
Дата 11.02.2003 17:59:54

Ну и трава!!!

Здравствуйте, уважаемый БТ-7А!

Сейчас на вооружение ВС поступает новый истребитель F–10, аналогичный европейскому «Еврофайтер–2000».

Е:
Я-я, "уже поступает"! И аналогичен "Еврофайтеру, не меньше!! :-))


Ведутся НИОКР по строительству стратегического бомбардировщика нового поколения.

Е:
Ужас! Аж целые НИОКР!


Разработаны новые крылатые ракеты тина С–601/- 801,

Е:
И чего в этом такого? С-801 уже лет 15 на вооружении.


создается ракета С–101.

Е:
Она "создается" уже лет 20. И до сих пор толком не "создана".


В кораблестроении приоритет отдается созданию ракетно-ядерных сил морского базирования.

Е:
???? Откуда это???

Планируется принять на вооружение 10–12 атомных подводных лодок, половину которых составят ПЛАРБ типа «Ся».

Е:
О боже мой!!! 10-12 ПЛА у них будет лет через 20. О ПЛАРБ типа "Ся" (пр.092) вообще смешно говорить - это единственная лодка постройки 80-х гг.



В нынешнем десятилетии ВМС могут быть оснащены 12 атомными торпедными и 100 дизель-электрическими подводными лодками, оснащенными самым современным оборудованием и вооружением.

Е:
Это в НЫНЕШНЕМ ДЕСЯТИЛЕТИИ?? Ну и бамбук!!

Ведутся работы по строительству авианосцев.

Е:
Интересно, где же это? :-)))

А остальной текст - откровенная "вода" без какоо-либо существенного содержания.


С уважением, Exeter

От Mike
К Exeter (11.02.2003 17:59:54)
Дата 11.02.2003 19:45:06

дома и солома едома

> Сейчас на вооружение ВС поступает новый истребитель F–10, аналогичный европейскому «Еврофайтер–2000».

>Е:
>Я-я, "уже поступает"!

куда-то серийные машины всё же деваются :)

>И аналогичен "Еврофайтеру, не меньше!! :-))

а что, разве можно сделать хуже?

> Ведутся работы по строительству авианосцев.
>Е:
>Интересно, где же это? :-)))

было, было... картинку тут постили не столь давно - здоровый такой авианосец в каком-то китайском парке культуры сварили для потрясения незрелых умов

С уважением, Mike.

От Exeter
К Mike (11.02.2003 19:45:06)
Дата 11.02.2003 22:01:05

Re: дома и...

Здравствуйте, уважаемый Mike!

>> Сейчас на вооружение ВС поступает новый истребитель F–10, аналогичный европейскому «Еврофайтер–2000».
>
>>Е:
>>Я-я, "уже поступает"!
>
>куда-то серийные машины всё же деваются :)

Е:
Да, а что уже есть "серийные" машины?? :-)))


>>И аналогичен "Еврофайтеру, не меньше!! :-))
>
>а что, разве можно сделать хуже?

Е:
Можно. J-10, например :-)))


>> Ведутся работы по строительству авианосцев.
>>Е:
>>Интересно, где же это? :-)))
>
>было, было... картинку тут постили не столь давно - здоровый такой авианосец в каком-то китайском парке культуры сварили для потрясения незрелых умов

Е:
Угу, некто Exeter постил :-)))


С уважением, Exeter

От А.Никольский
К Exeter (11.02.2003 22:01:05)
Дата 12.02.2003 00:44:20

насчет серийного производства J-10

>Да, а что уже есть "серийные" машины?? :-)))
________
На одном московском заводе:), на продукции которого это чудо техники будет летать, я услышал, что типа уже в этом году или в начале следующего серийное производство открывается.
Сам завод связывает с экспортом этого чуда в третьи страны некоторые свои перспективы. На вопрос, не путают ли они J-10 с FC-1 (на котором вроде бы РД-33), они сказали что не путают, хотя конечно и могли напутать.
С уважением, А.Никольский

От Mike
К А.Никольский (12.02.2003 00:44:20)
Дата 12.02.2003 19:47:59

насчет него же

>>Да, а что уже есть "серийные" машины?? :-)))

есть.

>На одном московском заводе:), на продукции которого это чудо техники будет летать, я услышал, что типа уже в этом году или в начале следующего серийное производство открывается.

летом 2002 началось.

>Сам завод связывает с экспортом этого чуда в третьи страны некоторые свои перспективы. На вопрос, не путают ли они J-10 с FC-1 (на котором вроде бы РД-33), они сказали что не путают, хотя конечно и могли напутать.

а этот с января 2003 делают.

С уважением, Mike.

От Дмитрий Журко
К Mike (11.02.2003 19:45:06)
Дата 11.02.2003 21:09:06

А что Вы знаете о Eurofighter? (-)


От advsoft
К Дмитрий Журко (11.02.2003 21:09:06)
Дата 11.02.2003 21:24:07

цену например :-) ну и еще кое что (-)


От БТ-7А
К Exeter (11.02.2003 17:59:54)
Дата 11.02.2003 18:26:24

вот из такого агитпропа и рождаются исходные вопросы ветки:))) (-)


От yaejom
К БТ-7А (11.02.2003 18:26:24)
Дата 11.02.2003 20:16:54

Да при чем тут китайский агитпроп

Я и не утверждаю, что китайцы добились каких-то грандиозных успехов уже к настоящему времени. Тем не менее отрицать тот факт, что ВПК у них после длительного перерыва все же в 80-е - 90 - е смог возобновить развитие и развивается достаточно быстро - очевиден.
Пока что они делают это за счет сотрудничества с нами и с Израилем - но СССР начинал в 20-30 е гг. примерно с того же. Ситуация у нас тогда была в общем-то несравниму хуже, чем сейчас у китайцев.
То есть при сохранении высоких темпов экономического роста превращение Китая в одну из лидирующих военно-технических держав - вопрос времени, скорее всего это дело 20-30 лет.
Они наверстывают свое отставание очень быстро - некоторые образцы, которые поступают у них на вооружение в последнее время вполне конкурентоспособны. В т.ч. Су-27, новые типы танков и средств ПВО, новая 155-мм и 203-мм гаубицы, стрелковое оружие. Учитывая успехи их гражданской электроники, можно ожидать от них также быстрого улучшения в системах связи, управления и РЭБ.

С уважением,
Василий

От БТ-7А
К yaejom (11.02.2003 20:16:54)
Дата 11.02.2003 22:05:04

он к сожалению наш,а не китайский:) и в этом вся проблема. (-)


От yaejom
К БТ-7А (11.02.2003 22:05:04)
Дата 12.02.2003 10:57:12

Это перевранный и преувеличенный китайский официоз

DF-31 обозвали DF-1, придумали 100 дизельных ПЛ и прочая и прочая. Можно даже проследить откуда пришли те или иные искажения (100 ПЛ, вероятно из общей численности китайского подводного флота в середине 90-х, включая резерв, про дюжину ПЛА - из противоречивых западных сообщений и т.д.).

От Мелхиседек
К yaejom (10.02.2003 16:44:37)
Дата 10.02.2003 21:55:42

нет

Российский ВПК-вещь в себе.
Наиболее вероятно, что российский впк повторит судьбу советского в 20-30-е годы.
Тогда казалось, что революция, эмиграция и прочии "прелести жизни" убили наш ВПК, ан нет, разрушили старый и построили новый. Получше старого.
У китайского ВПК своя "фенька": как только иссякает приток импортных передовых технологий, так их ВПК и хиреет. Остаётся "там же". И не надо расказывать истории о генальных древних китайцах.

От Василий Фофанов
К Мелхиседек (10.02.2003 21:55:42)
Дата 11.02.2003 12:59:39

Не раскроете ли эту "феньку" на примере, скажем, танка Тип-98? (-)


От А.Никольский
К Василий Фофанов (11.02.2003 12:59:39)
Дата 12.02.2003 00:47:29

не от нас ли там ходовая и пушка? (-)


От Василий Фофанов
К А.Никольский (12.02.2003 00:47:29)
Дата 12.02.2003 13:55:25

Ходовая и вся конструкция корпуса похоже действительно от нас

(хотя пока ничего лучше торсионов на танках все равно нет)

А вот пушка судя по всему мощнее нашей, аналогична той что мы с начала 90-х все никак в войска не дадим.

С уважением, Василий Фофанов
http://armor.kiev.ua/fofanov

От Мелхиседек
К Василий Фофанов (11.02.2003 12:59:39)
Дата 11.02.2003 23:06:47

Re: Не раскроете...

а всё зависит от конкреьного запроса, что именно интересует в этом танке

От Константин Чиркин
К yaejom (10.02.2003 16:44:37)
Дата 10.02.2003 18:09:05

Re: Может ли...

Может,вроде все есть,а где взять кадры?Станочников -то учить надо,а это лет 5 минимум

От yaejom
К Константин Чиркин (10.02.2003 18:09:05)
Дата 10.02.2003 18:13:53

Ре: Может ли...

Насколько можно использовать кадры из гражданской промышленности?

От Казанский
К yaejom (10.02.2003 18:13:53)
Дата 10.02.2003 18:22:30

Ре: Может ли...

>Насколько можно использовать кадры из гражданской промышленности?
В часном секторе на разного рода фирмочках,есть некоторый процент квалицицированных специалистов.Переманить их на госпредприятия можно только серьезным увеличением зарплаты,стабильностью заказов .Да и то люди не сразу потянутся-отучили их связываться с государством.

От А.Никольский
К yaejom (10.02.2003 18:13:53)
Дата 10.02.2003 18:21:18

смотря где

>Насколько можно использовать кадры из гражданской промышленности?
+++++
высококвалифицированных станочников оттуда не взять, китайцами тоже не заменить.
Пример - московский завод Салют, делает авиамоторы АЛ-31. Вложил уже под 100 млн долл в новые импортные станки (и поставил их), а до сих пор не может нанять 2500 рабочих, хотя зарплата порядка 500 долл. Сейчас учат молдаван (точнее, русскоязычных, уехавших туда на завод Топаз), да все равно такую дыру не закрыть.
В Рыбинске ситуация не лучше, а завод там в общем живет. Это катастрофа уже наступившая.
С уважением, А.Никольский

От А.Никольский
К yaejom (10.02.2003 16:44:37)
Дата 10.02.2003 17:09:06

О судьбе ВПК России, как она мне видится

Я думаю, лет через пять у нас окончательно отомрет множество направлений, но некоторые сектора останутся. К этому времени закончатся и китайско-индийские контракты, а по принятой программе вооружений наступит время для закупок для российской армии. Вот тогда-то государство, которое в лице Клебанова и Ко только мешает сейчас спасти жизнеспособное, будет рвать волосы на попе, да поздно. А то немногое, что выживет, будет реструктрировано снизу, вопреки каким-бо то ни было потугам государства, и, увы, таких примеров будет немного. Если бы государство помогало, то спасли бы гораздо больше.
С уважением, А.Никольский

От Константин Чиркин
К А.Никольский (10.02.2003 17:09:06)
Дата 10.02.2003 18:12:56

Re: О судьбе...

Леха,сходи на какой нибудь завод и посмотри возраст рабочих,Я например числюсь одним из самых молодых в36 лет

От А.Никольский
К Константин Чиркин (10.02.2003 18:12:56)
Дата 10.02.2003 18:18:30

у тех, кто выживает, лучше

на ИАПО, скажем, 28 лет, н Салюте (авиадвигатели) тоже около того. Но ты прав, именно отсутсвие рабочих кадров и есть главная проблема, страшнее финансовой.
С уважением, А.Никольский

От А.Никольский
К yaejom (10.02.2003 16:44:37)
Дата 10.02.2003 17:05:33

скорее китайский ВПК идет по нашим стопам

закупка образцов, копирование, лицензии - все это очень напоминает СССР 20-х - 30-х годов.
Ну а разрушительная роль КР не столь велика - конечно, в ряде направлений это привело к остановке работы, но не на 20 лет.
А о судьбе нашего ВПК я отвечу в отдельном месте, если позволите.
С уважением, А.Никольский

От yaejom
К А.Никольский (10.02.2003 17:05:33)
Дата 10.02.2003 17:32:05

Re: скорее китайский...

>закупка образцов, копирование, лицензии - все это очень напоминает СССР 20-х - 30-х годов.
Это несомненно. Более того, наши связи с китайцами напоминают отношения Германии и СССР в 20-е 30-е, причем в роли Германии выступает Россия. Происходит передача всего комплекса технологий, причем не только и не столько военных. Фактически это продажа статуса великой державы.
>Ну а разрушительная роль КР не столь велика - конечно, в ряде направлений это привело к остановке работы, но не на 20 лет.
Как раз она была очень велика. Все разработки, которые не были доведены до ума году к 62-63 реализовались лишь в самом конце 70-х - начале 80-х. Примеры - серийное производство МиГ-21, Q-5, большинства ракет "воздух-воздух". У них было мало своих специалистов и в отрыве от советской школы они мало что могли.

С уважением,
Василий Кашин

От Banzay
К yaejom (10.02.2003 16:44:37)
Дата 10.02.2003 16:58:21

Нет....

Приветствую!
нет не может т.к. в период 1960-1990 годов не происходило принципиальной смены технологий. Сейчас отставание на 20-30 лет скажем в области производства военных СБИС фатально...

От yaejom
К Banzay (10.02.2003 16:58:21)
Дата 10.02.2003 17:06:08

Re: Нет....

>Приветствую!
>нет не может т.к. в период 1960-1990 годов не происходило принципиальной смены технологий. Сейчас отставание на 20-30 лет скажем в области производства военных СБИС фатально...
Да, происходит революция в военном деле. Но вот в чем вопрос - касается она лишь одной сферы (боевые информационные системы, разведка, РЭБ и т.д.) или сразу всех? Будет ли лучшее "железо" которое мы выпускаем сейчас представлять из себя какую-нибудь ценность лет через 20? Хотя бы как С-75 и МиГ-21 на конец 80-х?
Если лет через 20 у нас хоть что-то наладиться, сможем ли мы модернизировать наше сегодняшнее железо, установить на нем современную электронику и создать нечто приличное. С учетом того, что какие-то технологии можно купить/украсть? Какую ценность через 20 лет будут представлять самолеты семейства Су-27, ЗРК С-300, наши артиллерийские орудия?
Вот в чем вопрос. При нынешнем положении ВПК очевидно, что отставание будет усиливаться, но необходимо понять, насколько оно будет необратимым.

С уважением,
Василий