От Глеб Бараев
К Владислав
Дата 04.02.2003 05:10:19
Рубрики 1917-1939;

Re: Адъютант Его...

>Приветствую!

>>Макаров в своей книге утверждал, что в 1920 году участвовал в подготовке восстания в тылу Врангеля и был арестован в кабинете Май-Маевского в Севастополе. На самом деле Май-Маевский к тому времени давно был не удел и никакого кабинета, кроме номера в гостинице не имел.
>
>Не так. Макаров в своих воспоминаниях ("Адъютант генерала Май-Маевского". Л.: Прибой, 1926. С. 78-79) подробно описывает отставку Май-Маевского и говорит именно о том, что был арестован в номере Май-Маевского в севастопольской гостинице "Кист".

Возможно, что мы с Вами имеем разные редакции текста. У меня ксерокопия книги того же издательства, но год издания - 1928.
Об отставке Май-Маевского ничего не говорится, а в качестве места ареста указан кабинет.

>>В своих воспоминаниях Макаров претендовал на то, что весь период пребывания у белых работал под руководством подпольного ревкома.
>
>Откуда вы это взяли? В своих воспоминаниях Макаров как раз подчеркивал, что будучи адъютантом Май-Маевского НЕ ИМЕЛ никаких контактов с подпольными организациями и действовал исключительно на свой страх и риск.

Опять сошлюсь на имеющееся у меня издание. Есть несколько упоминаний о том, что добытая информация передавалась представителю ревкома.

>Заметим, что мемуары Б.А.Штейфона были написаны и опубликованы уже после того, как Макаров оказался у красных. То есть утверждения о спекуляциях могут быть всего лишь попыткой "пришить" противнику уголовщину.

Такое возможно, но для обвинений Б.А.Штейфона в предвзятости нет никаких оснований.

>>И уже много позже писатели Болгарин и Северский в совей книге "Алъютант его превосходительства" сделали его агентом разведорганов армейского или фронтового уровня.
>
>А это -- художественная литература ;-)

Это - точно, но именно с этим нимбом П.В.Макаров утвердился в обыденном сознании.

С уважением, Глеб Бараев
http://rkka.ru

От Владислав
К Глеб Бараев (04.02.2003 05:10:19)
Дата 04.02.2003 07:30:25

Re: Адъютант Его...

Приветствую!
>
>>>Макаров в своей книге утверждал, что в 1920 году участвовал в подготовке восстания в тылу Врангеля и был арестован в кабинете Май-Маевского в Севастополе. На самом деле Май-Маевский к тому времени давно был не удел и никакого кабинета, кроме номера в гостинице не имел.
>>
>>Не так. Макаров в своих воспоминаниях ("Адъютант генерала Май-Маевского". Л.: Прибой, 1926. С. 78-79) подробно описывает отставку Май-Маевского и говорит именно о том, что был арестован в номере Май-Маевского в севастопольской гостинице "Кист".
>
>Возможно, что мы с Вами имеем разные редакции текста. У меня ксерокопия книги того же издательства, но год издания - 1928.

Мнэ-э... на моем издании ВООБЩЕ нигде не указан год издания. Ни на титуле, ни в выходных данных, нигде -- хотя все страницы на месте. Ранее я встречал ссылку на эту книгу как на издание 1926 года, и считал, что оно было лишь одно (если не считать ВМ-ки "Партизаны в Крыму" 1960-х годов) То есть если на вашей ксерокопии стоит 1928 год -- это уже не то издание.

А вот цитата со стр. 78: "Мы вернулись в Севастополь. В "Кисте" Май-Маевский попросил меня приготовить глинтвейн. Он тоже пришел ко мне в комнату, сел на диван и неожиданно спросил:
-- Скажите, капитан, как вы смотрите на эс-эров и коммунистическую партию? Какая между ними разница?"

>Об отставке Май-Маевского ничего не говорится, а в качестве места ареста указан кабинет.

Собственно, я немного ошибся -- из указанного описания следует, что Макаров был арестован в СВОЕМ номере гостиницы.

>>>В своих воспоминаниях Макаров претендовал на то, что весь период пребывания у белых работал под руководством подпольного ревкома.
>>
>>Откуда вы это взяли? В своих воспоминаниях Макаров как раз подчеркивал, что будучи адъютантом Май-Маевского НЕ ИМЕЛ никаких контактов с подпольными организациями и действовал исключительно на свой страх и риск.
>
>Опять сошлюсь на имеющееся у меня издание. Есть несколько упоминаний о том, что добытая информация передавалась представителю ревкома.

По изданию, имеющемся у меня -- первым контактом Макарова с представителями подпольных организаций была его встреча с братом в Севастополе, куда он выехал в отпуск через несколько дней после взятия Киева, то есть в сентябре 1919 года. Единственная "разведдеятельность" Макарова в штабе Доброармии заключалась в уничтожении оперативных сводок. начавшемся не раньше октября (после прибытия в Харьков его брата).

Однако, внимание: на стр. 51 описывается, как начальник контрразведки полковник Щукин докладывает Май-Маевскому об исчезновении оперативных сводок. Далее: "Я успел перемолвиться с братом о сообщениях Щукина. Оперативные сводки мы в то время еще не уничтожали; по-видимому, в штабе кто-то подпольно работал".

То есть Макаров никоим образом не претендует ни на чужие заслуги, ни на роль "красного разведчика". Да и постоянный контакт с подпольем, согласно его же описаниям, он установил лишь незадолго до своего ареста.

>>Заметим, что мемуары Б.А.Штейфона были написаны и опубликованы уже после того, как Макаров оказался у красных. То есть утверждения о спекуляциях могут быть всего лишь попыткой "пришить" противнику уголовщину.
>
>Такое возможно, но для обвинений Б.А.Штейфона в предвзятости нет никаких оснований.

Тем не менее, при написании мемуаров Штейфон уже знал, кем на самом делое был Макаров, что не могло не влиять на его отношение к этому человеку -- пусть даже и неосознанно. Кроме того, Макаров и не скрывает, что устраивал "среди буржуазии" поборы в пользу генерала, дабы скомпрометировать того. Возможно, здесь имеет место отзвук тех историй.


>>>И уже много позже писатели Болгарин и Северский в совей книге "Алъютант его превосходительства" сделали его агентом разведорганов армейского или фронтового уровня.
>>
>>А это -- художественная литература ;-)
>
>Это - точно, но именно с этим нимбом П.В.Макаров утвердился в обыденном сознании.

А разве в книге или в фильме его фамилия хоть как-то упоминается? Я вообще узнал о прототипе "Адъютанта" из Стругацких (в "Хромой Судьбе" вскользь упоминается книжка Макарова и автограф от имени "адъютанта его превосходительства")


С уважением

Владислав

От Глеб Бараев
К Владислав (04.02.2003 07:30:25)
Дата 04.02.2003 20:34:11

Re: Адъютант Его...

Прежде всего хочу Вас поблагодарить за то, что узнал от Вас о существовании другого издания книги Макарова, причем в редакции, отличающейся от имеющейся у меня.
Теперь - по возникшим вопросам.
Место ареста Макарова в двух редакциях текста обозначено по-разному, но это не отменяет того факта, что об аресте мы знаем только из книги Макарова. Между тем, севастопольская пресса об арестах сообщала, а контрразведка из этого тайны не делала. Например, об аресте брата Макарова газеты сообщили. Если же учесть, что этот арест в Севастополе совпал с выступлением небезызвестного капитана Орлова в Симферополе, то есть информация к размышлению.
Относительно связи с подпольщиками. Давайте сверим тексты. В начале книги Макаров описывает встречу с дроздовским разъездом у Мелитополя, куда он бежал из Крыма, где ему было опасно оставаться ввиду его связей с ревкомом, ушедшим в подполье в связи с приходом немцев. Затем, уже будучи адъютантом Май-Маевского, пишет, что доступ к важным документам потребовал возобновления связи с подпольем. В дальнейшем тексте несколько раз говорится о каких-то тайных встречах с людьми из красного лагеря. В этих людях видятся ревкомовцы, хотя описано настолько невнятно, что может оказаться какой-то спекулятивной операцией.
>Тем не менее, при написании мемуаров Штейфон уже знал, кем на самом делое был Макаров

с этим утверждением не могу согласиться, поскольку кем был Макаров на самом деле, неизвестно и сегодня. Между прочим, какой-то Макаров упоминается среди участников Дроздовского похода. Если это не однофамилец, то становится крайне сомнительной версия об изначальной революционности Макарова. Тут надо бы установить личность - все-таки фамилия распространенная.

>>Это - точно, но именно с этим нимбом П.В.Макаров утвердился в обыденном сознании.
>
>А разве в книге или в фильме его фамилия хоть как-то упоминается? Я вообще узнал о прототипе "Адъютанта" из Стругацких (в "Хромой Судьбе" вскользь упоминается книжка Макарова и автограф от имени "адъютанта его превосходительства")

о прототипе Кольцова писали в прессе и говорили по телевидению уже вскоре после выхода фильма.

С уважением, Глеб Бараев
http://rkka.ru

От Владислав
К Глеб Бараев (04.02.2003 20:34:11)
Дата 05.02.2003 07:23:02

Re: Адъютант Его...

Приветствую!

>Прежде всего хочу Вас поблагодарить за то, что узнал от Вас о существовании другого издания книги Макарова, причем в редакции, отличающейся от имеющейся у меня.
>Теперь - по возникшим вопросам.
>Место ареста Макарова в двух редакциях текста обозначено по-разному, но это не отменяет того факта, что об аресте мы знаем только из книги Макарова. Между тем, севастопольская пресса об арестах сообщала, а контрразведка из этого тайны не делала. Например, об аресте брата Макарова газеты сообщили.

Я, признаться, не углядел разницы между описанием ареста в моем издании воспоминаний Макарова и информацией, приводимой белыми мемуаристами, крымскими газетами и т.д.

>Если же учесть, что этот арест в Севастополе совпал с выступлением небезызвестного капитана Орлова в Симферополе, то есть информация к размышлению.

Макаров пишет, что был арестован буквально через день или два после известий о восстании Орлова. Он не скрывает, что впоследствии его партизаны маскиовались под орловцев, а сам он в пропагандистских целях неоднократно выдавал себя за сторонника Орлова. Но говорить о связях Орлова с Макаровым я не вижу оснований. ИМХО, это уже конспирология ;-)

>Относительно связи с подпольщиками. Давайте сверим тексты. В начале книги Макаров описывает встречу с дроздовским разъездом у Мелитополя, куда он бежал из Крыма, где ему было опасно оставаться ввиду его связей с ревкомом, ушедшим в подполье в связи с приходом немцев.

Это описание очень кратко занимает первую страницу собственно мемуаров. Однако там говорится отнюдь не про "разъезд":

"В Мелитополе я попал в плен к дроздовцам. Помню, меня обступили конный отряд и пехота. Штабс-капитан грозно спросил: <...> Я узнал, что его фамилия была Туркул". Чуть далее: "К счастью, мне было знакомо шифровальное дело, и полковник Дроздовский прикомандировал меня штабным офицером в шифровально-вербовочный отдел".

Другое дело, что возникает вопрос: откуда бывший прапорщик Макаров знал шифровальное дело? Да и относительно своей неграмотности он явно преувеличивает -- в предсловии Ив. Егорова говорится, что до призыва в армию он держал экзамен за четыре класса реального училища.

>Затем, уже будучи адъютантом Май-Маевского, пишет, что доступ к важным документам потребовал возобновления связи с подпольем.

Но не упоминает даже о своих попытках установить такой контакт -- вплоть до встречи с братом.

>В дальнейшем тексте несколько раз говорится о каких-то тайных встречах с людьми из красного лагеря. В этих людях видятся ревкомовцы, хотя описано настолько невнятно, что может оказаться какой-то спекулятивной операцией.

??? Он пишет, что прямой контакт с подпольным комитетом установил только в Севастополе и поименно перечисляет весь состав этого комитета, председателем которого был его брат Владимир. Все предельно внятно, фамилии можно проверить.

Кстати, после предисловия Ив. Егорова идет характерная вставка от редакции: "Все факты, сообщаемые в книге т. Макарова, проверены Истпартотделом ОК ВКП(б) Крыма и рядом партийных работников, работавших в крымском подполье". Думаю, это весьма серьезное подтверждение достоверности информации Макарова -- во всяком случае, в части крымского подполья.

>>Тем не менее, при написании мемуаров Штейфон уже знал, кем на самом делое был Макаров
>
>с этим утверждением не могу согласиться, поскольку кем был Макаров на самом деле, неизвестно и сегодня.

О Макарове как перебежчике упоминает даже Врангель. Я имел в виду, что для Штейфона Макаров был явным врагом, причем нанесшим "добровольцам" болезненное оскорбление. Вполне допустимо стремление представить такого человека в некрасивом свете.

>Между прочим, какой-то Макаров упоминается среди участников Дроздовского похода. Если это не однофамилец, то становится крайне сомнительной версия об изначальной революционности Макарова. Тут надо бы установить личность - все-таки фамилия распространенная.

Ну ведь Макаров сам пишет, что в качестве "штабс-капитана" присоединился к дроздовцам в Мариуполе, то есть вышел к добровольцам вместе с ними -- значит, тоже "участник".


С уважением

Владислав

От Глеб Бараев
К Владислав (05.02.2003 07:23:02)
Дата 05.02.2003 08:40:11

Re: Адъютант Его...

Спасибо за информацию, буду искать дальше.
Встреча с дроздовцами, описанная Макаровым, нереальна: Туркул, впоследствии командир Дроздовского полка, в тот период еще не командовал самостоятельными отрядами, тем более состоявшими из конницы и пехоты. В Мариуполь заезжал Дроздовский, а его отряд обошел город стороной.

С уважением, Глеб Бараев
http://rkka.ru