>Интересно - а что, блокада посольства и нападения на русскую территорию отморозков, поощряемых правительством Цыси, надо было оставить безнаказанным ? Т.е. чтобы с "боксерами" разобрались бы, как ныне США с талибами, ВМЕСТО НАС ? ИМХО - вот тогда точно можно было бы считать правительсво РИ "убогим". Правда история этого не подтверждает - Россия была тогда мировой державой и активным игроком среди прочих империалистов цивилизованного мира. Последующие пертрубации нашей страны не являются доказательством обратного, ибо как известно: после не значит вследствие.
ИМХО наше участие в этом предприятии было глупостью по следующим причинам:
Хотя блокада нашего посольства и отдельные акции против наших граждан имели место, Россия не являлась главным объектом ненависти со стороны повстанцев. Ее роль в экономической эксплуатации Китая не так значительна, как у Англии, Франции и США.
Миссионерская деятельность опять же русскими велась, но в очень ограниченных объемах. Между тем военное участие России в интервенции было очень велико. Тяньцзинь и всю огромную расположенную там иностранную колонию , к примеру, спасли в основном русские войска. В штурме Пекина основную роль сыграли опять же русские и японцы.
Россия по уши влезла в конфликт там, где у нее не было существенных интересов, которые стоило защищать. То есть мы по нашей идиотской традиции опять воевали за "все прогрессивное человечество". В том же Тяньцзине к примеру русских практически не было.
Посольский квартал мог бы держаться еще долго, так что его, вероятно, спасли бы и без участия русского контингента.
Вылазки на русскую территорию и всяческий бандитизм с китайской стороны имел место и до и после восстания и наши войска реагировали на него быстро и, как говорится, без лирики.
В результате нашего участия в подавлении мятежа Россия стала просто рядовым членом банды, которая грабила Китай и даже хуже - поскольку в отличие от остальных и пограбить-то там как следует не сумела. А была возможность просто не вмешиваться и, возможно, в обмен получить от китайцев политическое содействие в Центральной Азии. Ведь в "большой игре" в глазах китайцев и мы и англичане были врагами. Если бы мы смогли изменить отношение китайцев к нам, мы бы выиграли противостояние в центре Азии.
Ну и наконец, община албазинцев, которую разгромили. Это русские люди (ок, по крови маньчжуры, но это ничего не меняет) которыми русское правительство пожертвовало, отправив свои войска спасать немецких протестантских миссионеров и английских купцов.
> Хотя блокада нашего посольства и отдельные акции против наших граждан имели место, Россия не являлась главным объектом ненависти со стороны повстанцев. Ее роль в экономической эксплуатации Китая не так значительна, как у Англии, Франции и США.
Какая разница из-за чего отморозки топчут русский флаг - за это надо было им и вмазать, а не за "экономические интересы".
>Миссионерская деятельность опять же русскими велась, но в очень ограниченных объемах. Между тем военное участие России в интервенции было очень велико. Тяньцзинь и всю огромную расположенную там иностранную колонию , к примеру, спасли в основном русские войска. В штурме Пекина основную роль сыграли опять же русские и японцы.
Про Тяньзинь Вы не правы - отряд шел деблокировать посольства, в т.ч. русское. Но не вышло и он не добрался туда и ограничился окрестностями Тяньцзина. Про штурм - это верно, русские и японцы брали Пекин. Но замечу - в расправах ПОТОМ русские были не замечаны, более того они умеряли как могли пыл немцев (кстати немцы имели право так поступать - согласно азиатским традициям убийство посла каралось жестоко, вспомним как поступали в таких случаях монголы).
> Россия по уши влезла в конфликт там, где у нее не было существенных интересов, которые стоило защищать. То есть мы по нашей идиотской традиции опять воевали за "все прогрессивное человечество". В том же Тяньцзине к примеру русских практически не было.
Давайцте все же не заниматься переносом СОВРЕМЕННЫХ нам обид на ТОГДАШНЕЕ понимание ситуации. В те времена честь флага (посла и т.п.) значило многое, за меньшие дела войны начинали. Про Тяньцзин я выше написал - отряд Сеймура не пробился к Пекину.
> Посольский квартал мог бы держаться еще долго, так что его, вероятно, спасли бы и без участия русского контингента.
Это Вы так СЕЙЧАС считаете, а вот посольскому врачу В. Корсакову (по чьей книге я излагаю) ТОГДА и ТАМ так не казалось -- они молились за подход десантов каждый день.
> Вылазки на русскую территорию и всяческий бандитизм с китайской стороны имел место и до и после восстания и наши войска реагировали на него быстро и, как говорится, без лирики.
Правильно делали - хунхузов резать надо было всегда и везде. Только в 1900 г. бандитов поддержала ВЛАСТЬ государства, а это немного другое - за подобное поплатились на наших глазах талибы.
> В результате нашего участия в подавлении мятежа Россия стала просто рядовым членом банды, которая грабила Китай и даже хуже - поскольку в отличие от остальных и пограбить-то там как следует не сумела. А была возможность просто не вмешиваться и, возможно, в обмен получить от китайцев политическое содействие в Центральной Азии. Ведь в "большой игре" в глазах китайцев и мы и англичане были врагами. Если бы мы смогли изменить отношение китайцев к нам, мы бы выиграли противостояние в центре Азии.
Это все очень спекулятивно, а по факту что видели правительства стран: в Китае во власть вошли экстремисты и действуют соответственно, а не просто возникло восстание с которым китайское правительство не может справиться. Поэтому тогда ситуация для России была не торговаться, а - или быть с цивилизованными странами, или утереться в надежде на какие-то мнимые приобретения.
> Ну и наконец, община албазинцев, которую разгромили. Это русские люди (ок, по крови маньчжуры, но это ничего не меняет) которыми русское правительство пожертвовало, отправив свои войска спасать немецких протестантских миссионеров и английских купцов.
Про албазинцев я вообще не понимаю о чем Вы - в записках Корсакова ("Пекинские события", СПб 1901) ни про какое "пожертвование" и речи нет. Когда полыхнуло в Пекине, то часть албазинцев элементарно до миссии не успела добраться, но примерно сотня добралась и была защищена вместе со всеми беженцами посольскими войсками.