От Дмитрий Журко
К All
Дата 20.01.2003 13:47:21
Рубрики Современность; ВВС;

Хочу знать об иракско-иранских перелётах, просветите пожалуйста

Здравствуйте.

Давно занимает загадка перелёта иракских самолётов в Иран. Кто-нибудь знает подробности?

Кто и когда принимал решение о перелёте? Довоенный план «бегства аэродромами» или импровизация? Как в этом решении принимало участие Иранское руководство?

Как союзники восприняли перелёты? Пытались противодействовать, с облегчением? Сначала первое, потом второе?

Сколько всего перелетело машин? Сколько пилотов? Не мигрировали ли ещё какие-нибудь силы?

Что сталось с пилотами? Вернули ли технику? Какую часть? Были ли торги и компенсации меж Ираком и Ираном?

Кое-что я, разумеется, знаю, но целостной картины не возникает, лишь набор эпизодов, описанных со стороны союзников. Есть ли опубликованная иракская и иранская версии? Пожалуйста, очень интересно, а как сведения искать не пойму.

Дмитрий Журко

От Artur Zinatullin
К Дмитрий Журко (20.01.2003 13:47:21)
Дата 20.01.2003 17:57:51

А какова, собственно, была ...

... цель операции?
Если техника осталась в Иране, какой смысл был её спасать?
Не из нежности к ревущему зверю, наверное?
artur@merit.ee :: Artur Zinatullin :: GSM +37 251 11859
guitar, blues, love, friends, summer,  !violence, !rush




От Цефа
К Дмитрий Журко (20.01.2003 13:47:21)
Дата 20.01.2003 17:28:28

Re: Хочу знать...

>Сколько всего перелетело машин?
В Иран перелетели 115-119 боевых (24 "Мираж F.1", 24 Су-24, 20 Су-22, 4 Су-20 (по другим источникам 40 Су-20/22), 7 Су-25, 12 МиГ-23 (в т.ч. 7 МиГ-23МЛ, 4 МиГ-23БН, 1 МиГ-23УБ), 4-7 МиГ-25 и 4 МиГ-29), 15 транспортных (Ил-76, включая 2 самолёта ДРЛО Adnan-2) и 17 гражданских самолётов.

http://www.waronline.org/mideast/iraq_airforce.htm

Часть гражданских самолетов были кувейтские, и Иран их вернул. Остальные остаются там до сих пор.


Цефа, http://www.waronline.org

От Dervish
К Цефа (20.01.2003 17:28:28)
Дата 20.01.2003 20:29:19

Забавно, неожиданное применение ВВС - при появлении противника улететь... (-)

-

От Дмитрий Журко
К Dervish (20.01.2003 20:29:19)
Дата 20.01.2003 20:54:38

Вы, просто, не постигли всей тонины, я, правда, тоже (-)


От Дмитрий Журко
К Цефа (20.01.2003 17:28:28)
Дата 20.01.2003 19:36:14

Спасибо. Источник удобный...

Здравствуйте, уважаемый.

Можете ли что-нибудь от себя прибавить? Хотя бы оценку целесообразности, сути замысла. Мне вот на неплохой хвостик указали — искать сведения об иорданском перелёте. Пока я не успел разыскать, но обсуждение завязалось, поясните, если помните, пожалуйста.

Дмитрий Журко

От Цефа
К Дмитрий Журко (20.01.2003 19:36:14)
Дата 20.01.2003 19:53:37

Re: Спасибо. Источник

>Можете ли что-нибудь от себя прибавить? Хотя бы оценку целесообразности, сути замысла.
Да нет в этом особой целесообразности. Восток - дело тонкое, и умом его тоже бывает трудно понять.
Очевидно в Ираке решили что - во-первых, враг ближний, старый и знакомый лучше чем враг новый, сильный и непредсказуемый (до тех они-то с Америкой дружили, Саддам не думал что американцы пойдут воевать за Кувейт), во-вторых - пусть лучше достанется Ирану, если есть хоть какой-то даже очень небольшой шанс на возврат - всё лучше чем если их просто уничтожит авиация союзников.
В итоге ничего толкового из этого не вышло. Самолеты естественно не вернулись, но и насколько я понимаю большую часть из них в Иране в строй тоже не поставили, из-за нехватки запчастей и других проблем.

>Мне вот на неплохой хвостик указали — искать сведения об иорданском перелёте. Пока я не успел разыскать, но обсуждение завязалось, поясните, если помните, пожалуйста.
Про иорданский к сожалению не знаю, надо будет посмотреть потом.

Цефа,
http://www.waronline.org

От yaejom
К Дмитрий Журко (20.01.2003 13:47:21)
Дата 20.01.2003 15:50:16

Re: Хочу знать...

>Здравствуйте.

>Давно занимает загадка перелёта иракских самолётов в Иран. Кто-нибудь знает подробности?

>Кто и когда принимал решение о перелёте? Довоенный план «бегства аэродромами» или импровизация? Как в этом решении принимало участие Иранское руководство?
Перелеты были воспроизведение действий ВВС Ирака на начальном этапе Ирано-Иракской войны. Тогда перед лицом полного превосходства Ирана в воздухе иракцы тоже спрятали часть самолетов в Иордании. В 1990 они решили вновь прибегнуть к этому способу, чтобы сберечь технику.

>Как союзники восприняли перелёты? Пытались противодействовать, с облегчением? Сначала первое, потом второе?
Никак. Перелеты были осуществлены очень быстро.
>Сколько всего перелетело машин? Сколько пилотов? Не мигрировали ли ещё какие-нибудь силы?
Точных цифр у меня нет, но где-то наверняка публиковалось. Это не "миграция", а выполнение приказа командования.
>Что сталось с пилотами? Вернули ли технику? Какую часть? Были ли торги и компенсации меж Ираком и Ираном?
Техника была иранцами интернирована. Образцы наиболее современной техники были проданы китайцам для изучения в обмен на поставки ВВТ. Что сделали с летчиками - не знаю.

Иракской версии не видел.

С уважением,
Василий

От VZ
К yaejom (20.01.2003 15:50:16)
Дата 20.01.2003 22:02:04

Re: Хочу знать...

Доброе время суток!

>>Как союзники восприняли перелёты? Пытались противодействовать, с облегчением? Сначала первое, потом второе?
> Никак. Перелеты были осуществлены очень быстро.

Вряд ли можно подозревать американцев в стремлении усилить Иран за счет иракских самолетов. По заявлениям, во время попытки перелететь в Иран были сбиты по крайней мере 2 Су-25К и 2 МиГ-21 (или J-7).

В ходе войны на Персидском заливе зимой 1991 года иракские штурмовики СУ-25К в боевых действиях не применялись, однако 6 февраля два самолета этого типа были сбиты истребителями ВВС США F-15С при попытке перелететь в Иран (
http://www.ykt.ru/yes/n135/mig.htm).

С уважением,
VZ

От yaejom
К VZ (20.01.2003 22:02:04)
Дата 21.01.2003 16:42:41

Да Иран из них извлек немного пользы

Иран получил самолеты без запчастей, инфраструктуры обслуживания и подготовленных экипажей.
С уважением,
Василий

От Дмитрий Журко
К yaejom (20.01.2003 15:50:16)
Дата 20.01.2003 17:23:50

Спасибо. Об Иордании новость, Восток многолик и непознаваем (-)