НЕЗАМЕЧЕННЫЕ ПОБЕДЫ РОССИИ генерал-майор Валерий ЧЕБАН
Инерция падения авторитета и утеря позиций России на международной арене приобрели такую силу, что трудно в негативном потоке явлений отыскать светлое пятно. Между тем были настоящие победы, имеющие большое значение для страны.
Среди них выделяются перелом ситуации на таджикско-афганской границе 1993-94 гг. и блокировка, остановка острого клина сепаратизма, угрожающего с Северного Кавказа.
Распад Советского Союза вызвал к жизни не просто противоречия, а настоящие вооруженные конфликты вблизи территории России. Огромное постсоветское пространство стало объектом стремительной военно-политической приватизации. Особенно отличались северокавказское и центральноазиатское направления. А на Западе, окрыленный победой в «холодной войне», стал готовиться к расширению военный блок НАТО.
Годы 1992-1995 характеризовались небывалым всплеском сепаратизма в Российской Федерации. Выполнение рекомендации по заглатыванию суверенитета без учета разумных возможностей пищеварительного тракта национальной политики и экономики субъектов приводило не только к расстройству суверенных организмов, но и к угрозе целостности России.
Достаточно вспомнить войну законов между федеральным центром и рядом субъектов Федерации, построенных по национальному принципу, их стремление укрепить внешние связи, минуя Москву, и даже создать свои вооруженные формирования. Сепаратизм на этнической основе усилился сепаратизмом экономическим и административно-политическим. Заговорили о самостоятельной Уральской республике, об удивительных возможностях в обеспечении самостоятельной жизни Самарской, Саратовской и других областей. На Севере была поднята тревога о будущем малых народов Крайнего Севера. Федеральный центр тем временем был погружен в пучину острой и непримиримой внутренней политической борьбы.
В итоге стал отчетливо формироваться острый клин сепаратизма и нестабильности вверх от Северного Кавказа, по Волге и Уральскому хребту. Этот клин мог рассечь Россию по меридиану на западную и восточную части. Причем так, что промышленно развитое Поволжье оставалось в зоне постоянного конфликта, а огромные энергоресурсы Западной Сибири, составляющие около 90% всех запасов России, были бы предоставлены на милость «доброжелательной» мировой рыночной стихии.
Нельзя было рассчитывать на спокойствие со стороны огромной территории Казахстана, которая буквально вдавилась в тело Урала и Сибири по границе в 7,5 тыс. км!
Словом, сухой хворост сепаратизма для большого костра был готов в самом центре России, и на юге уже бушевало пламя кровавой междуусобицы.
…Хотя у России и Таджикистана нет общей границы, тем не менее обострение ситуации на афгано-таджикской границе представляло серьезную угрозу безопасности России.
Ситуация развивалась следующим образом. В 1991 г. в Таджикистане вспыхнула гражданская война. В конце 1992 г. после драматических событий в Душанбе огромный поток беженцев устремился в Афганистан. Среди десятков тысяч человек границу перешла большая масса боевиков, которая, пройдя специальную подготовку в лагерях, снова устремилась в Таджикистан. У них на пути встали российские пограничники.
Пик боевых действий пришелся на начало апреля 1993г.
Однако только в июле, после трагедии на 12-й заставе Московского погранотряда, Россия и весь мир представили всю остроту ситуации. Тогда на боевую прочность проверялась не только застава, но и вся политика безопасности государства. В 4 часа утра 13 июля 1993 г. четырнадцать групп боевиков таджикской оппозиции и афганских моджахедов общей численностью свыше 300 человек совершили нападение на заставу. Нападавшие имели на вооружении стрелковое оружие и гранатометы. Предварительно на господствующих высотах бандиты организовали огневые точки, где установили пулеметы, безоткатные орудия и минометы.
Необходимо подчеркнуть одну существенную деталь. Пограничные заставы этого участка государственной границы строились так, чтобы они были максимально удобными для проживания людей и организации службы по охране государственной границы. Их возводили не как объекты обороны границы, тем более при внезапном нападении, а как объекты сравнительно комфортного проживания. Это и понятно. После завершения борьбы с басмачами и установления добрососедских отношений с Афганистаном этот участок считался мирным.
Застава была поднята «в ружье». Однако силы были неравными. В итоге, не получив своевременной и эффективной поддержки, пограничники понесли большие потери. Марш колонны 201-й дивизии, спешившей на помощь, затянулся на несколько часов. Основные события уже закончились. Не было четкой организации авиационной и огневой поддержки. Гибель пограничников потрясла страну и потребовала от руководства решительных мер.
Через месяц после трагедии 12-й заставы заместителем министра безопасности—командующим пограничными войсками назначается генерал-полковник А.И. Николаев. На всех уровнях была проведена огромная работа по созданию качественно новой пограничной службы. Одно перечисление проведенных мероприятий может сказать многое о масштабах этой деятельности.
Так, были полностью укомплектованы части и подразделения группировки, которая с 1993 г. выросла более чем в три раза и составила 16,5 тыс. человек.
Немало сделано по укреплению коллективных миротворческих сил, службу в которых стали проходить представители Казахстана, Киргизии и Узбекистана.
Практически с чистого листа создавались резервы ФПС России, способные активно включиться в обстановку. Была усилена авиационная группировка (кроме полка под Душанбе были развернуты эскадрильи в Хорогском и Московском пограничных отрядах).
Была реализована сложнейшая программа инженерного укрепления границы. Оборудование застав доведено до самой высокой надежности. Так, по одной из застав было выпущено 300 ракет, и ни один пограничник не пострадал.
Широко использовался опыт русской и Советской армии по ведению боя в горных условиях.
Система охраны и обороны границы выстраивалась многослойно. На первой линии находились заставы и блокпосты. Прежде расстояние между заставами в горах составляло от 15-20 до 100 км и между ними не было ни одного поста. В результате принятых мер расстояние между блокпостами доведено до 2-3 км, а вокруг базовых застав на господствующих высотах оборудованы посты.
Во второй линии разместили тактические резервы (начальников пограничных отрядов). На определенных направлениях — оперативные резервы пограничной группы. Кроме того, созданы огневые резервы, новая группировка артиллерии — 300 систем, 300 единиц боевой техники.
К охране и обороне границы привлекалось до 50 единиц транспортных и боевых вертолетов.
Активизировалась работа с местным населением и борьба с авторитетами, поддерживающими боевиков и наркодельцов.
Был установлен тесный контакт с афганскими пограничниками, который позволял предвидеть и предотвратить опасное развитие ситуации на границе.
Эффективность применяемых мер была проверена в настоящем бою. В эпицентре событий вновь оказалась 12-я застава Московского погранотряда. В ночь на 19 августа 1994 г. после огневой подготовки отряды боевиков численностью около 500 человек при поддержке афганских моджахедов и арабских наемников предприняли попытку захватить и уничтожить пограничные посты. В ходе ожесточенного боя пограничники отразили более 15 атак противника, не отступив ни на шаг. С рассветом были подняты вертолеты. С интервалом в 30-40 минут 12 машин нанесли несколько ракетно-огневых ударов по наступающим боевикам, позициям их огневых средств и переправам. Затем к вертолетчикам присоединились самолеты Су-25 из состава миротворческих сил.
За это время подошел резерв Московского погранотряда и мотострелки 149-го полка 201-й дивизии. Враг, понеся большие потери, отошел.
На фоне всеобщего развала и поражений ситуация была переломлена и удалось добиться крупной победы в обеспечении безопасности России. Трудно предсказать, как развивались бы события в регионе и в мире, если бы не было этой победы. На «проектную мощность» уже выходило движение «Талибан», и казахстанские степи его вряд ли бы остановили.
Валерий ЧЕБАН,
академик Академии военных наук, доктор философских наук, генерал-майор
Лжеимпорт, лжеэкспорт, ложный транзит, подставные фирмы, различного рода фальсификации — на какие только криминальные комбинации не пускаются дельцы, курсирующие через пограничные посты нашего Отечества, в стремлении уйти от уплаты налогов. Их изобретательность поистине не знает границ. Но, как говорится, одни убегают, другие догоняют. И в последнее время, судя по рассказу заместителя директора Федеральной пограничной службы России генерал-полковника Александра ЕРЕМИНА, догоняют все чаще.
— За последние три года в системе контроля за перемещением через государственную границу товаров и транспортных средств произошли существенные изменения. ФПС и федеральные налоговые органы нашли алгоритм контроля за законностью этих перемещений. Суть его в том, что пограничники и налоговики наладили обмен информацией и совместный анализ обстановки в сфере экономической деятельности, позволяющие своевременно предупреждать преступления и правонарушения, перекрывать каналы незаконного вывоза за рубеж стратегического сырья, перемещения через границу грузов и товаров на основании фальшивых и поддельных документов.
Мы ведем единую информационную базу о физических и юридических лицах, допустивших правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности. Эта очень важная работа должна вылиться в создание единой электронной информационной сети взаимодействия Федеральной пограничной службы, Министерства по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции.
По предварительным расчетам для создания подобной сети потребуется дополнительно 416 млн. рублей. Но, условно говоря, мы уже окупили затраты. За последние два года совместной работы пограничной службы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предотвращен ущерб государству на сумму около 4,6 млрд. рублей, в результате проведенных налоговыми органами проверок в бюджет поступило более 1,8 млрд. рублей, в ходе следственных мероприятий возмещено свыше 411 млн. рублей.
Материал предоставлен пресс-службой Федеральной пограничной службы РФ.
Из беседы с пограничниками мы узнали, сколько перекрыто каналов незаконной внешнеэкономической деятельности, сколько совместных с налоговой полицией спецопераций проведено, и убедились, что уж на сеть-то, в которую попадет еще больше щук, пограничники и налоговики заработали.