От Николай Поникаров
К Pavel
Дата 25.09.2002 10:44:07
Рубрики 1917-1939;

Re: Насчет элиты...

День добрый.

>Именно так, образование в Царской России(скажем в гимназии)было , однако, получше-то чем на рабфаках.

Конечно. И в институтах много лучше, чем в 30-е.
Только вот сравните количество.

>К сожалению старых кадров немного уцелело/осталось в СССР.

А много их было вообще???
Сравните количество студентов в 1912 и в 1932.

Логика такая:
- потребовалось много образованных людей (не Зворыкиных и Гамовых в первую очередь, а рядовых инженеров и техников);
- стали срочно расширять систему образования, размножать почкованием вузы и училища, снижать начальный уровень учащегося;
- сильно упал уровень образования.

А уровень образования со временем поднялся, однако ;)

> А посмотрите на косноязычных коммунистических лидеров от Сталина до Горбачева.

А чего Горбачевым-то окончили? Извините, нынешним руководителям всех мастей по культуре речи и письма до Сталина - как до Луны. Может, все-таки коммунизм не при чем?

>Кто хотел мог учиться без проблем.

Да уж конечно. Только вот мои прадеды из деревни не смогли выбраться, а отец, дядья и тетки учиться смогли.

Впрочем, я согласен с тем, что большим злом были барьеры для нетрудовых элементов и т.д. Гораздо большим, чем отъезд за границу десятка ведущих ученых.

С уважением, Николай.

От Pavel
К Николай Поникаров (25.09.2002 10:44:07)
Дата 25.09.2002 12:12:49

Re: Насчет элиты...

Доброго времени суток!
>Конечно. И в институтах много лучше, чем в 30-е.
>Только вот сравните количество.
Вот нашел в "РЖ" статью об образовании в.т.ч. и вцарской России.
http://www.russ.ru/politics/20010827-tul-pr.html
>>К сожалению старых кадров немного уцелело/осталось в СССР.
>
>А много их было вообще???
ИМХО таки уехала или погибла большая их часть.
>- потребовалось много образованных людей (не Зворыкиных и Гамовых в первую очередь, а рядовых инженеров и техников);
>- стали срочно расширять систему образования, размножать почкованием вузы и училища, снижать начальный уровень учащегося;
>- сильно упал уровень образования.
Вот именно! А нужно ли было иметь инженеров/техников в таком количестве? У нас на предприятии ИМХО до 90% инженеров выполняли работу с которой мог справится техник или выпускник ПТУ.
>А уровень образования со временем поднялся, однако ;)
Поднялся, однако в сторону расширения, но не углубления знаний.Хотя это особый вопрос и тут могут быть разные мнения.Один наш преподавтель в 70-е годы работал в комиссии ЮНЕСКО по образованию.Тогда там пришли к выводу, что в мире существет 2 системы образования Советская и Американская(остальное-вариации).Так вот американский инженер начинает работать практически сразу, но переход даже в смежные области для него весьма затруднителен.Нашему же требуется несколько лет, что бы войти в колею, однако работа в близких отраслях науки/техники для него особого труда не представляет, что я и испытал на собственном опыте.Что лучше вопрос спорный.
>> А посмотрите на косноязычных коммунистических лидеров от Сталина до Горбачева.
>
>А чего Горбачевым-то окончили? Извините, нынешним руководителям всех мастей по культуре речи и письма до Сталина - как до Луны. Может, все-таки коммунизм не при чем?
Так Сталин в семинарии учился, а теперешние-то как раз при социализме.Сейчас вроде вводят, что-то вроде культуры речи в Тех.вузах и это ИМХО хорошо.
>Да уж конечно. Только вот мои прадеды из деревни не смогли выбраться, а отец, дядья и тетки учиться смогли.
Не смогли или не захотели? ИМХО Ваших родителей и дядьев из деревни голод выгнал.
>Впрочем, я согласен с тем, что большим злом были барьеры для нетрудовых элементов и т.д. Гораздо большим, чем отъезд за границу десятка ведущих ученых.
Вот именно интеллигенция-нетрудовой элемент.А премственность великая вещь, однако.

С уважением! Павел.

От Dargot
К Pavel (25.09.2002 12:12:49)
Дата 25.09.2002 19:24:05

Re: Насчет элиты...

Приветствую!

>Вот именно! А нужно ли было иметь инженеров/техников в таком количестве? У нас на предприятии ИМХО до 90% инженеров выполняли работу с которой мог справится техник или выпускник ПТУ.

Вы путаете 30-е годы и 80-е. В 80-х, действительно, с некоторых точек зрения можно говорить об избытке людей с высшим образованием, в 30-х - нет. И в 50-х нет.

С уважением, Dargot.

От GAI
К Николай Поникаров (25.09.2002 10:44:07)
Дата 25.09.2002 10:58:11

Re: Насчет элиты...


>День добрый.

>>Именно так, образование в Царской России(скажем в гимназии)было , однако, получше-то чем на рабфаках.
>
>Конечно. И в институтах много лучше, чем в 30-е.
>Только вот сравните количество.

Вопрос об образовании до революции вообще-то очень интересный.И не такой простой, как кажется.Во всяком случае, заинтересовавшись историей Иркутска, я с удивлением узнал, что до революции в нем было чуть ли не 50 различных учебных заведений.А на родине моего отца, в городишке с населением около 3 тыс. чел., была и гимназия, и техническое училище, и городское училище, и чего-то еще.И насколько я понимаю,система образования в то время постоянно развивалась.Так, вопрос об открытии университета в нашем Иркутске был фактически решен еще до революции.А вот основал его уже адмирал Колчак.
Так что трудно сказать, как выглядела бы система образования в России в 30-х, не будь революции.
Кстати, читал не так давно воспоминания одной нашей местной (убежденной большевички, кстати).Так вот она, описвая свое детство и уебу в ГИМНАЗИИ, упоминает, что в их классе учились например, и дети крестьян, причем не пригородных, а из глубинки, причем жили они в пансионе.Так что кастовость образования в то время. похоже, уже была сильно размыта.

>Да уж конечно. Только вот мои прадеды из деревни не смогли выбраться, а отец, дядья и тетки учиться смогли.

Ну, тут можно привести массу примеров в обоих направлениях.Сами по себе они мало что доказывают.

>Впрочем, я согласен с тем, что большим злом были барьеры для нетрудовых элементов и т.д. Гораздо большим, чем отъезд за границу десятка ведущих ученых.

К сожалению, за границу уехал отнюдь не десяток ведущих ученых, а масса именнно специалистов среднего звена.