В конце 30-х годов наша мотоциклетная промышленность принимает меры к подготовке производства современных тяжелых мотоциклов. Центром работ по отработке технической документации для этого мотоцикла (его название М-72) и постройке опытных образцов стал в 1940 году московский завод "Искра", а производство начато в 1941 году на бывшем московском велозаводе. По кооперации двигатели для М-72 поставлял завод ЗИС (сейчас ЗИЛ), а коробку передач - завод имени КИМ (сейчас АЗЛК). В октябре 1941 года бывший велозавод эвакуировали на Урал, где в феврале 1942 года с конвейера организованного там ирбитского мотоциклетного завода сошли первые машины. В 1942 году ирбитчане выпустили 1587 мотоциклов.
Другим центром производства М-72 был Харьков, где в 1941 году шла сборка машин, а двигатели поступали из Киева с бывшего завода медицинского инструмента.
В том же, 1941 году выпуск мотоциклов М-72 развернули в Горьком на заводе " Красная Этна". В 1943 году туда перевезли все оборудование эвакуированного в Тюмень таганрогского завода.
Крепким фундаментом в строительстве мотоциклетного завода в Ирбите стали эвакуированные производства Московского мотоциклетного завода, механосборочного цеха моторов ЗИЛа и цеха коробок передач Московского автосборочного завода им. КИМа. Созданный при слиянии этих производств Ирбитский мотозавод стал основным поставщиком на фронт тяжёлых военных мотоциклов М-72, использование которых в боевой обстановке полностью лишило моторизованную немецкую пехоту преимуществ имевших масто в начале войны.
Выпуск мотоциклов М-72 начался у нас в 1941 году, прежде всего для комплектования мотоциклетных частей Красной Армии.