Сегодня в конкурсном показе ММКФ два русских фильма – «Чеховские мотивы» и «Кукушка». У фильма Рогожкина есть все шансы на «Золотого Георгия». Сдержанные северные пейзажи в картине Александра Рогожкина «Кукушка» на этом мрачном муратовском черно-белом фоне сделались еще более нежными и прозрачными.
Александр Рогожкин – производитель разнообразных «Национальных особенностей» на этот раз снял фильм, призывающий к миру во всем мире столь же трепетно и деликатно, как солнышки над танками на детских рисунках на асфальте. Русский, финн и эстонка – они, спасшись от верной смерти, она – от четырехлетнего одиночества, встретились на далеком хуторе среди чистых озер на исходе 1944 года. Они абсолютно не понимают друг друга. «Я финн, моя война кончилась, я не хочу и не буду никого убивать», – талдычит финский снайпер. «Ты фашист», – твердит русский. «Моего мужа четыре года назад увели с оленями немцы, я не прочь, чтобы ты повалил меня на оленьи шкуры», – стреляет глазками молоденькая эстонка. Рогожкин смешал языки, менталитеты, листовки и языческие заговоры, красоту северной природы и резкий рев самолетов, ножи и оптические прицелы. Получилось очень лирическое, но притом сугубо мужское кино о том, что нет ничего более прекрасного, более хрупкого и более вечного, чем жизнь. Рогожкин заставил трепетать зрительские сердца не от сногсшибательных военных спецэффектов, а от медленного, языческого битья в бубен, которое должно не дать смертельно раненому финну уйти в царство мертвых, и улыбаться с облегчением, когда финн, уже почти покинувший этот мир, делает резкий вздох и возвращается к жизни.
До сегодняшнего дня довести публику до волнений подобного рода удалось только иранскому «Зову земли». Теперь же фавориту придется потесниться – в список лидеров должна войти и наша «Кукушка».
«Чеховские мотивы» можно посмотреть 28 июня в Доме кино (15.20), «Кукушку» – 26 июня в 21.00 в «Пушкинском» и 27 в Доме кино (15.10).
...Но из депрессии вывел фильм, который, на мой взгляд, тянет на главный приз, как говорится, однозначно. Это была долгожданная "Кукушка" Александра Рогожкина. Перед входом в зал на моих глазах произошел казус. Другого знаменитого режиссера – Алексея Балабанова – девочки-билетерши не пускали, так как у него не было пресс-карточки. Пришлось вмешаться. "Вы что, не смотрели "Брат-1-2?" – спросил я у них, пока автор отечественных блокбастеров скромно отошел в сторону. "Не-а", – сказала одна. Другая округлила глаза и живо спросила: "Это он?". Пройдя в зал, режиссер скромно сказал: да ладно, все правильно, – чем вашего корреспондента тронул до глубины души. Настроение еще больше улучшилось с первых же кадров нового, не побоюсь этого слова, рогожкинского шедевра.
Вилле Хаапсало, Виктор Бычков и Анне-Кристина Юссо разыграли перед нами драматическую комедию в стиле лучших работ Рогожкина, где он сам выступает и как автор сценария. Тут все было в противовес фильму Муратовой. Картина столь же позитивная, сколь и режиссерски безупречная. Два суперузнаваемых персонажа из "Особенностей национальной охоты" встречаются на тропе войны. Нот теперь они не понимают друг друга. Финский снайпер Вилле, чудом освободившийся из цепей, которыми его приковали эсэсовцы в скалах, встречает в доме дикой саамки Анни русского Ивана. На вопрос "как тебя зовут?" раненый красноармеец говорит: "Пошел ты к такой-то матери, фашист...". Поскольку все трое говорят на совершенно разных языках, финн и саамка зовут теперь своего русского друга Пшелты.
Несмолкаемый смех в зале сменяется минутами тишины ближе к финалу, когда идет потрясающая по глубине сцена возвращения души в мертвое тело одного из воинов-соперников. Сыграно все это настолько добротно и профессионально, что вполне претендует на титул "фильм года", и если не получит приз фестиваля, то только из соображений все той же политкорректности: если на ММКФ советских времен не давали призы чужим, значит, мы сделаем наоборот.
Впрочем, еще не все картины показаны, конкурс продолжается, так что ждите новостей.