От Booker
К All
Дата 15.05.2025 15:00:56
Рубрики WWII; Современность; Искусство и творчество;

Барельеф в московском метро

Повторение барельефа скульпторов Евгении Блиновой и Павла Баландина «Благодарность народа вождю-полководцу» открыто в переходе со станции Таганская-Кольцевая на Таганско-Краснопресненскую линию. Оригинал был установлен в 1950 году к годовщине Победы в торце Таганской-Кольцевой и простоял до 1966 года, когда был открыт переход. Фигуру Сталина ещё раньше заменили на изображение Ленина.

Современное изображение - неточная копия и по цвету и по материалам.
https://stcdn.business-online.ru/v3/25-05-15/01dd6829-d851-4877-904b-bbdeadc4cc9b.jpg_2025_05_15_10_53_18.jpg



Оригинал:
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_6823af29439e726fd4187045_6823af30bc9bf972f774b6b0/scale_720

С уважением.
https://oboz.info/v-moskovskom-metro-vosstanovili-barelef-so-stalinym-snesennyj-pochti-60-let-nazad/

От А.Никольский
К Booker (15.05.2025 15:00:56)
Дата 17.05.2025 21:56:50

Полагаю, воспроизвести старое в принципе невозможно

Надо было бы некоторые промыслы, которые десятилетия назад умерли, возрождать.
Восстановили на современном технологическом уровне - и молодцы. Думаю кстати, что если бы при Сталине могли бы так быстро и дешево делать - так бы и сделали.

От Baren
К А.Никольский (17.05.2025 21:56:50)
Дата 17.05.2025 23:17:14

Re: Полагаю, воспроизвести...


> Думаю кстати, что если бы при Сталине могли бы так быстро и дешево делать - так бы и сделали.
Как раз история строительства метро при ИВС говорит о обратном. Делали дорого и богато
Роттерт сказал: "Дорого". Тут Сталин ответил ему резко: "Товарищ Роттерт, вопрос о том, что - дорого, а что - дешево, решает правительство. Я ставлю вопрос о технике. Можно ли технически сделать то, что предлагает этот молодой инженер Маковский?" - "Технически это можно сделать, но будет дорого." - "За это отвечает правительство. Мы принимаем глубокое заложение".

От ttt2
К Baren (17.05.2025 23:17:14)
Дата 18.05.2025 10:30:04

Re: Полагаю, воспроизвести...

>> Думаю кстати, что если бы при Сталине могли бы так быстро и дешево делать - так бы и сделали.
>Как раз история строительства метро при ИВС говорит о обратном. Делали дорого и богато
>Роттерт сказал: "Дорого". Тут Сталин ответил ему резко: "Товарищ Роттерт, вопрос о том, что - дорого, а что - дешево, решает правительство. Я ставлю вопрос о технике. Можно ли технически сделать то, что предлагает этот молодой инженер Маковский?" - "Технически это можно сделать, но будет дорого." - "За это отвечает правительство. Мы принимаем глубокое заложение".

Вряд ли это можно сравнивать. Глубокое заложение могло приниматься из за серьезных целей, защиты от бомбежек например, типичная функция метро, это принципиально, а тут вопрос внешнего оформления.

С уважением

От Baren
К ttt2 (18.05.2025 10:30:04)
Дата 18.05.2025 16:46:10

Re: Полагаю, воспроизвести...


>Вряд ли это можно сравнивать. Глубокое заложение могло приниматься из за серьезных целей, защиты от бомбежек например, типичная функция метро, это принципиально, а тут вопрос внешнего оформления.
все метро изначально строилось дорого и богато, даже в годы войны, с этим вы спорить не будете? Так почему же тогда барельеф вождю должен быть из пенобетона?

От Pout
К ttt2 (18.05.2025 10:30:04)
Дата 18.05.2025 12:09:54

Re: "Кольцевая линия стала отражением Великой Победы"

>>> Думаю кстати, что если бы при Сталине могли бы так быстро и дешево делать - так бы и сделали.
>>Как раз история строительства метро при ИВС говорит о обратном. Делали дорого и богато

>
> Глубокое заложение могло приниматься из за серьезных целей, защиты от бомбежек например, типичная функция метро, это принципиально, а тут вопрос внешнего оформления.

Точнее, закладывались при реализации архитектурные и проч. идеи. Которые реализовывались в ансамблях станций и даже в линии в целом

курсив мой (ц)
https://engineer-history.ru/blog/42
«Таганская» (1950)

Эту станцию открыли 1 января 1950 года, посвятив разным родам войск Советской армии.
Центральный зал напоминает древнерусские палаты с крестовыми сводами и арками. Стрельчатые распалубки украшены бело-голубыми майоликовыми панно с представителями разных родов войск и героями отечественной истории России. Между уровнями эскалаторов находится круглый промежуточный зал. В плафоне его купола — панно «Салют Победы» с красным знаменем на фоне синего неба.
«Белорусская» (1952)
«Белорусская» — трехсводчатая станция с опорой на пилоны. Ко времени ее открытия это был уже привычный тип для московского метро, поэтому станции требовалось дополнительное украшение. Тем более что эпоха архитектурных излишеств была в самом разгаре.
Облик подземного дворца «Белорусской» придает множество деталей: гранитная чаша фонтана под золочеными решетками парадного входа, венецианские окна-серлианы в арках эскалаторного зала, кесонированный свод с пщеничными и цветочными орнаментами, бра, увитые мраморными листьями аканта, флорентийские мозаики в плафонах центрального зала по рисункам Георгия Опрышко.

«Новослободская» (1952)

«Новослободская» — пятая по счету станция московского метро, спроектированная Алексеем Душкиным. Один из пионеров советского метростроения, автор новаторских инженерных решений, здесь он воплощает свою давнюю мечту — включает в список отделочных материалов цветное стекло.

Применить стекло в дизайне метрополитена Душкин хотел еще до войны и даже специально ездил в Ригу на завод цветных стекол. Проект «Новослободской» 47-летний архитектор разрабатывал совместно с 29-летним учеником Александром Стрелковым. Тридцать два эскиза витражей создавал художник Павел Корин — уроженец Палеха, выпускник МУЖВЗ, автор росписей собора Марфо-Мариинской обители и реставратор «Сикстинской мадонны» Рафаэля.

https://www.mos.ru/news/item/136344073/
Кольцевая линия стала отражением Великой Победы
Конструкция станций напоминает храмовую: «нефы» (вытянутые помещения, ограниченные с одной или двух сторон колоннами) ведут к «алтарям», роли которых играют скульптуры и монументальная живопись. Оформление интерьеров посвящено триумфу Победы, радостям мирной жизни в Стране Советов.
Станции, которые строились позднее, отличаются от кольца, поскольку во второй половине века начинается борьба с архитектурными излишествами.

"Тогда остро стояла проблема с расселением людей, нужно было рационально расходовать средства. В итоге архитекторам и декораторам связали руки. Те же станции Филевской линии, открытые в конце 1950-х, очень аскетичны"

https://vatnikstan.ru/culture/mosmetro/
Корин нарисовал проект 32 витражей для станции «Новослободская». Их сделали из стекла, предназначавшегося для костёла в Риге. Члены правительственной комиссии сомневались, стоит ли украшать метрополитен витражами: они напоминали церковь. Но витражи вставили в пилоны, держащие свод станции. Стеклянные композиции обрамлены резной полосой из золочёной латуни. Примечательно, что мозаичное панно Павла Корина с изображённым на нём Сталиным после развенчания культа личности превратилось в панно с порхающими голубями.

Георгий Мотовилов

Скульптор-монументалист Георгий Мотовилов был оформителем станций «Электрозаводская» (1942–1944), «Новокузнецкая» (1944), «Парк культуры» — Кольцевая (1950), «Октябрьская» — Кольцевая (1950), «Комсомольская» — Кольцевая (1951), «Проспект Мира» — Кольцевая (1952) и «Смоленская» Арбатско-Покровской линии (1953).
Именно Мотовилов первый предложил оформлять станции метро «подземными дворцами» как отклик на имперскую политику масштабности, поэтому Георгий Иванович заменял декоративные элементы на сюжетные рельефы. Первой его работой в метро стали горельефы из мрамора на пилонах центрального зала станции «Электрозаводская». Они посвящены теме труда. На них можно видеть фигуры рабочих-металлургов, монтировщиков машин, девушек, собирающих самолёты, рабочих, производящих электролампы.

Николай Томский
«Новокузнецкая», «Курская»
В 1950 году, на открытии первого участка Кольцевой линии, посетители могли видеть масштабную фигуру Иосифа Сталина, поставленную в наземном вестибюле станции «Курская»
Под потолком на архитраве выбита фраза из гимна СССР:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил.

Но всё же статуя Сталина во время десталинизации была демонтирована с «Курской».

а надпись пять лет назад восстановили. Было много шума (моё)

От Pout
К Booker (15.05.2025 15:00:56)
Дата 15.05.2025 17:41:32

Re: Барельеф в...

>Повторение барельефа скульпторов Евгении Блиновой и Павла Баландина «Благодарность народа вождю-полководцу» открыто в переходе со станции Таганская-Кольцевая на Таганско-Краснопресненскую линию. Оригинал был установлен в 1950 году к годовщине Победы в торце Таганской-Кольцевой и простоял до 1966 года, когда был открыт переход. Фигуру Сталина ещё раньше заменили на изображение Ленина.

>Современное изображение - неточная копия и по цвету и по материалам.

https://moskvichmag.ru/gorod/na-taganskoj-otkryli-barelef-blagodarnost-naroda-vozhdyu-polkovodtsu/

Рельеф со Сталиным открыт в переходе станции «Таганская» к 90-летию метро.

И хотя композиция в целом повторена, можно заметить, что не соблюдён материал панно (керамика), не воспроизведён цвет (ни голубой фон временной гипсовой версии, ни золотой финального керамического рельефа), а также не постарались сделать детали орнамента по периметру.
- ссылка на архитектора

в оригинале


Под горельефом находились четыре мраморные таблички с изображениями городов-героев - Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы. Именно эти города Сталин назвал героями в своем приказе от 1 мая 1945 года.

поставлен на другом месте
"Таганскую - кольцевую" много раз проезжал. ПМСМ она вся в аналогичном оригиналу горельефа стиле
-----------
Пилоны центрального зала покрыты светлым мрамором и украшены мрамором. На пилонах со стороны зала и платформ во всю высоту сделаны неглубокие стрельчатые ниши с майоликовыми панно военной тематики (скульпторы Е. П. Блинова, П. М. Кожин, А. Г. Сотников, А. Д. Бржезицкая, З. С. Соколова). В центре этих композиций находятся круглые медальоны с профилями бойцов Красной Армии и со знаками различия видов войск. Ниже на белом майоликовом «свитке» написано: «Слава героям — [род войск]!». Среди родов войск моряки, танкисты, артиллеристы, лётчики, кавалеристы, пехотинцы, железнодорожники, партизаны. Между медальоном и надписью — изображение соответствующего оружия и боевых сцен. Вокруг главного медальона размещаются малые с изображениями героев истории России. По фону идёт рельефный майоликовый орнамент «травами». Всего панно 32, из них каждое повторяется четырежды. Панно в центральном зале имеют голубой фон, в боковых — белый. Путевые стены облицованы керамической плиткой кремового цвета в верхней части, в нижней - серым мрамором. Пол выложен красным и серым гранитом. Для освещения применены люстры, спроектированные специалистом по искусственному освещению, архитектором А.И. Дамским.

В южном торце центрального зала размещалась скульптурная композиция «Сталин и молодёжь» (скульпторы Е.П.Блинова и П.А.Баландин), впоследствии замененное на панно тех же авторов с портретом В.И.Ленина, гербом СССР и союзных республик и изображениями городов-героев Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы. Сейчас нет и его: в торце устроен переход на станцию «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии.
-------------

От AMX
К Pout (15.05.2025 17:41:32)
Дата 16.05.2025 10:30:10

Re: Барельеф в...

>И хотя композиция в целом повторена, можно заметить, что не соблюдён материал панно (керамика), не воспроизведён цвет (ни голубой фон временной гипсовой версии, ни золотой финального керамического рельефа), а также не постарались сделать детали орнамента по периметру.

Фон и орнамент скорее всего еще не доделали.