От Дмитрий Козырев
К А.Никольский
Дата 20.04.2025 17:27:18
Рубрики Современность; ВВС; Политек;

Вопрос то не в моторе

Вопрос в инфраструктуре производства-транспортировки-хранения-заправки

От А.Никольский
К Дмитрий Козырев (20.04.2025 17:27:18)
Дата 22.04.2025 09:07:05

Ввел в заблуждение, там не жидкий водород конечно

Как в Ту-155, а электромотры на топливных элементах на самолете размером несколько больше Ил-114/ATR-72.
Новая инфраструктура была бы недорогая.
Но все равно списать.

От zero1975
К А.Никольский (22.04.2025 09:07:05)
Дата 22.04.2025 13:09:29

Re: Ввел в...

>Как в Ту-155, а электромотры на топливных элементах на самолете размером несколько больше Ил-114/ATR-72.

Во-первых, топливный элемент - это лишь преобразователь химической энергии топлива в электрическую. И это топливо в него должно откуда-то поступать. На сайте проекта Airbus Aerostack, в котором разрабатывается силовая установка для турбовинтового самолёта прямо говорится: "Помимо топливных элементов, вырабатывающих энергию, силовая установка включает в себя электродвигатель и пропеллер, а также топливный бак с водородом."

Во-вторых, в программе ZEROe представлялось три проекта:
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/09/21/840696-airbus-samoletov
Вы сейчас говорите об одном: турбовинтовинтовом самолете вместимостью 100 пассажиров и с дальностью 1900 км - с электромоторами на топливных элементах. А что со вторым - с "обычными" турбовентиляторными двигателями, вместимостью 200 пассажиров и с дальностью 3800 км - в размерности A-321neo? Над ним работы продолжатся или его прикрыли раньше?

Вот недавние новости - там тоже упоминаются три проекта:
https://www.greenairnews.com/?p=6742

От zero1975
К zero1975 (22.04.2025 13:09:29)
Дата 22.04.2025 13:10:51

Ссылку не пристегнул:

>На сайте проекта Airbus Aerostack, в котором разрабатывается силовая установка для турбовинтового самолёта прямо говорится: "Помимо топливных элементов, вырабатывающих энергию, силовая установка включает в себя электродвигатель и пропеллер, а также топливный бак с водородом."

Вот тут:
https://www.airbus.com/en/innovation/energy-transition/hydrogen/zeroe/airbus-aerostack-gmbh

От А.Никольский
К zero1975 (22.04.2025 13:10:51)
Дата 22.04.2025 16:43:34

В статье в WSJ написано, что 200-местный с водородным мотором первым дал дуба

Так как все равно давал вредные выбросы оксида азота, и они сконцентрировались на маленьком ATR-подобном на топливных элементах. Которые внезапно оказались слишком тяжелыми. А вообще дается понять, что все было затеяно для выбивания субсидий из бюджета при подготовке антиковид-пакета как зеленой компании в рамках ESG и Греты на сумму в 15 млрд евро, что удалось. Впрочем, на водород все равно тратили 400 млн евро в год "из собственных средств".
Еще из интересного в статье - тему двигал CEO Эрбаса Гийом Фори, выходец из Пежо, инженер, который боялся, что электросамолеты нанесут по Эрбасу тяжелый удар как электромобили по обычным авто.

От zero1975
К А.Никольский (22.04.2025 16:43:34)
Дата 22.04.2025 18:46:18

Спасибо. Я не знал.

>А вообще дается понять, что все было затеяно для выбивания субсидий из бюджета при подготовке антиковид-пакета как зеленой компании в рамках ESG и Греты на сумму в 15 млрд евро, что удалось.

Ну надо же! И как это я угадал?

>Еще из интересного в статье - тему двигал CEO Эрбаса Гийом Фори, выходец из Пежо, инженер, который боялся, что электросамолеты нанесут по Эрбасу тяжелый удар как электромобили по обычным авто.

Поделюсь одной историей:
В середине 70-ых руководство великой (без преувеличения) International Harvester Company испытывала трудности: с одной стороны её поджимал John Deere, а с другой - Caterpillar. И руководитель компании Брук МакКормик (потомок основателя) решил, что компания слишком закостенела и им нужен новый руководитель - с новым взглядом и т.д. Для помощи в подборе привлекли консультантов из из Booz, Allen & Hamilton (BAH), которые перед тем разрабатывари план реорганизации структуры компании.
Ниже - отрывок из книги по истории компании:

Чарльз Боуэн из BAH настаивал на том, что МакКормик должен нарушить традиции Harvester и искать за пределами компании нового лидера, способного стратегически переориентировать предприятие. По словам одного из бывших руководителей, Боуэн уточнил, что «на самом верху компании необходимо больше внимания уделять контролю над затратами». Когда скептически настроенный МакКормик потребовал выяснить, как обстоят дела в других компаниях после привлечения руководителей со стороны, BAH изучила результаты тридцать один современноый случай смены руководства в крупных корпорациях. Хотя исследование и не дало однозначных результатов, оно показало, что наилучшие результаты ранжировались от талантливых выдвиженцев изнутри, таких как Филлип Х. Смит в Copperweld Corp. до внешних кандидатов, таких как Джон В. Хэнли, который пришёл в Monsanto Company в 1972 году. Посредственные руководители как выдвигались как изнутри компаний, так и приходили со стороны. Странно, но никто не обратил внимания на то, что ни один из по-настоящему плохих руководителей не был выдвинут изнутри.

Забавное наблюдение - все изучают истории успеха, т.к. никто не хочет примерять на себя роль неудачника. Поэтому истории провалов остаются в тени,ихотя как раз они наиболее показательны.

Да, итог по International Harvester:
В сентябре 1977 года они наняли Арчи МакКарделла, переманив его из Херох. Тот привел Уоррена Хейфорда из Continental Group (той, что по консервным банкам и упаковке, а не той, что по шинам). В результате их деятельности рецессию 1980-1982 года компания не пережила. Сегодня о ней напоминают только две буковки в марке Case-IH, dходящей в корпорацию CNH Industrial.

От tarasv
К Дмитрий Козырев (20.04.2025 17:27:18)
Дата 21.04.2025 20:29:25

Re: Конечно не в нем, а в объеме топливных баков

>Вопрос в инфраструктуре производства-транспортировки-хранения-заправки

с ЖВ там все очень печально - 3.7 раза меньше удельная энергия на литр. Самолет размерности A320 который может держаться в воздухе немного больше 2х часов мало кому интересен.

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От zero1975
К Дмитрий Козырев (20.04.2025 17:27:18)
Дата 21.04.2025 05:38:53

Так Эйрбас - это не моторы

>Вопрос в инфраструктуре производства-транспортировки-хранения-заправки

Есть ощущение, что главный вопрос - это политическая обстановка. Т.е., реальной целью НИОКР может быть не внедрение новой технологии или конструкции, а сам процесс как таковой. Учитывая, насколько отрасль зависима от госсубсидий разного рода, протекционизма и пр. - нужно быть в тренде. В этом смысле и заведомо бесперспективные проекты могут быть вполне рациональны - просто прибыль они приносят неочевидным путем.

Да и вообще большой вопрос - сколько из этой суммы составляли собственные средства Эйрбаса. Тот же ZEROe вроде бы финансировался через программы Clean Sky и т.п. Сечас вроде бы действует новая Clean Aviation. Там черт ногу сломит в их хитросплетениях, но попил госбюджетов налицо.

А что до новости, то сама по себе она ни о чем не говорит: может отреагировали на потерю "зелеными" политическогог влияния, а может завтра вместо списанных средств откроют новую статью расходов...

От iShvedsky
К Дмитрий Козырев (20.04.2025 17:27:18)
Дата 20.04.2025 21:33:35

Re: Вопрос то...

Доброго времени суток!

>Вопрос в инфраструктуре производства-транспортировки-хранения-заправки

А не берегу об этом подумать им чего не хватило - мозгов или времени? Или, может быть, эрудиции - про Гинденбург и Ту-155, видимо, слышали, а чем кончилось, загуглить не получилось?

---------------------
С уважением, iShvedsky