От Exeter
К badger
Дата 19.06.2002 19:43:53
Рубрики WWII; Флот;

Ответ

Здравствуйте, уважаемый badger!

Когда немцы взяли Крым (кроме осажденного Севастополя) в ноябре 1941 г и загнали оставшиеся на Ченом море советские военные и гражданские суда в кавказские порты, было принято решение часть наиболее ценных судов увести с Черного моря на Дальний Восток, поскольку на Черном море им "работы" уже не было (и существовала угроза того, что скоро весь оставшийся флот постигнет участь ЧФ 1918 г), а на Дальнем Востоке началась поставка грузов по ленд-лизу и тоннажа остро не хватало. Вот часть судов и перевели через Босфор, далее Эгейское море в Александрию, а оттуда через Суэцкий канал и Индийский океан во Владивосток. По пути погиб большой танкер "Варлаам Аванесов" (6557 брт, шведской постройки 1932 г). Он был 19.12.1941 потоплен германской ПЛ U-652 (обер-лейтенант Фраатц) в Эгейском море у Бабакале (это между Лесбосом и турецким побережьем).

Уважаемому Alexey'ю А.В.:
Ледокол, принимавший участие в этом переходе, назывался "А.Микоян" (бывший до 1939 г "О.Шмидт").
Всего было построено 4 линейных ледокола пр.51 ("типа "Красин"", как они официально назывались, ибо строились по образцу "Святогора"/"Красина" английской постройки.
Два на заводе №189 (Балтийском) в Ленинграде:
"И.Сталин"
"В.Молотов"
Два на заводе №198 (им.А.Марти) в Николаеве:
"Л.Каганович"
"А.Микоян" (сперва назывался "О.Шмидт").
Первая пара - "И.Сталин" и "Л.Каганович" - была сдана в 1938-1939 гг. Достройка двух других затянулась из-за перегруженности заводов военными заказами, и оба ледокола были закончены только во второй половине 1941 г. "В.Молотов" всю войну простоял в Ленинграде, а николаевский "А.Микоян" в августе 1941 г сразу по сдаче был переоборудован в единственный за всю историю ВМФ СССР вспомогательный крейсер, получив три 130-мм орудия. Принимал участие в обороне Одессы, а в ноябре был разоружен и убыл на Дальний Восток.
В 1957 г "Л.Каганович" был переименован в "Адмирал Лазарев", а "В.Молотов" - в "Адмирал Макаров". "И.Сталин" был в 1961 г переименован в "Сибирь".


С уважением, Exeter

От Alexey A. B.
К Exeter (19.06.2002 19:43:53)
Дата 20.06.2002 07:15:32

"Эксетеру": А где отстаивался "Лазарь Каганович" до 1945-го???

Привет, ув. Эксетер!

В Поти? В Сухуми? В Батуми? Ценное судно, чтобы бесславно загубить в качестве "вспомогательного кресера"...Чего-то у меня нет данных...

Счастливо!

От Exeter
К Alexey A. B. (20.06.2002 07:15:32)
Дата 20.06.2002 15:27:12

Он не отстаивался, а всю войну работал в Арктике

Здравствуйте, уважаемый Alexey A.B.!

Ну я же Вам выше дал данные - первая пара ("И.Сталин" Балтийского завода и "Л.Каганович" завода им.А.Марти) вступили в строй еще в 1938-1939 г.
"И.Сталин" заложен 23.10.1935, спущен 14.08.1937, вышел в первый рейс 23.08.1938.
"Л.Каганович" спущен был еще раньше головного - 30.04.1937, но достраивался дольше и был принят ГУСМП в феврале 1939 г.
Самое известное дело "И.Сталина" - высвобождение "Георгия Седова" в 1940 г после знаменитого 812-дневного ледового дрейфа этого парохода.

А в годы войны в Арктике работала четверка линейных ледоколов - "И.Сталин", "Л.Каганович", "Красин" (б."Святогор") и "Ленин" (б."Александр Невский"). Позднее к ним добавился перешедший с Черного моря "А.Микоян" и три лендлизовских ледокола типа "Северный Ветер".


С уважением, Exeter

От Alexey A. B.
К Exeter (20.06.2002 15:27:12)
Дата 20.06.2002 20:52:18

Вах! Савсэм я плахой стал... :-(((

Привет!

>>Ну я же Вам выше дал данные - первая пара ("И.Сталин" Балтийского завода и "Л.Каганович" завода им.А.Марти) вступили в строй еще в 1938-1939 г.
>"И.Сталин" заложен 23.10.1935, спущен 14.08.1937, вышел в первый рейс 23.08.1938.
>"Л.Каганович" спущен был еще раньше головного - 30.04.1937, но достраивался дольше и был принят ГУСМП в феврале 1939 г.
>Самое известное дело "И.Сталина" - высвобождение "Георгия Седова" в 1940 г после знаменитого 812-дневного ледового дрейфа этого парохода.

>А в годы войны в Арктике работала четверка линейных ледоколов - "И.Сталин", "Л.Каганович", "Красин" (б."Святогор") и "Ленин" (б."Александр Невский"). Позднее к ним добавился перешедший с Черного моря "А.Микоян" и три лендлизовских ледокола типа "Северный Ветер".
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Кажется, одной из задач "Вундерланда" (второстепенной) было как раз уничтожение советских линейных ледоколов. С целью прервать или притормозить перевозки по Севморпути. НУ, а попутно и ЭОН на дно отправить...

Счастливо!

От Alexey A. B.
К Exeter (20.06.2002 15:27:12)
Дата 20.06.2002 20:46:58

Кстати, про "Нордвинды"...

Привет, уважаемый Эксетер!

>Позднее к ним добавился перешедший с Черного моря "А.Микоян" и три лендлизовских ледокола типа "Северный Ветер".
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Знаком был с человеком, который принимал один из "Нордвиндов" в США. Одновременнно с несколькими речными буксирами для Лены-Енисея. (парочка у нас ходила в 40 - 70-е гг. - "Победа" и "Родина").

Так вот - Павел Алексеевич расказывал, что у американцев совершенно безобразные условия для быта команды были. Т.к. в каждом порту (по замысл проектировщиков и по "обычаю" американцев) команда отдыхать сходила на берег. А т.к. "Нордвинды" не предполагались к сквозным проводкам по Севморпиути или Северо-Восточному проходу, а проектировались как чисто портовые - в этом усматривается определенный резон.

Но наши шибко матерились в адрес этих кораблей.

Счастливо!

От Николай Поникаров
К Alexey A. B. (20.06.2002 07:15:32)
Дата 20.06.2002 10:31:56

Он не отстаивался, а активно служил на Севере (вступил в строй еще до войны)

День добрый.

Ниже мы с Вами спутали его с "А. Микояном".

С уважением,
Николай.

От Глеб Бараев
К Николай Поникаров (20.06.2002 10:31:56)
Дата 20.06.2002 10:43:02

Угу.частвовал в проведении "Комето" Севморпутем (-)


От badger
К Exeter (19.06.2002 19:43:53)
Дата 19.06.2002 22:07:30

Re: Ответ

По пути погиб большой танкер "Варлаам Аванесов" (6557 брт, шведской постройки 1932 г). Он был 19.12.1941 потоплен германской ПЛ U-652 (обер-лейтенант Фраатц) в Эгейском море у Бабакале (это между Лесбосом и турецким побережьем).

А что стало с экипажем? Погиб полностью или спасли кого?
И вообще - считали что никто в этом райне Средиземного моря атаковать наши суда не может и подлодка перехватила танкер случайно? Непонятно почему не попросили сопровождения у англичан?

От Exeter
К badger (19.06.2002 22:07:30)
Дата 20.06.2002 00:32:04

Re: Ответ

Снова здравствуйте!

>По пути погиб большой танкер "Варлаам Аванесов" (6557 брт, шведской постройки 1932 г). Он был 19.12.1941 потоплен германской ПЛ U-652 (обер-лейтенант Фраатц) в Эгейском море у Бабакале (это между Лесбосом и турецким побережьем).

>А что стало с экипажем? Погиб полностью или спасли кого?

Е:
Вообще-то из экипажа погиб только один человек.


>И вообще - считали что никто в этом райне Средиземного моря атаковать наши суда не может и подлодка перехватила танкер случайно? Непонятно почему не попросили сопровождения у англичан?

Е:
Какое сопровождение? Как англичане могли сопровождать что-либо в конце 1941 г в глубине Эгейского моря - по сути дела во внутренних водах оккупированной Германией территории?? Рядом с итальянским осиным гнездом на Додеканезах? Весь расчет советского прорыва строился на нахальстве и на том, что реально ударных морских и воздушных сил в то время там у противника было очень немного.
Что касается U-652, то она занимала обычную позицию, контролируя подходы к Дарданеллам с юга. Как раз именно для того, чтобы всякие суда противников Германии туда/оттуда не шныряли. Вот и подловила именно такое судно.

С уважением, Exeter