От badger
К All
Дата 19.06.2002 17:43:28
Рубрики WWII; Флот;

Танкер "Варлам Аванесов"

Нашёл в списке ПАМЯТНЫЕ МЕСТА СЛАВНЫХ ПОБЕД И ГЕРОИЧЕСКОЙ ГИБЕЛИ КОРАБЛЕЙ РОССИЙСКОГО ФЛОТА

http://www.navy.ru/history/pam.htm

При прохождении траверза мыса Баба:
В память об экипаже танкера “Варлам Аванесов”, погибшего 19 декабря 1941 при выполнении задания Государственного Комитета Обороны по прорыву из Чёрного моря на Дальний Восток


Что за прорыв такой? В гугле поискал - про танкер нет ничего, только про самого Варлама Аванесова

От Exeter
К badger (19.06.2002 17:43:28)
Дата 19.06.2002 19:43:53

Ответ

Здравствуйте, уважаемый badger!

Когда немцы взяли Крым (кроме осажденного Севастополя) в ноябре 1941 г и загнали оставшиеся на Ченом море советские военные и гражданские суда в кавказские порты, было принято решение часть наиболее ценных судов увести с Черного моря на Дальний Восток, поскольку на Черном море им "работы" уже не было (и существовала угроза того, что скоро весь оставшийся флот постигнет участь ЧФ 1918 г), а на Дальнем Востоке началась поставка грузов по ленд-лизу и тоннажа остро не хватало. Вот часть судов и перевели через Босфор, далее Эгейское море в Александрию, а оттуда через Суэцкий канал и Индийский океан во Владивосток. По пути погиб большой танкер "Варлаам Аванесов" (6557 брт, шведской постройки 1932 г). Он был 19.12.1941 потоплен германской ПЛ U-652 (обер-лейтенант Фраатц) в Эгейском море у Бабакале (это между Лесбосом и турецким побережьем).

Уважаемому Alexey'ю А.В.:
Ледокол, принимавший участие в этом переходе, назывался "А.Микоян" (бывший до 1939 г "О.Шмидт").
Всего было построено 4 линейных ледокола пр.51 ("типа "Красин"", как они официально назывались, ибо строились по образцу "Святогора"/"Красина" английской постройки.
Два на заводе №189 (Балтийском) в Ленинграде:
"И.Сталин"
"В.Молотов"
Два на заводе №198 (им.А.Марти) в Николаеве:
"Л.Каганович"
"А.Микоян" (сперва назывался "О.Шмидт").
Первая пара - "И.Сталин" и "Л.Каганович" - была сдана в 1938-1939 гг. Достройка двух других затянулась из-за перегруженности заводов военными заказами, и оба ледокола были закончены только во второй половине 1941 г. "В.Молотов" всю войну простоял в Ленинграде, а николаевский "А.Микоян" в августе 1941 г сразу по сдаче был переоборудован в единственный за всю историю ВМФ СССР вспомогательный крейсер, получив три 130-мм орудия. Принимал участие в обороне Одессы, а в ноябре был разоружен и убыл на Дальний Восток.
В 1957 г "Л.Каганович" был переименован в "Адмирал Лазарев", а "В.Молотов" - в "Адмирал Макаров". "И.Сталин" был в 1961 г переименован в "Сибирь".


С уважением, Exeter

От Alexey A. B.
К Exeter (19.06.2002 19:43:53)
Дата 20.06.2002 07:15:32

"Эксетеру": А где отстаивался "Лазарь Каганович" до 1945-го???

Привет, ув. Эксетер!

В Поти? В Сухуми? В Батуми? Ценное судно, чтобы бесславно загубить в качестве "вспомогательного кресера"...Чего-то у меня нет данных...

Счастливо!

От Exeter
К Alexey A. B. (20.06.2002 07:15:32)
Дата 20.06.2002 15:27:12

Он не отстаивался, а всю войну работал в Арктике

Здравствуйте, уважаемый Alexey A.B.!

Ну я же Вам выше дал данные - первая пара ("И.Сталин" Балтийского завода и "Л.Каганович" завода им.А.Марти) вступили в строй еще в 1938-1939 г.
"И.Сталин" заложен 23.10.1935, спущен 14.08.1937, вышел в первый рейс 23.08.1938.
"Л.Каганович" спущен был еще раньше головного - 30.04.1937, но достраивался дольше и был принят ГУСМП в феврале 1939 г.
Самое известное дело "И.Сталина" - высвобождение "Георгия Седова" в 1940 г после знаменитого 812-дневного ледового дрейфа этого парохода.

А в годы войны в Арктике работала четверка линейных ледоколов - "И.Сталин", "Л.Каганович", "Красин" (б."Святогор") и "Ленин" (б."Александр Невский"). Позднее к ним добавился перешедший с Черного моря "А.Микоян" и три лендлизовских ледокола типа "Северный Ветер".


С уважением, Exeter

От Alexey A. B.
К Exeter (20.06.2002 15:27:12)
Дата 20.06.2002 20:52:18

Вах! Савсэм я плахой стал... :-(((

Привет!

>>Ну я же Вам выше дал данные - первая пара ("И.Сталин" Балтийского завода и "Л.Каганович" завода им.А.Марти) вступили в строй еще в 1938-1939 г.
>"И.Сталин" заложен 23.10.1935, спущен 14.08.1937, вышел в первый рейс 23.08.1938.
>"Л.Каганович" спущен был еще раньше головного - 30.04.1937, но достраивался дольше и был принят ГУСМП в феврале 1939 г.
>Самое известное дело "И.Сталина" - высвобождение "Георгия Седова" в 1940 г после знаменитого 812-дневного ледового дрейфа этого парохода.

>А в годы войны в Арктике работала четверка линейных ледоколов - "И.Сталин", "Л.Каганович", "Красин" (б."Святогор") и "Ленин" (б."Александр Невский"). Позднее к ним добавился перешедший с Черного моря "А.Микоян" и три лендлизовских ледокола типа "Северный Ветер".
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Кажется, одной из задач "Вундерланда" (второстепенной) было как раз уничтожение советских линейных ледоколов. С целью прервать или притормозить перевозки по Севморпути. НУ, а попутно и ЭОН на дно отправить...

Счастливо!

От Alexey A. B.
К Exeter (20.06.2002 15:27:12)
Дата 20.06.2002 20:46:58

Кстати, про "Нордвинды"...

Привет, уважаемый Эксетер!

>Позднее к ним добавился перешедший с Черного моря "А.Микоян" и три лендлизовских ледокола типа "Северный Ветер".
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Знаком был с человеком, который принимал один из "Нордвиндов" в США. Одновременнно с несколькими речными буксирами для Лены-Енисея. (парочка у нас ходила в 40 - 70-е гг. - "Победа" и "Родина").

Так вот - Павел Алексеевич расказывал, что у американцев совершенно безобразные условия для быта команды были. Т.к. в каждом порту (по замысл проектировщиков и по "обычаю" американцев) команда отдыхать сходила на берег. А т.к. "Нордвинды" не предполагались к сквозным проводкам по Севморпиути или Северо-Восточному проходу, а проектировались как чисто портовые - в этом усматривается определенный резон.

Но наши шибко матерились в адрес этих кораблей.

Счастливо!

От Николай Поникаров
К Alexey A. B. (20.06.2002 07:15:32)
Дата 20.06.2002 10:31:56

Он не отстаивался, а активно служил на Севере (вступил в строй еще до войны)

День добрый.

Ниже мы с Вами спутали его с "А. Микояном".

С уважением,
Николай.

От Глеб Бараев
К Николай Поникаров (20.06.2002 10:31:56)
Дата 20.06.2002 10:43:02

Угу.частвовал в проведении "Комето" Севморпутем (-)


От badger
К Exeter (19.06.2002 19:43:53)
Дата 19.06.2002 22:07:30

Re: Ответ

По пути погиб большой танкер "Варлаам Аванесов" (6557 брт, шведской постройки 1932 г). Он был 19.12.1941 потоплен германской ПЛ U-652 (обер-лейтенант Фраатц) в Эгейском море у Бабакале (это между Лесбосом и турецким побережьем).

А что стало с экипажем? Погиб полностью или спасли кого?
И вообще - считали что никто в этом райне Средиземного моря атаковать наши суда не может и подлодка перехватила танкер случайно? Непонятно почему не попросили сопровождения у англичан?

От Exeter
К badger (19.06.2002 22:07:30)
Дата 20.06.2002 00:32:04

Re: Ответ

Снова здравствуйте!

>По пути погиб большой танкер "Варлаам Аванесов" (6557 брт, шведской постройки 1932 г). Он был 19.12.1941 потоплен германской ПЛ U-652 (обер-лейтенант Фраатц) в Эгейском море у Бабакале (это между Лесбосом и турецким побережьем).

>А что стало с экипажем? Погиб полностью или спасли кого?

Е:
Вообще-то из экипажа погиб только один человек.


>И вообще - считали что никто в этом райне Средиземного моря атаковать наши суда не может и подлодка перехватила танкер случайно? Непонятно почему не попросили сопровождения у англичан?

Е:
Какое сопровождение? Как англичане могли сопровождать что-либо в конце 1941 г в глубине Эгейского моря - по сути дела во внутренних водах оккупированной Германией территории?? Рядом с итальянским осиным гнездом на Додеканезах? Весь расчет советского прорыва строился на нахальстве и на том, что реально ударных морских и воздушных сил в то время там у противника было очень немного.
Что касается U-652, то она занимала обычную позицию, контролируя подходы к Дарданеллам с юга. Как раз именно для того, чтобы всякие суда противников Германии туда/оттуда не шныряли. Вот и подловила именно такое судно.

С уважением, Exeter

От Alexey A. B.
К badger (19.06.2002 17:43:28)
Дата 19.06.2002 18:17:14

Re: Ответ

Привет!

>Нашёл в списке ПАМЯТНЫЕ МЕСТА СЛАВНЫХ ПОБЕД И ГЕРОИЧЕСКОЙ ГИБЕЛИ КОРАБЛЕЙ РОССИЙСКОГО ФЛОТА

>
http://www.navy.ru/history/pam.htm

>При прохождении траверза мыса Баба:
> В память об экипаже танкера “Варлам Аванесов”, погибшего 19 декабря 1941 при выполнении задания Государственного Комитета Обороны по прорыву из Чёрного моря на Дальний Восток
=================================================================================================

Турция - нейтральное государство, потому наши решили после начала войны перевести ряд необходимых на Севере/Дальнем Востоке гражданских судов с Чёрного моря. Наиболее известное гражданское судно - ледокол "Адмирал ЛАзарев", незадолго до войны вступивший в строй (строился в Николаеве).

Сформировали отряд. Условием турок было отсутствие артиллерии - пулеметов на кораблях. "Адмирал Лазарев", согласно официальной версии, отбился в Эгейском море от итальянских торпедных катеров не то при помощи пожарных гидропушек, не то с помощью Господа Бога. Прибыл в Александрию и через Суэцкий канал - вокруг Африки и через ТИхий океан прошел на Дальний Восток.

Танкер "Варлам Аванесов" был в числе этих кораблей. Весь список судов привести навскидку не могу - слишком далеко надо лезть - искать.

Счастливо!

От FVL1~01
К Alexey A. B. (19.06.2002 18:17:14)
Дата 19.06.2002 21:53:44

К нашему счастью не от торпедны катеров, а вроде от

И снова здравствуйте

>Сформировали отряд. Условием турок было отсутствие артиллерии - пулеметов на кораблях. "Адмирал Лазарев", согласно официальной версии, отбился в Эгейском море от итальянских торпедных катеров не то при помощи пожарных гидропушек, не то с помощью Господа Бога. Прибыл в Александрию и через Суэцкий канал - вокруг Африки и через ТИхий океан прошел на Дальний Восток.

Вообще дело тут темное, нго судя по всему его могли атаковать не торпедные катера а "ведетеботы" с экипажами из резервистов и только ОПЦИОНАЛЬНОЙ (то есть могли выходить в море и без них) возможностью установки пары 450мм торпед на примитивных бугелях. Так что то ли катерники были фиговые (на патрульниках служили всякие резервисты) то ли торпеды оставили на базе, толи "огонь" гидромониторов сбил карты но ледокол уцелел. Еще этими же гидромониторами сбили атаку низколетящих бомбардировщиков типа Савойя маркети (хотя вроде бы те вернувшись донеесли о потоплении двухтрубного транспорта). Но все это дело темное и требует еще освещениия с итальянской стороны. Одно бесспорно отличная маневренность ледокола и грамотное маневрирование спасло от МНОГИХ неприятностей.
С уважением ФВЛ

От Exeter
К FVL1~01 (19.06.2002 21:53:44)
Дата 19.06.2002 22:34:23

Скорее всего, это были немецкие местные охранные флотилии на всяких каиках (-)


От FVL1~01
К Exeter (19.06.2002 22:34:23)
Дата 19.06.2002 22:52:04

И то же версия хорошая...

И снова здравствуйте
пытались остановить и взять на понт, не удалось, а на каиках там или на Е-ботах (эрзац катерах ) кто теперь разберет...


С уважением ФВЛ

От Mike
К Exeter (19.06.2002 22:34:23)
Дата 19.06.2002 22:50:09

в описании перехода

было написано, что это итальянцы с Родоса. вопрос: что базировалось в данный период на Родосе?


С уважением, Mike.

От badger
К Alexey A. B. (19.06.2002 18:17:14)
Дата 19.06.2002 19:47:03

Вопрос

>Сформировали отряд. Условием турок было отсутствие артиллерии - пулеметов на кораблях. "Адмирал Лазарев", согласно официальной версии, отбился в Эгейском море от итальянских торпедных катеров не то при помощи пожарных гидропушек, не то с помощью Господа Бога. Прибыл в Александрию и через Суэцкий канал - вокруг Африки и через ТИхий океан прошел на Дальний Восток.

Это была авантюра или у судов был реальный шанс пройти(ну например итальянцы могли не узнать о них, или не суметь обнаружить)? У англичан не просили организовать их прикрытие после прохода пролива?

>Танкер "Варлам Аванесов" был в числе этих кораблей. Весь список судов привести навскидку не могу - слишком далеко надо лезть - искать.

Значит судов было много, но погиб только "Варлам Аванесов"?

От FVL1~01
К badger (19.06.2002 19:47:03)
Дата 19.06.2002 21:56:13

Прошли 4 судна из пяти. Англичане не заходили в зону действия

И снова здравствуйте

итальянской базовой авиации.

А в Александрии дошедших и вооружили.

Действовали на грани фола наши, но супротив итальянских в основном сил на театре сошло...
С уважением ФВЛ

От Николай Поникаров
К Alexey A. B. (19.06.2002 18:17:14)
Дата 19.06.2002 18:30:11

Ледокол тогда был еще не "Адмиралом Лазаревым", а "Л. Кагановичем" :)) (-)