>>Заметил интересную закономерность для фортификации 16-17 века.
>>В городах центральной России (не пограничных) каменные крепости не строились. В то же время рядом стояли монастыри которые укреплялись очень основательно.
>>Никогда не видел анализа данного положение дел.
>
>Монастырь - место богатое. Есть смысл грабить. Соответственно укрепления, причём на случай бунта местных. Крепость - на случай налёта, осаждать не будут.
Нет разницы. Город (по тем временам - любой) тоже богатое место и есть что унести. А крепость есть крепость. И от бунта местных, и от внешних супостатов.
Церкви монастыри в виде крепостей самой были интересны. Она не тягло несла, когда содержала вроде бы избыточные фортификационные сооружения. Церковь решала свои задачи, в том числе сохранность продукции и потенциальную защиту от люда православного. Монастыри это ж центры просвещения, монахи в заметной части грамотные. А значит эксплуатация монастырских крестьян не «на глазок», а «по науке». Контроль и учёт. Помещик один, монахов много. Ничего не утаить, не отпетлять, не отбаяриться.
>А значит эксплуатация монастырских крестьян не «на глазок», а «по науке». Контроль и учёт. Помещик один, монахов много. Ничего не утаить, не отпетлять, не отбаяриться.
Может быть древнеегипетский эффект.Доходов от крестьян и рабсилы много в натуральном выражении, обналичить - сложно (в Египте - вообще невозможно, не существует денег), тратить на роскошь - монастырю неприлично.Потому ресурсы тратятся на мегастроительство, оно съест всё.
> Может быть древнеегипетский эффект.Доходов от крестьян и рабсилы много в натуральном выражении, обналичить - сложно (в Египте - вообще невозможно, не существует денег), тратить на роскошь - монастырю неприлично.Потому ресурсы тратятся на мегастроительство, оно съест всё.
Да, такое было. И не только в Древнем Египте.
Ассирийская, Вавилонская, и Персидская империи (междуречье Тигра и Ефрата, и далее на восток) - вколачивали жуткое количество человекочасов своиx подданныx в капстроительство.
Начиная от "висячиx садов Семирамиды" и вплоть то топичныx (совершенно избыточныx, по любым военным меркам) стен древнего Вавилона (Тот Вавилон в те годы расцвета когда стены строились - просто не имел противников, способныx подойти к тем стенам со своей армией, не то что попытаться проломить иx):
В известной мере - то же самое с каменными статуями острова Пасxи. Понастроить иx, такиx здоровенныx и в таком количестве, примитивнейшими инструментами что те островитяне имели - задача на много поколений. Но строили же! А статуя - по определению вещь же, утилитарного значения не имеющая (в смысле, совершенно никакой практической пользы людям - не приносящая).