От john1973
К Инженер-109
Дата 29.01.2024 23:40:57
Рубрики ВВС;

Re: вы описываете...

Насколько знаю летчиков учат на рефлексе подтормаживать педалями при рулении. А на Су-27 (наверняка и других современных самолетах) подтормаживает основными колесьями уже СДУ, причем факторов для разворота может быть много, не только разнос масс, но и тривиально выбоины и трещины в плитах на полосе. Покрышку не пробьет даже на скоростном рулении, но без автоматического режима тридцатитонную машину так не удержать

От bedal
К john1973 (29.01.2024 23:40:57)
Дата 30.01.2024 11:29:11

вопрос исходно про самолёты с задней опорой

цт позади основных стоек вполне однозначно об этом говорит.

От zero1975
К bedal (30.01.2024 11:29:11)
Дата 30.01.2024 20:30:02

Совершено верно!

>цт позади основных стоек вполне однозначно об этом говорит.

Собственно, для сходного явления с носовой стойкой в английском есть специальный термин: "wheel-barrowing", который можно перевести, как "тачкование" (от "to push a wheelbarrow" - "толкать колёсную тачку").
https://en.wikipedia.org/wiki/Wheel-barrowing

А "ground-loop" - это именно про классический случай с хвостовой опорой.


От Robert
К zero1975 (30.01.2024 20:30:02)
Дата 30.01.2024 22:20:19

Re: Совершено верно!

>>цт позади основных стоек вполне однозначно об этом говорит.
>
>Собственно, для сходного явления с носовой стойкой в английском есть специальный термин: "wheel-barrowing", который можно перевести, как "тачкование" (от "to push a wheelbarrow" - "толкать колёсную тачку").
>
https://en.wikipedia.org/wiki/Wheel-barrowing

В русском тоже термин есть на такой случай: т.н. "зуд". Ранее использовалось иностраннoe слово "шимми" (иногда и сейчас встречается, но редко).


От Skwoznyachok
К Robert (30.01.2024 22:20:19)
Дата 31.01.2024 00:25:48

Если мне не изменяет, то вибрации типа "шимми" - особенность трехстоечного...

... шасси, если конкретно - передней стойки. Галлай об этом писал.

Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития

От Skwoznyachok
К Skwoznyachok (31.01.2024 00:25:48)
Дата 05.02.2024 19:37:01

Вообще я имел ввиду, что "шимми" на двухстоечном шасси...

... с опорным костылем не возникает. Может возникнуть на хвостовом опорном колесе (дутике)ю


Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития

От zero1975
К Skwoznyachok (05.02.2024 19:37:01)
Дата 06.02.2024 06:29:48

Это неверное представление

Явление автоколебаний, известное как шимми - возникает на отдельной стойке шасси. Эти колебания практически не имеют динамической связности с другими стойками. Исключением являются управляемые колёса автомобиля, где колебания левого и правого колеса связаны через рулевую трапецию, но у самолета такой связи нет - и основным стойкам все равно, какая там схема - с носовой стойкой или с хвостовым костылём. На возникновение эффекта шимми компоновка самолёта практически не влияет - влияют только конструкция самой стойки шасси: её кинематика и динамические параметры (грубо - массы и жесткости), характеристики колеса и шины, а главное - скорость.

Действительно, в те времена, когда использовалось шасси с хвостовой опорой - проблемма шимми основных стоек была не так актуальна - их жесткость в горизонтальной плоскости была достаточна для того, чтобы явление не развивалось на тех скоростях. Но с ростом посадочных скоростей проблема шимми основных стоек шасси встала во весь рост. Поэтому уже давно основные стойки почти повсеместно оснащаются демпферами шимми. Помогает далеко не всегда - аварий из-за шимми основных стоек - вагон и маленькая тележка. Вот, навскидку из недавнего:
https://www.baaa-acro.com/crash/crash-boeing-737-4h6-lahore
https://www.baaa-acro.com/zone/kabul
https://www.flightglobal.com/safety/shimmy-dampers-examined-after-red-air-md-82-gear-collapse/154376.article
И носовые или кормовые стойки тут - совершенно ни при чем. Выросли скорости и конструкция стоек изменилась.


От bedal
К Skwoznyachok (05.02.2024 19:37:01)
Дата 05.02.2024 19:53:04

"шимми" на двухстоечном шасси - запросто, это эффект одного колеса

На основных стойках не возникает - потому что у них фиксация жёстче и нет люфта на поворот. Впрочем, всё равно бывает, вопрос в величине нагрузки.

От zero1975
К Skwoznyachok (31.01.2024 00:25:48)
Дата 31.01.2024 00:52:51

Нет. Вот наглядный пример:

Шимми на британском уазике:
https://youtu.be/bxnHVlV24z8

У него шасси точно не трёх-стоечное :-)
Эффект шимми у автомобилей чаще вылезает на управляемых колесах, но это связно лишь с тем, что там к податливости шин добавляется менее жесткая фиксация колёс (в горизонтальной плоскости) и потому выше вероятность возникновения автоколебаний. Но и у основных стоек шасси этот эффект вполне может иметь место. Так было, к примеру, при первой посадке опытного Ан-124 - несмотря на наличие к тому времени мат.аппарата для анализа этого явления.

Вот тут вы можете увидеть гасящие "шимми" демпферы на основных стойках ЯК-42 и, заодно, мотоцикла:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D1%84%D0%B5%D1%80_%D1%88%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D0%B8

От Skwoznyachok
К zero1975 (31.01.2024 00:52:51)
Дата 01.02.2024 19:38:04

Был неправ. Просто как-то вне авиационной темы мне шимми не попадалось (-)


От bedal
К Skwoznyachok (01.02.2024 19:38:04)
Дата 02.02.2024 09:40:24

да ладно :-) Самая частая неприятность у тележек в супермакетах. (-)


От zero1975
К bedal (02.02.2024 09:40:24)
Дата 03.02.2024 12:26:33

Испытательный стенд:

Ссылка:
https://youtu.be/3ImoYTzZZ2g

P.S. Спасибо за подсказку!

От zero1975
К Skwoznyachok (01.02.2024 19:38:04)
Дата 01.02.2024 21:27:51

Просто авиаторы больше на слуху (-)


От zero1975
К Robert (30.01.2024 22:20:19)
Дата 30.01.2024 22:44:44

Вы ошибаетесь

>В русском тоже термин есть на такой случай: т.н. "зуд". Ранее использовалось иностраннoe слово "шимми" (иногда и сейчас встречается, но редко).

Это вообще другое. Общего там только то, что оба явления имеют отношение к шасси.