>>Вопрос - почему такое странное решение на Ар-2 и Як-4 - диаметр винта фактически на уровне истребителя, что должно снижать его КПД.
>
>Если вы разгоняете самолёт до истребительных скоростей, у вас истребительный мотор - то какой винт должен быть ?
Винт должен быть подходящий. В 1941 на бомбардировочном М-105 был другой редуктор, чем на истребительном. По скорости полета диаметр винта ограничен только волновым кризисом на законцовках лопастей, т.е. отношением результирующей скорости в треугольнике (четырехугольнике) скоростей лопасти к скорости звука. На наших винтах этот параметр держали довольно высоким, под 0,9. С мотором с истребительной редукцией 2:3 при оборотах 2600 об/мин и скорости 570 км/ч с винтом 3 м будет примерно 0,93. С бомбардировочной редукцией 13:22 при 540 км/ч и тех же оборотах с винтом 3,2 м будет 0,88.