От Николай Поникаров
К All
Дата 05.06.2002 11:57:58
Рубрики Современность; Флот;

Бигфуту про скорость АПЛ

День добрый.

>Приветствую!

>>И то, и другое.
>
>Так не бывает! :)

Не понял.
Скорость движения корабля определяется равенством "Упор винта = силе сопротивления".

У АПЛ в надводном положении по сравнению с подводным
- упор винта уменьшается (падает пропульсивный коэффициент). Причины: подсос воздуха, сильная пульсация потока вблизи поверхности.
- сила сопротивления возрастает (появляется волновое сопротивление).

Точный вклад волнового сопротивления именно для АПЛ в надводном положении скажет только специалист. Для НК на 15уз это что-то около 30% (если память не изменяет). Для ПЛ должно быть больше (нос тупой). Волновое сопротивление с ростом скорости растет быстрее, чем остаточное.

На книжку Шапиро не тратьте времени. Она интересная, но таких данных там нет. Из "мурзилок" можно глянуть в Gilmer "Modern ship design" (?).

Может, я на днях доберусь до Джилмера или чего иного - посмотрю.

С уважением, Николай.

От i17
К Николай Поникаров (05.06.2002 11:57:58)
Дата 06.06.2002 13:42:17

вот фотка характерная.



какой бурун на носу, какой бурун...

От Bigfoot
К Николай Поникаров (05.06.2002 11:57:58)
Дата 05.06.2002 15:02:14

Спасибо. Я вот здесь типа пытался резюмировать. (+)

Мое почтение.

Ось тутай:
http://web.referent.ru/nvs/forum/2/co/20816.htm

Критика из велкам.

Всего наилучшего,
Йети

От Николай Поникаров
К Bigfoot (05.06.2002 15:02:14)
Дата 05.06.2002 15:42:35

Re: Спасибо. Я...

День добрый.

Не понял главного - что Вы понимаете под "лимитированием скорости". Поэтому не понял, как соотносятся пункты а) и б).

Я не знаю ответа на вопрос "чем ограничена скорость надводного хода ПЛА - соображениями прочности и управляемости или мощностью двигателя?" Подозреваю, что для разных лодок ответ будет разный.

Я отвечал на вопрос "почему при той же мощности двигателя максимальная скорость в надводном положении ниже?"


По мелочам:

> а.Скорость надводного хода в первую очередь определяется падением эффективности движителя (пропульсионный коэффициент)

Пропульсивный. Это произведение КПД движителя (обычно меряется на стенде) на коэффициент влияния корпуса судна.

> кавитации.

Кавитация здесь вряд ли скажется на падении КПД, потому как там воздуха и без нее хватает.

> б. Дальнейший рост скорости при условии сохранения эффективности движителя будет лимитироваться повышением
сопротивления (возможно - волнового).

Именно волнового. Т.е. возрастать-то будут все компоненты, но именно волновое отличает от подводного хода.

Короче, посмотреть надо разные ПЛА и сравнить их по законам подобия.

С уважением, Николай.

От i17
К Николай Поникаров (05.06.2002 11:57:58)
Дата 05.06.2002 13:53:26

а мне вот еще подумалось

носовая оконечность АПЛ - полусферическая (грубо), потому когда она идет на поверхности, появляется момент силы на носовой оконечности направленный вниз -> крен на нос, винт поднимается еще выше к поверхности. А в принципе можно представить такой режим, когда возникают автоколебания по килевому крену. Типа будет круто и все такое ;)

От Николай Поникаров
К i17 (05.06.2002 13:53:26)
Дата 05.06.2002 15:15:00

Считать надо, но сомнительно это

День добрый.

Прикиньте момент сил - маловат он, наверняка. Да и горизонтальные рули действуют.

> носовая оконечность АПЛ - полусферическая (грубо), потому когда она идет на поверхности, появляется момент силы на носовой оконечности направленный вниз ->

С чего ради? Скорее уж вверх - нижняя "четвертьсфера" целиком под водой, верхняя не целиком.

С уважением, Николай.

P.S. Эх, летчики - ракетчики, развели тут! Один "килевой крен", другой "тангаж"... На флоте это ДИФФЕРЕНТ! :))))))

От Bigfoot
К Николай Поникаров (05.06.2002 15:15:00)
Дата 05.06.2002 15:24:12

Дык, "практики" с форума РПФ, вродя, подтверждают... (+)


>День добрый.

>Прикиньте момент сил - маловат он, наверняка. Да и горизонтальные рули действуют.
Говорят, зарывается лодка носом. И оченно ощутимо.

>С чего ради? Скорее уж вверх - нижняя "четвертьсфера" целиком под водой, верхняя не целиком.

Не-а, и17 правильно все говорит. Если рассмотреть равнодействующую силы сопротивления, она будет направлена вниз. Что и подтверждается практикой. А сверх-макс. скорость достигают притапливанием кормы...

>P.S. Эх, летчики - ракетчики, развели тут! Один "килевой крен", другой "тангаж"... На флоте это ДИФФЕРЕНТ! :))))))

И то правда... :( Мне самолетики все одно больше нравятся... :)

Всего наилучшего,
Йети

От Николай Поникаров
К Bigfoot (05.06.2002 15:24:12)
Дата 05.06.2002 16:21:56

Re: Дык, "практики"

День добрый.

> Говорят, зарывается лодка носом. И оченно ощутимо.

Именно зарывается, т.е. на палубу набегает созданная лодкой волна. Может, от этого и дифферент появляется (но не по тому механизму, что Игорь описал).

> А сверх-макс. скорость достигают притапливанием кормы...

Да, уменьшить зарывание и заглубить винт.

С уважением, Николай.

От Bigfoot
К i17 (05.06.2002 13:53:26)
Дата 05.06.2002 14:59:20

Именно об этом я и написал на форуме РПФ вчера. (+)

http://web.referent.ru/nvs/forum/2/co/20798.htm

Всего наилучшего,
Йети

От Bigfoot
К Bigfoot (05.06.2002 14:59:20)
Дата 05.06.2002 15:00:29

О, и здесь тоже. (+)

http://vif2ne.ru/nvk/forum/2/co/302968.htm

От i17
К Bigfoot (05.06.2002 15:00:29)
Дата 05.06.2002 15:52:52

"я не тормоз..." (с)

я сперва написал, а потом прочитал, что вы об этом тоже писали.
В одну сторону мыслим :)