Михаил Корниенко: "в Украине удалось ликвидировать более 200 киллеров"
В начале мая Управлению по борьбе с организованной преступностью МВД Украины исполняется десять лет. Накануне первого юбилея борцов с отечественной мафией в редакции "ФАКТОВ" побывал начальник УБОП Михаил Корниенко. Разговор генерала с журналистами коснулся самых больных тем нашего бытия.
Есть, по меньшей мере, десяток народных депутатов Украины, которые подозреваются в совершении тяжких преступлений
-- Михаил Васильевич, вы пришли в редакцию прямо со встречи с представителями ПАСЕ. Что их интересовало больше всего?
-- Они задавали вопросы о событиях 9 марта, вопросы по резонансным преступлениям... А я и мои коллеги из прокуратуры и СБУ отвечали им, основываясь, как говорят юристы, на материальном и процессуальном праве.
-- И все-таки, они пытались обвинять или уточнять?
-- Вы знаете, большинство вопросов было направлено на уточнение каких-то деталей, но на встрече присутствовали депутаты от оппозиции, и их трактовка событий расходилась, на мой взгляд, с установленными фактами. Они пытались все представить несколько в ином свете. Но, на мой взгляд, очень четко расставил все точки над "i" председатель Верховного суда Виталий Бойко: он изложил позицию высшего судебного органа и его видение всех этих моментов. Возникали и вопросы по делу Гонгадзе, делам об убийстве Гетьмана, Щербаня...
-- Насколько продвинулось следствие по этим делам за последнее время?
-- Думаю, за последние три-четыре месяца следствие по делу Гетьмана значительно продвинулось. Оно конкретизировано, имеет под собой почву.
-- А убийство Щербаня когда будет раскрыто?
-- Мне кажется, что и оно к концу года тоже будет завершено. Это преступление раскрыто. Известны исполнитель, заказчик (он находится за пределами Украины), практически все лица, участвовавшие в подготовке и организации этого преступления, несколько человек из них находятся в розыске, двое убиты...
Когда раскрывается такое преступление, отрабатываются многие фигуранты. Я помню по Крыму, когда мы раскрывали убийство полковника Зверева, начальника отдела по борьбе с преступными группировками (УБОП Крыма), то "отработали" около тысячи человек. Кстати, попадали к нам тогда и те ребята, которые совершили убийство... Существует, конечно, и организатор этого преступления, он постарше. Но в то время еще не было достаточных данных и доказательств того, что убийство совершили именно они. Попутно было раскрыто где-то около тысячи преступлений. И только позже, когда накопилась информация, мы вернулись к тем пятерым. Они были арестованы, предстали перед судом и осуждены.
-- Кстати, по имеющейся у нас информации, Зверева заказал некий депутат. Какого уровня, пока уточнять не будем. Но в связи с этим зададим вопрос: есть ли в МВД информация о причастности народных депутатов к организованным преступным группировкам?
-- Вы знаете, мы депутатов не разрабатываем, поскольку это запрещено законом. Хоть такая оперативная информация, безусловно, есть. А пока можно говорить только о том, что известно -- о Лазаренко, Агафонове, Тимошенко... Ведь существуют определенные процедуры, обязательность санкций органов, по решению которых мы можем заниматься делами народных депутатов.
Есть, конечно, информация о причастности депутатов к преступлениям, о том, что они делают "крыши" преступникам. Это ваша, кстати, журналистов, информация, которая не может рассматриваться как оперативная. Ее немало, и она, безусловно, проверяется. Есть по меньшей мере десяток народных депутатов Украины, которые подозреваются в совершении тяжких преступлений.
-- Когда в Закарпатье убили депутата местного Совета Токаря, во время расследования намекали на то, что заказчики сидят в Верховной Раде. Но в конце концов киллера определили. Он пока за рубежом...
-- К сожалению, подозреваемого, о котором вы говорите, еще не экстрадировали, мы его еще не получили. Процедура очень дли-и-инная... Кстати сказать, экстрадиции в Украину подлежат 55 человек, которые подозреваются в совершении преступлений. В отношении них вынесены постановления о привлечении в качестве обвиняемых, и есть санкции об объявлении их в межгосударственный розыск. Больше всего таких в России.
Согласно сводке Интерпола, 25 человек ждут экстрадиции из России, семеро -- из Чехии, по трое -- из Грузии и Венгрии, четверо -- из Польши, по двое -- из Армении, Германии, Соединенных Штатов Америки, по одному -- из Австрии, Аргентины, Болгарии, Греции, Эстонии, Италии, Словакии, Таджикистана. Это -- задержанные за рубежом по нашим материалам, но пока еще в Украину они не доставлены.
-- Рассказывают, что за рубежом, в частности в США, из кварталов, где селится "русская мафия" (а украинцев относят там к ней), выезжают даже темнокожие преступники. В каких странах, по вашей информации, украинская преступность представлена наиболее широко?
-- Группировки, которые находились в разработке или отрабатываются сейчас, как правило, находятся в государствах, которые соседствуют с нами, -- это прежде всего Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Германия, Австрия, Турция. Понемножку есть в Соединенных Штатах Америки, в Англии. С этими странами (за исключением США) с которыми у нас есть соответствующие соглашения, с ними мы сотрудничаем и осуществляем оперативно-розыскные и следственные мероприятия по возбужденным делам. Все это приносит свои плоды. 55 человек, о которых я говорил, -- результат такой работы.
-- "Украинская мафия" за рубежом -- это чаще всего "филиалы" наших крупнейших ОПГ?
-- Как правило, это те группировки, которые действовали здесь, а когда начали привлекать к уголовной ответственности их лидеров, они убежали за кордон. Вот сейчас мы, к примеру, рассматривали вопрос о ликвидации оставшихся преступных группировок и тех, что возобновили деятельность. Лидеры многих из них находятся за пределами Украины. Так, в Крыму, где остались осколки десяти группировок, только один лидер на месте: в отношении него избрана мера пресечения подписка о невыезде. Остальные девять -- за пределами Крыма и Украины. Вы слышали на пресс-конференции, что министр внутренних дел поставил очень жесткую и четкую задачу службам МВД, прежде всего ГУБОП, начальникам областных управлений -- на протяжении короткого времени, одного-двух месяцев, решить вопрос о ликвидации этих преступных группировок и привлечении лидеров и членов этих ОПГ к уголовной ответственности.
С начала года мы уже уволили 107 человек
-- Это реальная задача: за два месяца справиться с ситуацией, которая складывалась десятилетиями?
-- По многим из этих группировок есть уголовные дела, оперативные разработки, которые иногда ведутся вяло, слабо и иногда не наступательно... А задача, поставленная министром, реальна.
-- Зачистки будут?
-- Нет, здесь как раз не зачистками надо действовать, тут не обойтись без интеллекта, без оперативного мастерства, оперативной смекалки. Надо посмотреть на экономическую основу этих группировок: все они живут не воздухом, обязательно что-то имеют -- какие-то фирмы, структуры, которые сами создали или которые обдирают. Имеют и "крыши". Но, думаю, с "крышами" мы разберемся. Ведь министр поставил жесткую задачу -- убрать их, чтобы навести порядок в наших службах и разобраться со всеми теми, кто обеспечивает эти "крыши". Мы уже начали этим заниматься -- с начала года провели аттестацию в своей службе и 107 человек уволили, 700 поставили конкретные задачи, чтобы посмотреть на результаты их работы. И по итогам четырех месяцев, думаю, мы снова недосчитаемся кое-кого из тех, кто не работает...
Есть и новые подходы в нашей работе, поскольку служба начала реформироваться, и новый министр уже подписал приказ об изменении структуры региональных УБОП в областях -- они больше приближаются к решению современных задач. Мы создали 14 совершенно независимых межрегиональных подразделений по борьбе с коррупцией в регионах. Они будут подчиняться непосредственно ГУБОП, то есть Центру, а не местным властям или местной милиции. Мы возлагаем на них большие надежды. Первые ростки их работы уже есть. Это серьезные дела с миллионными убытками. Например, по одному из них в Тернопольской области убытки составляют, ориентировочно, до 25 миллионов бюджетных денег.
Такие же уголовные дела есть и по Харькову -- по нарушению законов при приватизации имущества. Балансовая стоимость крупного завода при приватизации оценивалась в десятки тысяч гривен, а на самом деле он стоит более 40 миллионов... Есть такие уголовные дела и по Киеву, по Одесской области. Я уверен, что они будут практически по каждой области. Во всяком случае, подвижки уже начались, и они реальны.
-- Не секрет, что свидетели по уголовным делам об ОПГ либо меняют в суде свои показания, либо просто боятся туда идти. Почему же их нельзя подвести под программу защиты свидетелей?
-- Программы такой, к сожалению, нет. Есть пока закон о защите свидетелей, но нет механизма, нет процедуры, нет денег! Сейчас осужден один известный лидер преступной группировки, и поступают угрозы свидетелю. Мы, милиция, чем можем и как можем, его защищаем. Мне самому по одному уголовному делу в Киеве пришлось в буквальном смысле слова держать двух человек возле себя и возле руководителей УБОП -- чтобы с ними ничего не сделали. Восемь месяцев возле них дежурили наши работники... Что делать? Угрозы были реальные. К счастью, все получилось нормально. Преступник осужден к длительному сроку лишения свободы... А недавно иду я по улице -- навстречу мужчина и женщина. Подходят ко мне: "Здравствуйте, помните нас? -- Конечно, помню. -- Все нормально, спасибо вам. Но это была огромная психологическая нагрузка!"
И не только психологическая, но и физическая нагрузка. Это постоянный страх, угрозы... Прежде всего под программу защиты свидетелей нужны деньги. Эти программы действуют везде -- в США, например, выделяются сотни миллионов долларов. У нас же -- ни копейки!
И судьям, которые выдерживают этот пресс, мы должны сказать большое спасибо. Ведь им тоже нелегко! Судья получает не такие большие деньги. А преступники, как правило, располагают огромными. И чтобы выдержать это все, надо быть мужественным человеком. Мне думается, что и судьи наши должны награждаться. Пришло время, когда надо награждать их за то, что они, не имея средств, не имея зачастую элементарного -- бумаги, ручек, -- ведут эти процессы...
-- Награждать надо не почетными грамотами, а достойной зарплатой... А случались ли моменты, когда свидетелям приходилось полностью менять адрес, работу, "легенду", имена?
-- Были. Закон это разрешает делать. Во всяком случае, по Киеву мы осуществляли это несколько раз. И по Украине можем назвать десятки людей... Я вам рассказывал об одной свидетельнице. Сейчас стоит вопрос о том, что ей вообще надо переселяться из этого региона километров за 500--700, о жилье, о средствах существования, о выдаче новых документов... Нет денег! Все приходится решать на общественных началах, а должна действовать система.
На воле остаются 122 активных члена и лидера преступных группировок
-- Как вы оцениваете новый Уголовный кодекс?
-- Прежде всего, он действительно прогрессивный. Как бы там ни было, это уже прорыв в будущее. И многие составы преступлений там действительно новые. В старом Уголовном кодексе было порядка 150 составов преступлений, здесь же их число переваливает за 300. Может, не со всем можно согласиться -- там есть дробления состава отдельных преступлений. Мне думается, новые подходы к наказанию, к освобождению от уголовной ответственности наиболее цивилизованные, по сравнению с другими странами. Есть и такие статьи-новеллы, которых в других странах нет. Конечно, надо, чтобы новый Уголовный кодекс быстрее вступил в силу.
-- То, что он прогрессивный, не помешает бороться с организованной преступностью?
-- Нет, в нем как раз все учтено. Участие в организованной преступной группе является квалифицирующим признаком и значительно усугубляет уголовную ответственность. За преступление, совершенное в организованной группе, добавляются семь-восемь лет. Это существенно, а для нас -- очень здорово. Определено и само понятие "организованная группа". Все вопросы урегулированы.
-- В марте в столице была проведена операция "Лидер". Что, ее результаты не удовлетворили министра, раз он потребовал более жесткие меры?
-- Любая операция -- это кратковременное целевое мероприятие, она преследует какую-то конкретную цель. Операция "Лидер", например, проводилась с одной целью; розыск известных "авторитетов", известных лидеров и активных участников этих организованных групп. Думается, она удалась. Пять дней нам давалось на подготовительный этап, на сбор оперативных материалов и день -- на задержание. Когда мы подсчитали, оказалось, что в ходе этой операции были задержаны более 400 человек. Причем, более ста из них -- лидеры, "авторитеты" и активные члены организованных преступных формирований.
-- А есть еще кого задерживать?
-- Увы, есть. В розыске остались 122 активных члена и лидера ОПГ. По нашим оперативным данным, около двух десятков выходцев из других областей, прятавшихся в Киеве, вынуждены были его покинуть. Часть из них задержали в этих регионах, часть -- пока нет... С контроля этот вопрос снимать не будем! Операция операцией -- но работать надо повседневно.
На 1 января мы насчитывали 34 известные группировки, оставшиеся с прошлых времен. 512 были ликвидированы -- 34 остались. Но эта цифра весьма условна. Сейчас мы уточняем списки. Их число, я думаю, значительно возрастет. Но есть и новые группировки, созданные в конце прошлого и даже уже в начале этого года. Будет проводиться работа с целью их ликвидации, разобщения. Но самое главное для нас -- это обезглавить группировку, то есть привлечь лидера к уголовной ответственности, возбудить уголовное дело...
-- Оказывают ли на вас давление депутаты, госслужащие высокого ранга?
-- Сейчас с этим давлением стало намного легче. Мне думается, что все-таки становится больше порядка. Боясь обнародования информации, и народные депутаты, и другие власть имущие как-то боятся давить. Но по уголовным делам, имеющим судебную перспективу, по которым установлены крупные суммы хищений или большие суммы взяток и других злоупотреблений, обязательно обращаются ко всевозможным ходатаям. В прокуратуру, к нам...
"На нашем учете состоят 89 киллеров"
-- Недавно поступила информация о том, что в Киеве была задержана группа, которая исполняла заказы "на смерть". Судя по всему, она относилась к группировке, действующей в основном в Московском районе столицы. Можете ли вы подтвердить либо опровергнуть ее?
-- Вы знаете, они жили в Московском районе. У этой тройки на счету восемь убийств. Организатор был весьма дерзким человеком, его преступная деятельность началась еще в 92-м году. Но они переходили от группировки к группировке, мигрировали в поисках тех, кто заплатит...
-- То есть работали "налево"?
-- Да.
-- Заказчики установлены?
-- Ну-у, пока идет следствие... Хотя по большинству преступлений, которые отрабатываются, заказчики установлены. Заказчик там не один, там очень большой промежуток времени -- где-то девять лет! Их деятельность то затухала, то возобновлялась. Надо серьезно работать, потому что на их совести, на их руках очень много крови. Дело в том, что основной исполнитель не был известен в преступном мире. Он прятался! Его держали в тени, иногда использовали... Это дерзкий человек, который совершенствовал свое мастерство в Житомирской области -- там у него был маленький полигончик в лесу, на котором он отстреливал оружие и хранил стволы. Он служил в армии, у него были навыки обращения с оружием. А потом... Для убийства на заказ не слишком большое искусство нужно -- как правило, убивают в упор! Редкий киллер сидит со снайперской винтовкой -- я не помню таких убийств по Крыму, Киеву, Донецку...
-- О каких гонорарах шла речь?
-- О суммах до десяти тысяч долларов. Были там заказы на 500 долларов, на две тысячи долларов, были даже на 10 тысяч долларов. По-моему, самая крупная сумма -- 20 или 30 тысяч долларов была.
-- Среди известных киллеров снайперы или женщины есть?
-- Снайперы есть, а вот женщин в нашем списке нет. Женщины как-то спонтанно появляются! Две киллерши, которые были задержаны в Киеве, стали ими в силу каких-то обстоятельств. Но когда женщина берет в руки пистолет и стреляет в кого-то, то какие бы ни были обстоятельства, она четко знает, что она делает. Каждый преступник становится преступником под влиянием каких-то обстоятельств.
-- А вы могли бы навскидку сказать, сколько в Украине киллеров? Местных или прибывающих из-за рубежа для выполнения заказов. Есть ли такая информация?
-- Есть. Помните, по инициативе бывшего министра Юрия Кравченко была разработана программа "Антикиллер". По сути, это была первая серьезная научная программа в странах СНГ. Она серьезна по своим подходам, потому что конкретна. Благодаря этой программе в Украине удалось ликвидировать более 200 киллеров: задержать, арестовать и предать суду. Сейчас в Украине, по нашим данным (это известно по уголовным делам, которые отрабатываются), 17 киллеров. Это те, кто подозревается по конкретным уголовным делам. А всего в нашем списке, на нашем учете, 89 человек. Они подозреваются в совершении заказных убийств. В основном это граждане Украины, но не только. Немножко есть из России, немножко из других государств...
За десять лет утечек из базы данных УБОП не было
-- Одному нашему сотруднику за 40 гривен предложили посмотреть в системе "Скорпион" данные на него. Это шутка или действительно возможна утечка из вашей базы данных?
-- Если это шутка, то с его стороны! Вы его приведите ко мне -- мы с ним побеседуем. У нас есть база данных, которая составляет либо государственную, либо ведомственную тайну. Это оперативные учеты, которые не разглашаются. К счастью, за все время утечки информации из этой базы не было. А в этом году мы будем праздновать уже 10-летие службы. Была одна публикация пару лет назад, что якобы из нашей базы данных некая женщина извлекла какую-то информацию. Оказалось, что была снята ксерокопия документа, сведения о котором представляют служебную тайну... Но в этой базе данных его не было. Конечно, принимаются меры для ее защиты, чтобы люди, имеющие дело с этой информацией, были честными, добросовестными и контролируемыми.
-- А хакеры не пытались войти в "Скорпион"?
-- Пытались, но потерпели неудачу.
-- А к защите этой базы данных хакеров не привлекали? Ведь опытных хакеров можно перекупить...
-- Знаете, у нас есть люди, которые по уровню своего профессионализма на порядок выше хакеров. Это люди, влюбленные в свое дело, в программирование, электронику. Есть ребята, которые разрабатывали программы, которых не было -- я уверен! -- нигде. И которых с удовольствием бы забрали в любые структуры, но большинство из них -- нормальные люди. К примеру, в Киеве была разработана программа "Баллист", которая позволяет идентифицировать по гильзам, пулям, оружию следы выстрела -- пули или остатки пуль, гильзы... Когда к нам приезжали англичане, израильтяне, австрийцы, они диву давались. Это действительно уникальная программа, которую начали разрабатывать еще в бывшем Советском Союзе ученые Санкт-Петербурга, Москвы... Но мы шагнули дальше. "Баллист" действует и даже выдвинут на соискание Государственной премии!
Что же касается хакеров, то их мы иногда привлекаем... к уголовной ответственности. К примеру, в Днепропетровске возбуждено уголовное дело по хакерам, которые через Интернет выманивали деньги у доверчивых граждан. Причем не только у наших, но и из США!
-- Когда создавалась система УБОП, управления в областях напрямую подчинялись министерству. Теперь же их перевели в подчинение местных УМВД. Оправдано ли это переподчинение?
-- Понимаете, на определенном этапе это было необходимо, поскольку не было ни своей базы данных, ни материально-технической базы... Нужно было работать во взаимодействии с другими службами, потому что сами по себе подразделения малочисленны, они не смогут решить всех тех задач, которые перед ними стоят. Поэтому и было принято решение о том, чтобы все-таки подчинить их начальникам соответствующих УВД областей. Но эти подразделения подчинены только им и больше никому! Даже если такое подразделение находится в районе, то оно подчинено начальнику УВД области. И, как я уже сказал: мы идем по пути, когда некоторые из них -- серьезные подразделения -- будут подчинены конкретно Центру, то есть непосредственно МВД.
Что касается перспективы... Сейчас, вы знаете, идет реформа МВД, нарабатывается модель структуры, модель нового министерства. Там, я думаю, все эти моменты будут отработаны, и подразделения по борьбе с организованной преступностью займут достойное место. Они должны быть, на мой взгляд, с централизованным подчинением.
-- Можно узнать численный состав УБОП МВД Украины?
-- Конечно. Пять тысяч человек.
С Михаилом Корниенко беседовали Анатолий ГАВРИШ, Ирина ДЕСЯТНИКОВА, Владимир КОЛЫЧЕВ, Надежда КУТОВАЯ и Александр ШВЕЦ.
Применение специальных подразделений МВД России при проведении спецопераций по пресечению преступлений террористического характера
Специальные отделы быстрого реагирования (СОБР) являются структурными подразделениями Главного, региональных и территориальных подразделений по борьбе с организованной преступностью МВД России. Вышеуказанные подразделения обладают определенной спецификой служебной деятельности, которая позволяет решать оперативно-служебные задачи повышенной сложности, сопряженные с риском для жизни и здоровья.
Анализ практической деятельности показывает, что СОБРы успешно справляются с оперативно-служебными и боевыми задачами в чрезвычайных обстоятельствах криминального характера. Подтверждением данного факта могут быть результаты служебной деятельности СОБРов в Чеченской республике в период проведения контртеррористической операции с 1999г по 2000 г.
С возникновением чрезвычайных обстоятельств криминального характера, к которым можно отнести преступления террористической направленности, а также ряд смежных с ними преступных деяний (захват заложников, похищение людей, захват воздушного судна, деятельность незаконных вооруженных формирований и др.), как правило, организуется проведение совместной контртеррористической операции с использованием сил и средств специальных подразделений быстрого реагирования.
Под совместной специальной операцией по пресечению преступлений террористического характера, по мнению аналитиков, необходимо понимать комплекс оперативно-розыскных, разведывательных, предупредительных мероприятий, силовых и следственных действий осуществляемых привлекаемыми силами по единому плану при централизованном управлении в одном или последовательно нескольких районах с целью задержания преступников (правонарушителей) и нормализации обстановки.
Для проведения специальной операции создается специальная временная группировка сил и средств из личного состава органов внутренних дел, частей (подразделений) внутренних войск и других взаимодействующих сил. В указанную группировку, как правило, входят и специальные отделы быстрого реагирования подразделений по борьбе с организованной преступностью, непосредственно подчиняющиеся заместителю руководителя оперативного штаба.
Необходимо заметить, что совместная контртеррористическая операция не имеет определенных временных сроков и территориально-административных границ. В качестве примера можно привести контртеррористическую операцию, проводимую на территории Чеченской республики с 1999г. по 2000 г. Этапы совместной контртеррористической операции "Вихрь-антитерор" на территории Российской Федерации также могут послужить примером.
В связи с вышеназванными операциями вводился усиленный вариант несения службы. На личный состав ОВД, привлекаемый к проведению совместной контртеррористической операции возлагались дополнительные служебные обязанности (совместное патрулирование с войсковыми нарядами ВВ МВД, дополнительное дежурство в оперативных группах, заступление на суточное дежурство и др.).
Основными задачами СОБРов, решаемыми в ходе специальных операций по пресечению преступлений террористического характера, являются:
- участие и оказание содействия в проведении специальных, оперативно-розыскных и следственных мероприятий проводимых Главным управлением по борьбе организованной преступностью и оперативными аппаратами криминальной милиции МВД России;
- предупреждение и пресечение совместно с другими отделами и подразделениями деятельности вооруженных преступных групп, изъятие незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и предотвращение их распространения;
- обеспечение личной безопасности и защита судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, членов их семей, свидетелей, потерпевших и других участников проводимых оперативных мероприятий в случаях реальной угрозы их жизни, здоровью и имуществу;
- проведение в необходимых случаях специальных и оперативно-войсковых операций по захвату (ликвидации) вооруженных преступных групп, задержанию вооруженных преступников и освобождению заложников во взаимодействии с силами и подразделениями ВВ МВД, ФСБ, МО России, а также с использованием бронетехники, вертолетов и других транспортных средств.
В соответствии с указанными задачами на СОБР возложено выполнение следующих функций:
- участие в деятельности специальных оперативно-следственных групп Главка, оперативных аппаратов Министерства внутренних дел, оказание практической помощи при проведении специальных, оперативно-розыскных и следственных мероприятий по захвату активных членов вооруженных преступных групп, изъятию незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотиков, предотвращению их распространения;
- использование при необходимости в ходе специальных операций по захвату (ликвидации) преступников, оказывающих вооруженное сопротивление в различных условиях, имеющегося на вооружении оружия, средств индивидуальной защиты и активной обороны;
- выполнение в процессе оперативно-розыскной работы всего комплекса оперативных мероприятий, входящих в компетенцию оперативных аппаратов МВД России (в том числе: осуществление наружного наблюдения, личного сыска, разведывательно-поисковых мероприятий; получение интересующей информации путем установления конфиденциальных контактов; ведение в необходимых случаях дел оперативного учета; использование оперативно-технических средств; оперативное внедрение сотрудников подразделения в преступные формирования с целью последующего задержания наиболее опасных их членов и организаторов);
- участие в проведении оперативных и иных мероприятий по обеспечению личной безопасности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, членов их семей, а также свидетелей, потерпевших, других участников процесса, случаях реальной угрозы их жизни, здоровью, имуществу;
- разработка в необходимых случаях совместных планов действий и участие сотрудников СОБРов в специальных и оперативно-войсковых операциях по захвату (ликвидации) вооруженных преступных банд, незаконных вооруженных формирований, задержанию вооруженных преступников и освобождению заложников во взаимодействии с подразделениями ВВ МВД, ФСБ, МО России, с использованием бронетехники, вертолетов и других необходимых транспортных средств.
СОБРы эффективно используются в группах оперативного применения, таких, как: группа захвата; группа прикрытия; группа применения специальных средств; группа ведения переговоров (для проведения разведки на местности). Решением руководителя оперативного штаба может вводиться группа снайперов.
Необходимо учесть, что специальные отделы быстрого реагирования организационно состоят из оперативно-боевых отделений. Особенностью специальных подразделений является то, что их сотрудники обладают универсальными специальными качествами взаимозаменяемости. Каждый сотрудник обучен специальной тактике и методике, способен выполнять внештатные обязанности снайпера, медика, альпиниста, взрывника, связиста, водителя боевой и другой техники. Следовательно, выполняя оперативно-служебные и иные задачи в группах оперативного применения при проведении специальной операции по пресечению преступлений террористического характера, личный состав СОБРов может в совокупности объединять необходимые по оперативной обстановке задачи и функции других групп.
Специфика проведения контртеррористических операций предъявляет к личностным характеристикам и профессиональным качествам сотрудников СОБРов ряд требований, включающих в себя:
способность решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска, опасности для жизни и здоровья;
готовность к ситуациям силового (включая огневое) единоборства с преступниками;
повышенную ответственность за свои действия (отсутствие права на ошибку);
способность к интенсивной межличностной коммуникации с асоциальными и криминально ориентированными личностями;
высокую психофизиологическую выносливость, связанную с отсутствием фиксированного рабочего времени;
умение выдерживать длительное, эмоциональное напряжение, тревожные состояния, чувство страха, неопределенности, невозможности поделиться своими сомнениями с близкими;
постоянную интеллектуальную активность (анализ непрерывно меняющейся информации, удержание в памяти большого количества фактов, принятие решений в условиях дефицита времени и информационной неопределенности);
обладание чувством ролевого перевоплощения (умение выдавать себя за других людей, безошибочно разыгрывать роли различных социальных и профессиональных типов). Данное требование вытекает из практики деятельности сотрудников СОБРов при выполнении оперативных заданий в качестве подставных лиц (продавцов, торговцев нелегальной продукцией, оружием и др.);
речевую находчивость с быстрым и достоверным объяснением критической ситуации напарнику, скрывая при этом истинные намерения. Особенно это необходимо при постановке конкретной задачи, распоряжения в качестве старшего, а также при докладе о выполнении или предстоящем выполнении поставленных задач.
Для успешного выполнения возложенных задач при проведении специальной операции необходимо качественное планирование действий СОБР в группах оперативного применения. Планирование обусловлено сложностью задач, выполняемых СОБРами, концентрацией определенных сил и средств, организацией внутреннего и внешнего взаимодействия, психологической подготовкой личного состава, разработкой и моделированием схем действий боевых расчетов подразделения, тренировкой по отработке отдельных элементов предстоящих действий, подбором необходимого боевого оружия, специальных средств, снаряжения, обмундирования и др.
При получении задачи от старшего оперативного начальника (руководителя специальной операции) начальник СОБРа обязан:
- уяснить поставленную задачу;
- оценить обстановку;
- провести рекогносцировку;
- принять управленческое решение на подготовку к проведению силовых мероприятий при проведении специальной операции;
- отдать распоряжение руководителям групп оперативного применения (начальникам оперативно-боевых отделений) на подготовку и готовность к выполнению силовых специальных мероприятий возложенных на СОБР;
- организовать всестороннее обеспечение личного состава по нормам положенности;
- доложить старшему оперативному начальнику (руководителю специальной операции) о готовности групп оперативного применения к выполнению предстоящих задач.
- организовать внутреннее и внешнее взаимодействие.
После проведения всех организационных мероприятий руководитель специальной операции принимает меры к выполнению задач без применения силы (ведение переговоров, оказание психологического воздействия с целью побудить участников противоправных действий, преступников к отказу от совершения преступных действий и добровольной сдаче сотрудникам правоохранительных органов).
Если переговоры и другие мероприятия не дали положительных результатов, руководитель специальной операции обязан принять решение на проведение силовых действий с применением сил и средств СОБРов.
Таким образом, сотрудники СОБРов обладают необходимыми знаниями, навыками и умением для обезвреживания криминальных элементов, совершающих преступления террористического характера. Рациональное применение СОБРов при проведении спецопераций по пресечению преступлений террористического характера всегда может дать положительные результаты.