От Николай Красковский
К All
Дата 15.12.2021 13:12:34
Рубрики Современность; Флот;

Советская подводная лодка в Босфоре? 9-10 мая 1957 г.

Вроде как турецкие ВМС в это время следили за некоей советской подводной лодкой, вошедшей в Мраморное море. С нашей стороны есть какие-то данные на этот счет?

https://www.academia.edu/10890544/Attempt_of_Sov%C4%B1et_Submar%C4%B1nes_to_Enter_The_Bosphorus_In_The_Cold_War_Era

От Евгений Путилов
К Николай Красковский (15.12.2021 13:12:34)
Дата 15.12.2021 19:55:17

сомнительно


>Вроде как турецкие ВМС в это время следили за некоей советской подводной лодкой, вошедшей в Мраморное море. С нашей стороны есть какие-то данные на этот счет?

>
https://www.academia.edu/10890544/Attempt_of_Sov%C4%B1et_Submar%C4%B1nes_to_Enter_The_Bosphorus_In_The_Cold_War_Era

Верить турецким источникам на этот счет (которые того времени, а не теперешние) нельзя. Они тогда имели спущенные сверху "темники" с установками на все случаи жизни - от официальных встреч до застолий с союзниками. Например, одной из постоянных турецких установок было "наших подлодок в бассейне Черного моря нет". Что было совершенной неправдой, но действовало аж до сер. 90-х.

Весьма вероятно, что поисками советских лодок в Мраморном море турки добивались от союзников увеличения материальной помощи.

Едв ли советская лодка была в реальности. Вопрос противоположных течений в Босфоре еще не был изучен, даже отряды надводынх кораблей только-только начинали осваивать проход через пролив. Авария лодки привела бы к большому политическому скандалу (Хрущев как раз начал политику нормализации отношений с турками), ведь проходо лодок через Черноморские проливы в подводном положении запрещен.

С другой стороны, как я пишу в своей работе, в мае 1960 года турки выставили на входе в Босфор со стороны Черного моря боновые заграждения. Значит, они уже допускали за нами техническую возможность проникновения в пролив.

От Николай Поникаров
К Евгений Путилов (15.12.2021 19:55:17)
Дата 15.12.2021 21:23:55

В 60-е годы боевую службу несли строго по Конвенции Монтре

День добрый.

То есть выход из Черного моря, боевая служба в Средиземном, переход на ремонт на Балтике, затем возвращение. Конвенция разрешает выход только на ремонт (ну и проход новопостроенных).

Проход Проливами, конечно, в надводном положении.

С уважением, Николай.

От Евгений Путилов
К Николай Поникаров (15.12.2021 21:23:55)
Дата 16.12.2021 13:57:44

и после 60-х тоже


>То есть выход из Черного моря, боевая служба в Средиземном, переход на ремонт на Балтике, затем возвращение. Конвенция разрешает выход только на ремонт (ну и проход новопостроенных).

сабж

>Проход Проливами, конечно, в надводном положении.

тоже сабж. И в довесок: не очень верю в техническую возможность лодки просто так проскользнуть под большим кораблем незамеченной через Босфор без предварительного тщательного изучения тамошней гидрографии. Два противоположных течения с большими перепадами скоростей и глубин... В военное время этот риск еще оправдан, но в мирное...



От ttt2
К Евгений Путилов (16.12.2021 13:57:44)
Дата 16.12.2021 18:33:17

Re: и после...



>тоже сабж. И в довесок: не очень верю в техническую возможность лодки просто так проскользнуть под большим кораблем незамеченной через Босфор без предварительного тщательного изучения тамошней гидрографии. Два противоположных течения с большими перепадами скоростей и глубин... В военное время этот риск еще оправдан, но в мирное...

Да это вообще невозможно. Кроме Босфора есть ещё дарданеллы более мелкие и невозможно пл выдерживать курс с такой точностью.

С уважением