>>После создания системы военных училищ бывшие юнкера на суше стали зваться вольноопределяющимися, термин юнкер стал обозначать слушателя военного училища, а на флоте осталась прежняя терминология.
>А как учили офицеров до создания системы военных училищ? Никак, т.е. обучение на рабочем месте по принципу делай как я?
В Европе - дворянин поступал в полк, назначался ротным знаменосцем (прапорщиком, фенрихом, энсайном), что почётно и военных знаний не требовало. Потом набирался опыта и становился заместителем (лейтенантом) командира роты.
При Петре - поступал солдатом в гвардию, там должен был дойти до унтера, и перевестись в армию в преимуществом в чине. У Пушкина упоминается "игрок и гвардии сержант", по всей видимости, предпочитающий быть унтером в столице, чем офицером где-нибудь в Крыму, в норме сержант это примерно нынешний старшина, в роте один. Специальные училища только для артиллеристов, инженером и т.п. В 1731 году появилась Рыцарская Академия (с 1746 Сухопутный кадетский корпус), но он давал общее образование, чисто военным он стал только с 1794 года. Примерно тогда же начала формироваться система кадетских корпусов, выпускавшая офицеров в чине прапорщик. Но основная масса поступала в полк, получая "дворянские привилегии", и после непродолжительного выполнения обязанностей солдата - унтерскую должность, а после выслуги - офицерский чин. Не-дворяне могли производиться в офицеры, но обычно после больших потерь. Предусматривалась сдача экзамена на чин, после которого унтеру устанавливалась надбавка в 2/3 жалования прапорщика, если он оставался на прежней должности (т.е. резерв офицеров).
Существовали учебные заведения для поступающих юнкерами, кроме уже упомянутой "школы гвардейских прапорщиков" - училище колонновожатых (то же, что гиды, конные разведчики при штабах), частное военное училище, вскоре ставшее государственным.
Затем корпуса преобразованы были в военные гимназии, дававшие общее среднее (без древних языков) и базовое военное образование и дававшие право поступать в 2х-годичные военные училища. Без такой подготовки можно было поступать в юнкерские училища, выпускавшие основную часть подпрапорщиками с правом производства в офицеры в полку. Затем (уже в ХХ веке) все училища стати военными, выпускавшими офицеров.
>>>После создания системы военных училищ бывшие юнкера на суше стали зваться вольноопределяющимися, термин юнкер стал обозначать слушателя военного училища, а на флоте осталась прежняя терминология.
>>А как учили офицеров до создания системы военных училищ? Никак, т.е. обучение на рабочем месте по принципу делай как я?
>
>В Европе - дворянин поступал в полк, назначался ротным знаменосцем (прапорщиком, фенрихом, энсайном), что почётно и военных знаний не требовало. Потом набирался опыта и становился заместителем (лейтенантом) командира роты.
>При Петре - поступал солдатом в гвардию, там должен был дойти до унтера, и перевестись в армию в преимуществом в чине. У Пушкина упоминается "игрок и гвардии сержант", по всей видимости, предпочитающий быть унтером в столице, чем офицером где-нибудь в Крыму, в норме сержант это примерно нынешний старшина, в роте один.
Д'Артаньян желает поступить в мушкетёры королевского дома. Благодаря протекции и удаче получается, но нормальный путь - "послужить два года в не таком блестящем гвардейском полку", затем просить о переводе в мушкетёры, а потом мушкетёра могли перевести в армию с преимуществом в чине, а именно су-лейтенантом (рядового, более высокопоставленного и выше, сам д'Артаньян до маршала дошёл перед гибелью). То есть дворянин поступает в гвардейский полк, обучается солдатскому делу, затем солдат, но более высокого ранга, и если считает, что знаний ему для командования хватает, переводится офицером в армию. Упоминается там же Академия, но учат там фехтованию и танцам, а чисто военные науки либо самообразование по книгам, либо на практике.
Ещё третий вариант, вообще без каких-либо знаний - чисто по роду или фаворитизму, король интересуется, не дать ли виконту Бражелону, как вознаграждение для графа де ла Фер, полк:
"– Нет ли у него сына, молодого родственника, племянника? Мне помнится, Коменж говорил мне о храбром юноше, который вместе с Шатильоном привез знамена, взятые при Лансе.
– Вы правы, ваше величество, у него есть воспитанник, которого зовут виконт де Бражелон.
– Если дать этому молодому человеку полк, что скажет на это его опекун?
– Он, может быть, согласится.
– Только может быть?
– Да, если ваше величество попросит его."
То есть вообще не предполагается никаких военных талантов, кроме храбрости (а без храбрости человек не воспринимал бы военную карьеру, как благо), поэтому предполагался профессионал-подполковник, действительно разбиравшийся в военном деле (но и его опыт чисто практический).