>>Кто не знал? Генерал-полковник Уткин, интервью которого помещено выше?
>В 1945 г., Уткин был не генералом, а капитаном или майором. После окончания войны Уткин служил в Тамбовском научно-испытательном центре, затем — заместителем начальника штаба 481-й артиллерийской бригады. Не знаю, где квартировала 481 абр, но Тамбов находится в 1103 км от Николаева.
Я бы Вам посоветовал не обсуждать интервью, которое Вы даже не посмотрели.
На 10:59 Уткин говорит, что это 1947 г., он уже майор, на 11:05 - что служил в г.Вышний Волочёк. Он не ездил в Николаев, он отправлял туда автоколонны.
>> Он не ездил в Николаев, он отправлял туда автоколонны.
>
>Похоже, это и есть ответ на вопрос, о котором мы спорим. Все свидетели, сами, ничего не видели, но им ТАКОЕ рассказывали...
Нет. Мы обсуждаем факт возврата. Автоколонны с возвращаемыми автомашинами он отправлял сам.
И второй мелкий вопрос - использовался ли пресс. Я не пойму, что такого удивительного можно увидеть в использовании пресса?
Об этом методе вроде пишут все, кто упоминает о возврате техники.
Лавренов С. Я.; Попов И. М.
Советский Союз в локальных войнах и конфликтах
В соответствии с договором о ленд-лизе, после войны СССР должен был вернуть всю уцелевшую исправную технику, но мог и выкупить ее. Часть автомобилей после капитального ремонта в 1946–1947 гг. была возвращена бывшим союзникам в северных и дальневосточных портах. Отношения между Москвой и западными союзниками были уже испорчены, поэтому и приемка техники осуществлялась более чем оригинальным способом. Западные союзники пригнали несколько пустых барж и спецкорабль, оснащенный прессом и специальными «ножницами». Американская приемная комиссия придирчиво принимала технику, проверяла наличие заводской комплектации. Затем на виду у советских представителей автомобили пускались под пресс, и аккуратные «кубы» прессованного металлолома грузились на баржи.
Для многих российских читателей являются малоизвестными непосредственно сами факты возврата американской стороне их собственности. Например, в 1945 г. были возвращены некоторые из 122 грузовых судов и океанских танкеров. Часть автомобилей после предварительно проведенного капитального ремонта была сдана союзникам в 1946–1947 гг. Для свидетелей происходившего и для историков, комментирующих это событие, процедура передачи имущества была чрезвычайно удивительна. Она происходила следующим образом: союзники пригоняли в порт корабль с прессом и ножницами. Специальная комиссия принимала технику, внимательно проверяла соответствие заводской комплектации. В результате в полном объеме достигались требования условий договора по возврату оборудования. После этого всю полученную технику отправляли под пресс и в виде "кубиков" грузили на баржи. Под прессами бесследно исчезли редкие модели, в том числе разведывательные автомобили RC (reconnaissance саг) американской фирмы "Bantam". Всем казалось странным то, что во время войны американцы осуждали факты бесхозяйственности и разбазаривания государственных средств у нас, когда поставленное по ленд-лизу имущество ржавело за ненадобностью. Теперь они сами показывали образец бесхозяйственности.