>>>Такой самолет ВВС не взяли бы ни при каких условиях.
>>
>>Это линия Филина, а он, как известно, оказался врагом народа.
>
>Нет, не Филина. Это просто линия ВВС. На таком самолете средним летчикам летать опасно. Малейший перетяг ручки и капец. Он хуже Пе-2 (примерно такие же по срывным качествам профили и посадочная 140-145). В испытанной в НИИ ВВС конфигурации машине ИП-21 не светило ничего при любом начальнике НИИ ВВС.
Спасибо за разъяснения. Я правильно, понимаю, что срыв - это вот это?
"Самолет неустойчив на площадке, имеет тенденции сваливаться на крыло (вправо, влево), поэтому производство посадки на нем сложно и небезопасно. Причина неустойчивости на посадках объясняется:
а) на посадочных углах симметричный профиль «НАКА» 0012-64, переводит самолет на углы, близкие к критическому, что подтверждается полярой продувки самолета;"
Странно, конечно, что по отзывам заводских испытателей посадка легче чем на И-16, но возможно это было про первую версию, которую в НИИ ВВС почти не испытывали.
>Спасибо за разъяснения. Я правильно, понимаю, что срыв - это вот это?
>"Самолет неустойчив на площадке, имеет тенденции сваливаться на крыло (вправо, влево), поэтому производство посадки на нем сложно и небезопасно. Причина неустойчивости на посадках объясняется:
>а) на посадочных углах симметричный профиль «НАКА» 0012-64, переводит самолет на углы, близкие к критическому, что подтверждается полярой продувки самолета;"
Верно. Я, кажется, этот абзац у Родионова читал. Во-первых, профиль симметричный, на малых углах атаки малые Су. А на посадке хочется Су по-больше. Тянут ручку на себя. Профили 64 серии со сдвинутой назад макс. толщиной, острая передняя кромка. Ручку перетянул - резкий срыв. Плюс задняя центровка дает малый восстанавливающий момент - ручкой приходится аккуратно и часто. Ошибся - готово, предштопорное состояние, поди его удержи... плюс у него и обзор именно на посадке фиговый. Кстати, популярные НАКИ 230-й серии (ЛаГГ, МиГ) та же ситуация. Нужны предкрылки, их Пашинину и советовали. Но весь наш опыт времен ВОВ говорит, что в те годы с предкрылками у нас выходило не очень. По технологическим причинам в первую очередь.
>Странно, конечно, что по отзывам заводских испытателей посадка легче чем на И-16, но возможно это было про первую версию, которую в НИИ ВВС почти не испытывали.
не странно. Там, в Горьком, емнип, всего-то один летчик и был. Ну вот он выдал положительное заключение. Во-первых, приспособился. Во-вторых, у него прямой интерес, он тамошний. Поэтому вроде и не врал, а результат в масштабах ВВС неприемлем. В НИИ ВВС люди (Стефановский и Супрун, вроде) обязаны дать заключение с точки зрения техники пилотирования обычного летчика. Потому и расхождение в оценке.