От sss
К Г.С.
Дата 10.03.2021 20:46:36
Рубрики 11-19 век;

Это я написал(+)

>Фланги охранять не надо было от Витгенштейна и Тормасова с Чичаговым?
Эти фланги представляли ценность лишь постольку, поскольку французы пытались удерживать территорию в тылу.
Тем более - "охранять" эти фланги едва ли кратно превосходящими силами (сколько там было отряжено на каждое из направлений против Витгенштейна и Чичагова).

>Телеграф и курьерская связь с Парижем не нужны были? А то б отрезали Бони от Парижа и не узнал бы, что там Республику или Бурбонов восстановили.
А с телеграфом (у него в России вообще был ли телеграф?) и с курьерами "Бони" узнал бы все эти прекрасные новости, и что? легче бы от этого стало?
Я бы отлично понял оставление дополнительных крупных сил в Европе и в самой Франции для того, чтобы обеспечить себе гарантированный от подобных проблем тыл и сильные нетронутые резервы в будущем, но в реале-то видим совсем другое.

>Вот санитарные потери и фуражиров действительно бездарно разбазарил. Но тащить еду и вино на такую ораву плюс сено для лошадок было за гранью возможностей.
Так значит и удержание тысячекилометровой коммуникации в тылу лишено смысла. Раз снабжение армии по этой коммуникации все равно невозможно, так зачем разматывать вдоль неё десятки тысяч войск, заведомо выключая их из оперативного использования?


Это всё в общем ни разу не мои диванные поучения Наполеону как надо было воевать, его задача была ИМХО принципиально нерешаема имевшимися средствами. Просто невозможно понять, как лучший военачальник своего времени, и без иронии, гениально понимающий суть военного дела своего времени - сам устроил себе столь грандиозную катастрофу.

От Александр Жмодиков
К sss (10.03.2021 20:46:36)
Дата 10.03.2021 21:47:26

Re: Это я...

>Тем более - "охранять" эти фланги едва ли кратно превосходящими силами (сколько там было отряжено на каждое из направлений против Витгенштейна и Чичагова).

Да не так уж много было отряжено. Против Витгенштейна был направлен 2-й армейский корпус маршала Удино (три пехотные дивизии, две бригады легкой кавалерии), усиленный кирасирской дивизией из 3-го кавалерийского корпуса, всего порядка 40 тыс. человек на начало кампании. Потом ему в подкрепление был направлен 6-й (баварский) армейский корпус генерала Сен-Сира (без двух бригад легкой кавалерии), который в начале кампании насчитывал 25 тыс. человек, но быстро сокращался в численности за счет больших небоевых потерь (корпусу долго пришлось ходить и располагаться в разоренных областях). Витгенштейн также получал большие подкрепления, и к нему на помощь из Финляндии был переброшен корпус Штейнгеля, так что ко второму сражению при Полоцке у Витгенштейна и Штейнгеля в сумме было почти в два раза больше людей, чем у Сен-Сира (Удино был ранен в первом сражении и отсутствовал).

Еще левее этой группировки действовал 10-й корпус маршала Макдональда (32 тыс. на начало кампании), но он действовал очень вяло, одним флангом уперся в Ригу и застрял там надолго.

В резерве армии был 9-й корпус маршала Виктора (33 тыс. на начало кампании). Наполеон сначала намеревался притянуть его к своей главной группировке, но потом отправил его на помощь 2-му корпусу, который был вытеснен из Полоцка, после чего баварцы отделились от него. Присоединение 9-го корпуса ко 2-му позволило им вместе более-менее спокойно отступить под натиском Витгенштейна и присоединиться к главной группировке. Именно 2-й и 9-й корпуса вынесли почти всю тяжесть сражения на Березине.

Против 3-й армии Тормасова (около 30 тыс. человек) были направлены Австрийский корпус (33 тыс. человек) и 7-й (саксонский) армейский корпус (17 тыс. человек), всего около 50 тыс. человек. Они успешно связывали армию Тормасова, но когда к ней присоединилась Дунайская армия Чичагова (33 тыс. человек), эта объединенная армия смогла выделить значительную часть (около 30 тыс.) для действий в направлении Березины, и австрийцы с саксонцами не смогли ей помешать.