От nnn
К Паршев
Дата 06.02.2021 09:41:44
Рубрики Древняя история;

Федор Успенский так не трактует

Хотя занятия древним римским правом были обычны, и уже со времени Адриана существовала специальная консистория, задача коей заключалась, между прочим, в истолковании законов, но при Юстиниане деятельность этого учреждения получила новое и более широкое направление.

С первых же лет своего правления вместе с громадными внешними предприятиями Юстиниан обратил свое внимание на законодательство. В 528 г. им организована была комиссия из десяти правоведов, выбранных из лучших и ученейших людей того времени, во главе которой поставлены знаменитый Трибониан и Феофил. Комиссии предстояло собрать и распределить по содержанию и хронологии императорские указы (leges, constitutiones) со времени эпохи Адриана, как в свое время внесенные в кодексы Григорианский, Гермогенианский и Феодосиевский, так и те, кои изданы были поздней. Предстояла большая и сложная работа, т.к. тогдашние архивы или библиотеки не имели тех удобств, какие имеются в наших библиотеках в виде каталогов и указателей, и т.к., с другой стороны, приходилось изучать неупорядоченный рукописный материал.

Несмотря на громадные трудности, комиссия блистательно и скоро исполнила возложенное на нее поручение, и уже в апреле 529 г. собранные и проверенные тексты императорских указов были опубликованы в XII книгах под именем Кодекса. Это знаменитый Codex Justiniani, который в 534 г. подвергся новой переработке и вышел, так сказать, новым изданием, отменившим старое. Эта последняя редакция или сборник, заключающий в себе от 4600 до 4700 постановлений, от Адриана до 534 г., и составляет тот Юстиниановский кодекс, которым наука пользуется и доныне.



PS полагаю что Аларих вставил свои законы в уже имеющиеся римские

От Паршев
К nnn (06.02.2021 09:41:44)
Дата 06.02.2021 14:29:01

Да дело-то не в 6, а в 9-м веке

(интересуюсь я им, поворотный был) - там был жесточайший политический конфликт между Римом и Константинополем, а также и внутри Константинополя, причем прозападная группировка в Константинополе одержала, казалось, верх, и было признано верховенство римского епископа над христианской церковью. Но Рим всё испортил, потребовав, по сути, второй христианизации Болгарии, то есть церковных сборов, назначения епископов и попов и т.д..
А верх она одержала в 866 году, когда Василий Македонянин по сути сместил Михаила 3-го (в следующем году и устранил).
То есть Константинополь цивилизовал Болгарию, естественно кроме церковных, видимо, дав и какие-то светские законы, а Рим попытался влезть и в них, не имея, по сути, ничего подходящего для болгар.

От nnn
К Паршев (06.02.2021 14:29:01)
Дата 06.02.2021 15:23:38

Re: Да дело-то...

>(интересуюсь я им, поворотный был) - там был жесточайший политический конфликт между Римом и Константинополем, а также и внутри Константинополя, причем прозападная группировка в Константинополе одержала, казалось, верх, и было признано верховенство римского епископа над христианской церковью. Но Рим всё испортил, потребовав, по сути, второй христианизации Болгарии, то есть церковных сборов, назначения епископов и попов и т.д..
>А верх она одержала в 866 году, когда Василий Македонянин по сути сместил Михаила 3-го (в следующем году и устранил).
>То есть Константинополь цивилизовал Болгарию, естественно кроме церковных, видимо, дав и какие-то светские законы, а Рим попытался влезть и в них, не имея, по сути, ничего подходящего для болгар.

я как раз щас читаю это у Успенского , 3-тий том, и именно про крещение Болгарии !
Успенский, пишет очень громозко ссылаясь на разные источники,
там столкнулись интересы Византии , Рима и ушлость и прохиндество болгарского князя Богориса

Сначала византийцы крестили "Болгарию", а через год болгары обратились в Рим, чтобы им прислали латинских священников

К 865 г. относится важный документ, именно послание патриарха к новообращенному князю Богорису, принявшему при крещении имя своего крестного отца, царя Михаила; дата же этого памятника в свою очередь подтверждается современной событиям латинской летописью Гинкмара, который под 866 г. сообщает о просвещении Богориса христианством и о крещении его как о факте, относящемся к предыдущему году


Между тем уже в это самое время в Болгарии готовился совсем не предвиденный Фотием шаг, именно, если не начинались, то уже подготовлялись сношения с немецким духовенством и с латинской Церковью, имевшие целию приглашение в Болгарию проповедников для церковного устройства этой страны, т. е. именно то, что не вполне было устроено со стороны Византии. Об этом имеются весьма определенные известия, относящиеся к 866 и 867 гг., по которым легко восстановить внешний ход событий и показать их взаимную связь. Именно, у того же латинского писателя, на которого выше мы указывали, помещены известия о посылке из Болгарии посольства к Людовику Немецкому с просьбой прислать епископа и священников80, а в Фульдской летописи записаны два факта, совершенно выясняющие переход Болгарии на сторону латинской Церкви:

«Болгарские послы пришли к королю в Реймс и уведомили, что князь их с немалым числом народа обратился ко Христу, и вместе с тем просили короля не отказать послать к ним способных проповедников христианской веры». Это было в 866 г., а в следующем году произошло следующее: «Король Людовик, удовлетворяя просьбу болгар, отправил к названному народу для распространения католической веры епископа Ерменриха с пресвитерами и диаконами. Но когда они прибыли туда, то найти, что посланные Римским первосвященником епископы наполнили уже всю страну, проповедуя и крестя»81.

Никак нельзя думать, чтобы перемена настроения болгарского князя и обращение его к Западу по делам веры было легкомысленным и малопродуманным шагом или чтобы оно было следствием случайных разногласий с Византией. Богориса-Михаила занимал в это время не внешний только факт – устройство независимого патриархата и устранение на будущее время всякого влияния со стороны империи, так как в сохранившихся источниках нет указаний на попытки к тому ни со стороны патриархата, ни светского правительства, – а целый ряд административных, юридических и бытовых вопросов, разрешения коих он просил у папы. Об этом свидетельствует знаменитый в истории Болгарии памятник «Responsa ad consulta Bulgarorum», с которым ознакомимся ниже.


От Паршев
К nnn (06.02.2021 15:23:38)
Дата 06.02.2021 15:48:23

Re: Да дело-то...

и при всем при этом новый римский папа (с 867) требует у патриарха убрать из Болгарии епископов и священников.
Там такая бахатовекторность была - мама не горюй.
Но наши победили в конце концов.

От nnn
К Паршев (06.02.2021 15:48:23)
Дата 06.02.2021 16:24:09

Re: Да дело-то...

>и при всем при этом новый римский папа (с 867) требует у патриарха убрать из Болгарии епископов и священников.
>Там такая бахатовекторность была - мама не горюй.
>Но наши победили в конце концов.

Тоже самое было в Моравии. Миссионеры от латинян и из Византии

Кстати, патриарх Фотий был светским человеком и по "принуждению" временьщика Варды, стал за одну неделю Патриархом вместо Ингнатия, которого выставили за то что он публично обличал Варду. Игнатия потом прессовали чтобы он публично или письменно отказался от патриаршества, но он устоял. И снова стал Патриархом ..., а после него опять Фотий !

Папа римский прессовал Фотия за все это, а тот бодался . Цирк ! Как щас в Киеве

От Паршев
К nnn (06.02.2021 16:24:09)
Дата 06.02.2021 21:41:00

Сегодня его день. 6(19) февраля


>Кстати, патриарх Фотий был светским человеком и по "принуждению" временьщика Варды,

ну как "по принуждению". Поставили по необходимости, он же госсекретарь был. Это как сейчас главу Администрации за неделю Патриархом поставить.