От А.Никольский
К Km
Дата 08.06.2020 10:31:57
Рубрики 1917-1939;

про это австрийское предложение Керенский писал

имея ввиду что, мол, нам не хватило совсем немного времени чтобы большевиков с их миром обогнать. Научных статей не видел.
Но в целом Австро-Венгрия конечно уже весной 1917 г на ладан дышала
"Теперь, в 1917 г., Шейдеман уже торопился расстаться с этой горделиво-патриотической формулой. Мелкая, средняя, даже некоторая часть крупной буржуазии (во главе с директором-распорядителем Гамбургско-Американского пароходства Баллином) тоже далеко уже не так была настроена, как хотя бы до выступления Америки, и часть этих классов тоже не прочь была поскорее окончить затянувшуюся опасную войну «вничью». Их представителем стал вождь партии центра Маттиас Эрцбергер, живой, беспокойный, очень способный человек, некогда (в 1914–1915 гг.) стоявший за аннексии, а в 1916 г. пришедший к мысли о страшно опасном положении Германии. Он был честолюбцем и карьеристом, но умным и широко ведущим свою игру карьеристом, и поэтому уже в 1916 г. стал заметно отдаляться от правительства. Весной 1917 г. он находился под сильным впечатлением попавшей в его руки секретной докладной записки австрийского министра графа Чернина молодому императору Карлу I (преемнику Франца-Иосифа, умершего 21 ноября 1916 г.).
Чернин подал 12 апреля 1917 г. императору Карлу и одновременно Вильгельму секретный доклад («Іmmediatbericht»), в котором указывал на полную невозможность для Австрии вести войну дольше осени и на то, что у самой Германии тоже не надолго хватит для этого сил; что обеим странам угрожает революция, вроде русской; что мир должно заключить немедленно. Из документа явствовало, что Австрия уже погибает и, конечно, мечтает заключить вскоре сепаратный мир. Документ стал известен Эрцбергеру. Эрцбергер тогда еще не знал того, что было спустя год разоблачено французским первым министром Клемансо: именно, что австрийский император уже отправил через своего шурина, офицера бельгийской армии, принца Сикста Бурбонского предложение президенту Пуанкаре о мире, причем брался повлиять на Германию, чтобы она уступила Эльзас-Лотарингию Франции. Из этого предложения ничего не вышло, но самый этот факт, а еще более — копия доклада Чернина, какими-то до сих пер не выясненными путями попавшая в руки Антанты, убедили Антанту окончательно, что полный разгром центральных империй обеспечен, — следует только еще некоторое время не заключать мира."
https://www.litmir.me/br/?b=272586&p=105

От Km
К А.Никольский (08.06.2020 10:31:57)
Дата 08.06.2020 11:10:38

Это он потом такой умный стал

Добрый день!
>имея ввиду что, мол, нам не хватило совсем немного времени чтобы большевиков с их миром обогнать.

А в октябре 1917 г. за предложение Верховского начать мирные переговоры с Германией, вышиб его из Директории.

С уважением, КМ

От Prepod
К Km (08.06.2020 11:10:38)
Дата 08.06.2020 13:54:52

ИМХО не вопрос ума, А-В вариантов мира было не богато

>Добрый день!
>>имея ввиду что, мол, нам не хватило совсем немного времени чтобы большевиков с их миром обогнать.
>
>А в октябре 1917 г. за предложение Верховского начать мирные переговоры с Германией, вышиб его из Директории.

Если бы речь шла только о Галиции, можно было бы сторговаться на обмен Восточной Галиции на территории между Вислой и Пилицей, тем более что когда-то они уже были австрийскими, пусть и недолго.
Но была еще Сербия с претензией на БиГ, что было неприемлемо по политическим причинам: все-таки война началась из-за того, что в этой самой Боснии террорист, связанный с сербской разведкой, обнулил члена правящего дома (направлял группу Тонкосич или просто позволил им уйти в Боснию это вопрос второстепенный). А Сербия еще и выход к морю хотела, что в тех условиях означает передачу Сербии военно-морской базы в Которе, ну или ее изоляцию от основной территории страны. Даже обмен Галиции на часть Польши с сохранением границ Сербии зимой 14-15 года был для А-В неприемлем именно в силу того, что еще свежи обстоятелства начала войны.
А уж когда в расклады вмешалась Италия, вопрос стал неразрешим в принципе.
Передача Триеста и Истрии лишала Цислейтанию удобного выхода к морю (формально оставалась южная часть Далмации, но это далеко.
По факту территориальные потери в условиях сепаратного мира были бы главным образом за счет австрийской части Транслейтания. С одной стороны это хорошо. Маниакальная венгерская позиция по землям короны Святого Иштвана, делала бы невозможной отказ от любой территории Транслейтании по внутриполитическим причинам. С другой стороны, уступки только за счет австрийцев это плохо и тоже достаточно болезненно.
Поэтому кажется правдоподобной полуапокрифическая австрийская позиция по сепаратному миру с Россией "дайте им что-нибудь от Румынии".