От wolfschanze
К Чоболак
Дата 24.05.2002 18:19:47
Рубрики Современность;

Re: Интересно..


>****Киргизы из Китая по долинам пасли свой скот, охотились, жили китайскую нормальную жизнь - но на советской территории.

>То есть как на советской территории?
>Их никто не останавливал?
>Через границу ходили как им захочется?
--Граница вообще интересная штука. Если заставы стояли в 20 км от линии границы, кто же тогда киргизов остановит?))) Вообще нарушить границу не так сложно. Например на китайской границе в нашем отряде большинство застав стояли на расстоянии от 2 до 5 км до линии границы, граница проходила по р. Аргунь. Зимой, когда нет секретов и постов непосредственно на берегу и катера не ходят, китайцы только так нарушали границу, но до линии КСП не доходили. Как правило браконьерствовали на Аргуне. Были случаи и пограннаряды границу нарушали))). Один пограннаряд вместе с китайцами гонялся за зайцем по льду Аргуни. Поймали, зажарили и запили китайской водкой, китайцы поделились. Это их и спалило))) Да и я сам в Монголию как - то попал))). Командование Даурского отряда решило, что можно использовать нашу ММГ для преследований нарушителей, отару угнали, благо самолета раньше завтрешнего утра не будет, мыы в Таджик летели, ждали самолета на ПУЦу Даурского отряда. Вот мы и заехали в Монголию))) Нас там чаем напоили)))



От Мазут
К wolfschanze (24.05.2002 18:19:47)
Дата 24.05.2002 23:50:53

Re: Интересно..

Мир вам,

>>****Киргизы из Китая жили китайскую нормальную жизнь - но на советской территории.
>
>>То есть как на советской территории?
>>Их никто не останавливал?

Да вы на карту-то посмотрите! С нашей стороны - это крутые склоны Кокшаальского хребта (Южн. Тянь-Шань), а с их стороны - пустыня - это северные окраины пустыни Такла Макан - местность называется Тарим. Со стороны Китая, там плавно поднимающиеся предгорные равнины. С нашей стороны сплошные скалы и ледники, а с их - чуть ли не поля можно пахать. Иногда, в июле, неделями висит туман. Что, блин такое? А это, оказывается пылевые бури в Такла Макане - в воздухе висит тончайшая пылевая взвесь, которую можно только видеть глазами, иначе не ощущается.

А насчет системы тех. заграждений wolfschanze абсолютно прав - ничего там толком не было.
Однажды выезжаем на выброску. Ехать надо через пост. Рано-рано утром подъезжаем к посту. На вышке, на соседней горе никого не видать - спят, что ли? Едем (на лошадках) медленно, чтоб не нарваться на проблемы. Никого! Подъезжаем к воротам, шеф говорит - Что делать? Звонка нет, никого не видать, придется ломиться внаглую.
Посылает меня. Я открываю ворота, въезжаем... Тишина. Двигаемся к домикам. Стучим в одну дверь, другую. Ноль. Я себе думаю "во блин - граница на замке!" Открывается третья или четвертая дверь, выходит солдат, гр-ррязный, чумазый - то-ли хлеборез, то ли маслодав, работает над завтраком. "Где командир?" - "А он еще спит, наверное..."
"Зови."
Он нас повел к другой двери - в принципе это был такой конгломерат сарайчиков вокруг домика, плюс конюшня и два или три полуподземных склада - такие, знаете, с арочным перекрытием. Всё это время я посматриваю в сторону вышки. Она поставлена на борту этой маленькой долинки, к ней ведет протоптанная тропа, обеспечивает хороший обзор всех подходов. Но в данный момент вышка безнадежно пуста.
Солдатик стучит в командирские апартаменты. Дверь нехотя открывается и выходит лейтенант. Нет, он не заспан, прилично выглядит! Что он там делал, хер его знает.
(Этот парень, как потом выяснилось, уже сидел на чемоданах - отправляли работать в Бразилию, в посольство. Он был выпускник АлмаАтинского).
Летёха радушен и приветлив. "А-а-а-а, на работу? Нет проблем! Проверьте там замок, пожалуйста!" Слова про замок я запомнил на всю жизнь почему-то - мы потом еще долго прикалывались.
У него в "офисе" я увидел дислокационную карту китайской стороны и их патрульных маршрутов.
Шеф сначала стеснялся (он хотел проехать выше по долине, т.е. через весь пост и дальше), а потом осмелел, начал спрашивать про заграждения (типа, "а если мы наткнемся на мину, что делать?". Лейтенант поехал с нами в маршрут и показал сами заграждения. Плачевное состояние оных пояснил тем, что направление в общем-то не прорывоопасное, а нарушители если есть - как правило мирные люди, "козликов стреляют".
Предупредил, что мы можем быть захвачены китайской стороной (если помните, за год-два до этого, китайцы не возвращали наш вертолет, случайно улетевший туда).
Наш путь лежал дальше - к самой границе. Это был правый борт р. Сарыджаз. Сарыджаз там петляет страшно, пересекает долины (!) и по диагонали и поперек. Постоянно нужно переправляться. Мостов нет - все переправы - по тросам. Лошадей мы оставили на посту - "вернемся через неделю, заберем." Летеха нам подарил селедки и еще раз попросил проверить замок.

На границе мы были дня через два. Первый и последний раз в жизни я одурел от мяса (и как только чукчи с эскимосами живут?). Когда, в очередной раз спускались к Сарыджазу, остановились в гроте - этакая огромЕнная дыра в скале на склоне. Сели на краю грота - отдЫхиваемся - спускать не тяжело, но сильно устают голеностопы - в рюкзаках жратвы на полторы недели, пробные мешки, молотки, прочая ерунда.
Коля медленно поднимает глаза к небу - сверху, на самом краешке грота стоит здоровенный киик - самец архар с гигантскими рогами и с любопытством смотрит вниз, на нас - высота - метров 10. Коля медленно поднимает мелкаш, не отрывая глаз от киика. Чпок! Буквально в двух метрах от нас, на землю с громким "тад-д-д!" падает туша киика - про вес врать не хочу, но здоровый гад был. Жрали мы его почти две недели - уже когда кончился хлеб, когда сожрали весь чеснок. Чтобы не уходить далеко от мяса - в гроте мы устроили базовый лагерь, и уже ходили в другие места на выброски. Позже я в гроте я увидел ведро, в трещины были вставлены рога эликов (это такая горная косуля или лань), которые были закопчены. Китайские товарищи вновь поделились с нами идеей! - Половину нашего архара мы просто закоптили на этих рожках. Половину сварили.
Честно говоря, ни тот вариант, ни другой толком не работали. Там же первый, но не последний раз в жизни, я ел мясо, предварительно выковыривая из него опарышей.

Та выброска (ну и еще пара других) была вообще, конечно, из ряда вон. Обычно-то работали с вертолета.

За год до меня, пограничники тоже ездили с ребятами - как положено! Сначала ходили в маршруты, потом отказались. В лагере пили водку, отсыпались. Сожгли палатку с рацией и пулеметом. Народ долго хохотал.
И китайцы и наши знали, кто куда ходит в патруль. Там-то они и встречались. Издевались друг над другом как могли. Не знаю, правда или нет, но один прапор на встрече, выдернул из-под китайца ручник и потом дразнил его долго. Китаец плакал, просил отдать.
Наши, при переправе через Сарыджаз, упустили все свое барахло - палатки, вьючные ящики, провиант. Все уплыло в Китай. Обратились к товарищам - отдайте, мол, хоть палатки. Бесполезно.
При заброске вертушкой на один из объектов. Летим. Поднимаемся над перевалом. Чувствую - поднялись хорошо, затем резко разворачиваемся и камнем падаем вниз. Что такое!!? Пилот - Панибратец - известная в тех местах личность говорит: по радио спрашивают - "кто, б;%№, такой?!! Куда прешь?!!" Я им - борт такой-то! Они - "Говорит начальник (чего-то там, не помню) системы ПВО САзВО. Ща-а-а, как нае%%;№"! Уе;%?*№% н*%:;№!!" Возвращаемся и летим вдоль речки - круг 50 км.

Коля Шибков погиб там же, наверное, в 1989. В маршруте слетел по склону, сломал ногу и истек кровью. Помощь так и не пришла.

Это были интересные времена. До этого - вся эта зона была абсолютно закрыта. В середине восьмидесятых решили, что Китай - хотя и не дружественная нам страна, но уже и не враждебная. Статус зоны поменяли - у них там были специальные обозначения - по-моему вся эта полоса была зона Г. Недалеко было открыто огромное месторождение золота (теперь его отрабатывают канадцы), совсем рядом строился огромный оловянный рудник (теперь все забросили). Правительство решило, что пришло время узнать, чтО мы имеем в этой полосе. Поскольку никакой литературы по зоне не существовало - пользовались записками Семенова-ТяньШанского, Мерцбахера, и аэрофотоснимками нашей и китайской стороны. Это сейчас я спокойно вспоминаю, а тогда возбуждался до озноба.

А фоток у меня нет ни одной. Фоток много делал мой шеф, но он умер в 1992, а я теперь живу в другой стране.

С ув., Мазут