6 марта Seekriegsleitung в директиве N9262/41 задачи флота определяло так: «Путем создания опасных в минном отношении районов и постановки заграждений необходимо попытаться ограничить русские операции возможностью применения исключительно одних подводных лодок.»
А вот как немцы сами себя хвалили за планирование, когда в 1944 отдел изучения опыта войны на море при штабе SKL подготовил труд под названием «Война в Балтийском море против России в 1941 г.»: «Вопрос, необходимо ли вести наступательные действия против России с самого начала путем заграждения Финского и Рижского заливов, или они могут потерпеть неудачу из-за противодействия противника, и следует ограничиться оборонительными действиями в форме возможно крупных заграждений в средней части Балтийского моря приблизительно на рубеже Эланд – Мемель, тщательно проверялся всеми заинтересованными инстанциями. Группа «Север» приняла решение вести наступательные действия даже после того, как начало войны было намечено на неблагоприятное время года – середину лета, [* Изначально планирование осуществлялось исходя из требования завершить все подготовительные мероприятия и развертывание к 15 мая. Позже сроки были скорректированы. Срок готовности к нападению 22 июня был установлен для Кригсмарине 4-го числа того же месяца.] главным образом по следующим причинам:
1. Ограничение оперативной зоны флота рубежом Эланд – Мемель автоматически подвергло бы опасности нападения со стороны флота противника весь морской путь от Эланда до Финляндии и Северной Швеции. При этом с самого начала нельзя было и думать о [войсковых] транспортах в Финляндию и перевозке железной руды из Северной Швеции.
2. Если заграждение [выходов из] Финского и Рижского заливов не будет проведено сразу с началом войны, то все равно оно потребуется позднее после захвата Либавы и Риги, но окажется более трудновыполнимым делом.
3. Слабая активность русских с одной стороны, и отчаянная храбрость наших задействованных сил с другой, сознательно в позитивном смысле принимались во внимание, и [качественное] различие между двумя противниками настолько велико оценивалось в нашу пользу, что в возможности проведения наступательных мер не приходилось сомневаться.»
Директива №1 военно-морской группы «Север» 17 мая была направлена штабу командующего крейсерами (BdK), как главному органу управления, непосредственно отвечавшему за проведение балтийской кампании. 1 июня командующий крейсерами направил своим подчиненным силам 16 боевых приказов, в которых детализировались их действия в начале войны. Девять из них относились к активным минным постановкам, которые следовало осуществить в ночь на 22 июня. Последние изменения последовали в начале июня в связи с тем, что адмирал Дённиц добился выгодного для себя решения по сокращению участия подлодок в предстоящей кампании. В связи с этим были отменены два приказа о минных постановках, которые должны были осуществить немецкие субмарины в Финском заливе. Позже эти задачи были возложены на подлодки ВМС Финляндии. … Правда, с учетом того, что немецкие субмарины должны были ставить донные неконтактные мины, а финские ставили якорные гальваноударные, районы заграждений были скорректированы и перенесены от островов Лавенсари и Сескар к побережью Эстонии.
Кригсмарине тоже отжигал, если вникать в подробности. Например, 8 июля на поставленных шведами по немецкой «просьбе» минах у южной оконечности Эзеля (как часть заграждения "Вартбург") подорвались и затонули 3 немецких минзага (как раз из тех, что перед началом войны выставили заграждение "Апольда" в устье Финского залива). Немцы ответственного за факап штабиста посадили на год в тюрьму. (Этого в статье нет. Зато там есть чудесная история поставленных шнельботами заграждений "Эрфурт" у Вентспилса и "Веймар" у Лиепаи, на которых до зимы у них подорвались тральщик, два мелких каботажника и 2000-тонный трофей, без потерь с советской стороны.)
Но, возвращаясь к немецкому планированию, если идти с самого верха, надо ещё смотреть директивы фюрера после начала войны, Weisungen Nr. 33-35. В первой из них, от 17 июля, написано: «Вторая череда битв на Востоке закончилась по всему фронту прорывом через линию Сталина и широким продвижением танковых групп. …
Продвижение в направлении Ленинграда возобновить только после того, как 18-я армия выйдет на соединение с 4-й танковой группой, а глубокий фланг будет надёжно защищён к востоку 16-й армией. При этом группа армий Север должна стремиться воспрепятствовать отступлению на Ленинград советских сил, все еще воюющим в Эстонии.
Желателен быстрый захват балтийских островов как возможных опорных пунктов советского флота.»
Армия как раз и занялась поставленными задачами, но вот флот, похоже, забил, так как армия заняла Пярну и Хаапсалу ещё 9 июля, но без флота на острова не попасть, и пришлось пытаться оттуда наступать на Таллин, приняв на себя советский контрудар. Правда, у них ещё и авиацию отобрали примерно в это время почти на месяц.
Но фюрер про Моонзунд не забыл. В следующей директиве от 30 июля он впервые ставит (под №1) задачу на окружение Ленинграда: «На северном участке Восточного фронта продолжить наступление с упором между озером Ильмень и Нарвой в направлении Ленинграда с целью окружить Ленинград и установить связь с финской армией. …
Начатое наступление должно привести к окружению Ленинграда и к соединению с финскими силами. …
Как только позволит обстановка, авиационные и флотские базы противника на Даго и Эзеле должны быть ликвидированы совместной операцией частей армии, кригсмарине и люфтваффе.
Первоочерёдным является уничтожение вражеских аэродромов, с которых, очевидно, будут совершаться налёты на Берлин.»
Т.е. чуйка у фюрера была (просто она, как фашистская граната, срабатывала 50/50) — первый налёт на Берлин произошёл только в ночь с 7 на 8 августа (хотя в Вики цитата из данной директивы приводится как бы постфактум, после налётов). Но флот опять забил и занялся Моонзундом только в начале сентября, когда налёты прекратились. Ну да, при этом ещё эпично просрали 13 сентября «Ильмаринен» (вроде подлодка с Ханко выставила те мины, на которых он подорвался).
В следующей директиве от 6 сентября задачи на море определены так (наряду с «большим налётом» люфтваффе на Ленинград): «Запереть Кронштадтский залив во взаимодействии с финнами минными заграждениями и применением артиллерии таким образом, чтобы предотвратить выход оттуда сил противника в Балтийское море (Ханко, балтийские острова).»
И вот здесь фюрера накрыло, что Балтийский флот в полном составе хочет уйти в Великобританию, и ради этого он погнал ещё не доученный «Тирпиц» вместе с «Шеером» и лёгкими крейсерами к Аландам, но, видимо, когда «Марат» после бомбёжки сел на грунт, то его попустило, и долго там этой эскадре болтаться не пришлось.
И вот ещё вопрос у меня нарисовался: если единственный немецкий корабль в 1941 советские подлодки (Щ-323) потопили 16 октября у шведских берегов, то почему в первые три месяца войны не было никаких результатов: их по плану не развёртывали в южной Балтике и у Швеции, или они там разворачивались и сворачивались чисто поплавать?
>то почему в первые три месяца войны не было никаких результатов:
++++
потому что
1. Ненадёжные взрыватели. Было и у немцев. У бритацев вроде тоже.
2. Стреляли одиночными торпедами, а не веером.
Алеxей
>Зато там есть чудесная история поставленных шнельботами заграждений "Эрфурт" у Вентспилса и "Веймар" у Лиепаи, на которых до зимы у них подорвались тральщик, два мелких каботажника и 2000-тонный трофей, без потерь с советской стороны.)
++++
Gegen Vorstöße sowj. U-Boote werden an den deutschen Küsten Defensiv-Minensperren ausgebracht. Auf einer Hafensperre vor Kolberg sinken am 3.7. der Fischkutter KOL.72, am 7.7. der auf Fangfahrt befindliche Fischdampfer Neuenfelde (193 BRT) sowie der Frachtsegler Luise Bergmann (274 BRT). Eine schwere Folge eigener Verluste folgt in den nächsten Monaten. Allein vor Kolberg gehen noch die Minensucher M 511 (3.11.), M 529 (2.12.), Küstenschutzboot DPk 50 / Hollandia (220 BRT, 2.12.) und 3 weitere Handelsschiffe verloren: die finn. Cisil (1847 BRT, 23.8.), Mariann (ex-niederl. Holland, 1991 BRT, 10.9.), Julius H. Stinnes 27 (2530 BRT, 10.9.). Vor Libau sinkt am 10.7. der U-Jäger UJ 113/ Nordmark durch Minentreffer, möglicherweise auf der dt. Sperre »Weimar«oder auch auf einer Sperre des sowj. Minensuchers Fugas vom Juni
>И вот ещё вопрос у меня нарисовался: если единственный немецкий корабль в 1941 советские подлодки (Щ-323) потопили 16 октября у шведских берегов, то почему в первые три месяца войны не было никаких результатов: их по плану не развёртывали в южной Балтике и у Швеции, или они там разворачивались и сворачивались чисто поплавать?
+++
Von den U-Booten der Baltischen Flotte laufen S-7 und S-9 am 3.7. in das Gebiet vor Libau und Stolpmünde aus, sie kehren am 21.7. zurück. S-9 wird am 20.7. auf dem Rückmarsch von dem dt. U 140 verfehlt und bei einem Luftangriff beschädigt. Am 13.7. laufen S-11 (Kptlt. Sereda) und S-8 in das Gebiet vor Polangen aus, S-11 verfehlt dort am 19.7. den dt. Sperrbrecher 11 und geht am 2.8. im Soelo-Sund durch Minentreffer auf der dt. Sperre »Coburg« verloren. Ebenfalls am 13.7. laufen Shch-322, Shch-323 und Shch-406 in das Gebiet vor Stockholm und Bornholm aus, von wo sie Anfang August zurückkehren. L-3 (Kpt. 3.Rg. Grishenko) legt am 19.7. eine Minensperre vor Brüsterort, auf der am 1.10. die lett. Kaija (1876 BRT) verloren gegangen sein könnte. K-3 läuft am 26.7. zu einer Minenunternehmung vor Bornholm aus, muß das Vorhaben aber wegen technischer Probleme abbrechen. Von den kleinen Booten M-94 und M-98, die ab 21.7. vor dem Eingang zum Finnenbusen operieren, wird M-94 (Oblt.z.S. Dyakov) am 22.7 vom dt. U-140 (Oblt.z.S. Hellriegel) versenkt. M-95 und M-96 laufen Ende Juli zu kurzen Patrouillenfahrten aus.
3.– 28.8.1941
Ostsee
Die sowj. U-Boote Shch-318, Shch-319 und Shch-320 kreuzen vom 3. bis 18.8. zwischen der baltischen und der schwedischen Küste. Ihnen folgen am 6.8. S-4, S-5 und S-6 und am 11.8. Shch-301 (Kptlt. Grashchev) zu einer Patrouillenfahrt vor Landsort, wo es 2 Konvois verfehlt. S-4 (Kptlt. Abrosimov) verfehlt am 10.8. vor Polangen einen großen Tanker und kehrt nach Tallinn zurück. S-6 (Kptlt. Kuligin) geht südöstlich von Öland durch Minentreffer verloren. Shch-307 (Kptlt. Petrov) versenkt am 10.8. vor dem Finnischen Meerbusen U 144 (Kptlt. v. Mittelstaedt). M-103 (Kptlt. Nechkin) läuft am 13.8. zu einer Fahrt in den Westteil des Finnischen Meerbusens aus und sinkt zwischen dem 25. und 28.8. auf einer finnischen Minensperre bei Odensholm. Die früher estn. U-Boote Kalev (Kptlt. Nyrov) und Lembit (Kptlt. Poleshchuk) legen am 13.8 eine Minensperre bei Kap Ushava und am 17.8. eine Minensperre bei Bornholm, auf der wahrscheinlich am 26.2.42 die schwed. Fähre Starke (2459 BRT) beschädigt wird und am 13.7.42 die Käthe O. (ex-lett. Ausma, 1854 BRT) sinkt; weitere Erfolge können nicht bestätigt werden. Nordwärts von Kolberg sinkt am 4.8. der Fischereisegler Sumatra (112 BRT) auf einer Mine. Der finn. Dampfer Cisil (1848 BRT) sinkt am 23.8. wahrscheinlich auf einer Mine der dt. Hafensperre Kolberg.
8.9.– 14.11.1941
Ostsee
Transportunternehmungen von Suursaari nach Hangö mit U-Booten der sowjetischen Baltischen Flotte. Dabei gehen P-1 (Kptlt. Loginov, am 17.9.), Kalev (Kptlt. Nyrov, am 1.11.) und L-2 (am 14.11.) durch Minen verloren.
12.– 18.9.1941
Ostsee
Zur Sicherung gegen dt.-finn. Operationen besetzen die sowj. U-Boote M-77 bei Someri, M-97 bei Reval, M-98 und M-102 bei Helsinki wichtige Positionen. M-97 (Kptlt. Mylnikov) führt möglicherweise am 17.9. einen erfolglosen Angriff. S-7 (Kpt. 3.Rg. Lisin) operiert weiter ohne Erfolg vor der schwed. Küste
28.9. Fehlschuß des sowj. U-Bootes Shch-319 (Kptlt. Agashin) auf die Leipzig.
17.– 26.9.1941
Zu Operationen in der Ostsee laufen ab 20.9. die sowj. U-Boote Shch-317, Shch-319 und Shch-320 von Kronstadt aus. Shch-319 (Kptlt. Agashin) geht in der Nacht zum 23.9. auf einer Mine im Finnenbusen verloren. Shch-317(Kptlt. Mochov) operiert zur Abwehr des Eroberung Ösels (siehe 13.9.-5.10.) Shch-320 (Kptlt. Vishnevski) läuft vor die Danziger Bucht und torpediert am 26.9. einen Dampfer (ungeklärt)
23.– 29.9.1941
Gegen das erwartete Eindringen dieser Schiffe in den Finnenbusen stellt das Kommando der »Baltflot« im Westteil des Finnenbusen die U-Boote S-4, Shch-303, Shch-309, Shch-311, M-95, M-98 und Lembit auf. L-3 bleibt im Raum westlich Suursaari
Alexej