От Константин Дегтярев
К Дмитрий Козырев
Дата 23.05.2019 18:00:52
Рубрики WWII; ВВС;

Мне кажется, слово "солдат" употреблено не зря

Покрышкин, наверное, не зря нигде прямо не называет его рядовым. Скорее всего, Сухов был в офицерском звании после выпуска, просто одет был по-пехотному. И там, где пишут "рядовой", выпускают "рядовой летчик".
Вот тут больше подробностей:
http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/s/suhov_kv.htm
В кавалерии он был зам. командира взвода, что говорит как минимум о сержантском звании. Но не исключено, что он был офицером, а в замы его определили, т.к. он был офицером непрофильным.

А вся эта сцена призвана вызвать ассоциации с фильмом "Белое солнце пустыни", с которым она прямо и непосредственно связана, если верить вот этой статье:

https://russian7.ru/post/beloe-solnce-pustyni-za-chto-prototip/

Мемуары Покрышкина вышли уже после его смерти, т.е., писал он в то время когда фильм был безмерно популярен.

От И.Пыхалов
К Константин Дегтярев (23.05.2019 18:00:52)
Дата 23.05.2019 22:34:09

На момент награждения первым орденом он был старшим сержантом

>Вот тут больше подробностей:
>
http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/s/suhov_kv.htm
>В кавалерии он был зам. командира взвода, что говорит как минимум о сержантском звании. Но не исключено, что он был офицером, а в замы его определили, т.к. он был офицером непрофильным.

В наградных листах пишут, что он начал воевать с 15 сентября 1942 года. В тексте, на который Вы ссылаетесь, пишут, что с 15 сентября 1942 года Сухов воюет лётчиком. Отсюда весьма вероятно, что в кавалерии он не воевал и это байка.

Тов. Чубайс является смелым, волевым и решительным комиссаром

От Мазила
К И.Пыхалов (23.05.2019 22:34:09)
Дата 24.05.2019 18:45:54

Большая цитата из книги "Один МиГ из тысячи":

Есть контакт!
Покрышкин внимательно поглядел на Голубева, словно прикидывал ему цену, и потом вызвал следующего:
— Цветков!{37}
— Я, — отозвался молоденький лейтенант, с легким полудетским пушком на подбородке.
— Давно в армии?
— С тридцать второго года.
— Ого! — недоуменно заметил Покрышкин. — С пеленок?
— Воспитанник части, — пояснил лейтенант.
— А на войне?
— С двадцать второго июня сорок первого года. Начал со Львова и вот...
— Так, — сказал Покрышкин, поставил карандашом птичку в записной книжечке и продолжал:
— Сухов Константин Васильевич!{38}
— Здесь! — солидно ответил невысокий, смуглый юноша в солдатской гимнастерке с полевыми погонами без всяких знаков различия. [334]
— Рядовой красноармеец? — удивленно поднял брови Покрышкин. — А вы как сюда попали?
Сухов начал объяснять. У него была длинная и сложная история. Еще мальчиком он, работая подручным в артели «Красный фотограф» в Новочеркасске, стал мечтать об авиации. Ему казалось неимоверно тоскливой и никому не нужной эта возня с полотняными декорациями, изображавшими лубочные дворцы, на фоне которых важный мастер фотографировал людей, целясь в них широким глазом большой деревянной камеры, это бесконечное полоскание стеклянных пластинок в растворах, пахнущих кислятиной, и он считал себя самым большим неудачником на свете. Как завидовал Сухов молоденьким курсантам в синих френчах с серебряной птицей на рукаве, которые снимались, подбоченившись и положив руку на пустую кобуру!
Когда ему исполнилось семнадцать лет, он, набравшись смелости, пошел в горком комсомола и там рассказал о своей незадачливой судьбе. Комсомольцы отнеслись к нему участливо и выхлопотали путевку в Ростовскую авиационную школу первоначального обучения. Оттуда, уже во время войны, его послали в Ейское училище морской авиации. Но не успел он окончить учебу, как фашисты приблизились к Кавказу, и училище пришлось эвакуировать. Часть курсантов выразили желание остаться в наземных войсках — уж больно тяжело складывалась военная обстановка, и руки сами тянулись к винтовке. Их приняли в свою семью кубанские казаки, которыми командовал генерал Кириченко. Летчикам пришлось пересесть с самолетов на коней, и Сухов стал автоматчиком ударного штурмового отряда.
С казаками он провоевал несколько месяцев в самую трудную пору обороны Кавказа, а потом его отпустили доучиваться. В запасном авиаполку Сухов в течение трех месяцев овладел «чайкой» и в марте 1943 года вступил в бой, так и не получив воинского звания. [335]
— Гм, — неуверенно сказал Покрышкин, выслушав эту историю. Ему нравилась настойчивость, с которой этот юноша добивался возможности стать летчиком, но он не был уверен в том, что Сухов успел овладеть знаниями в том объеме, какой необходим настоящему истребителю. — Имейте в виду, что вы попали не в обычный полк, а в гвардию, и требования у нас повышенные. Мы вас проверим, а потом решим, что из этого получится...
Сухов негромко, но убежденно сказал:
— Я именно об этом и прошу — проверьте меня!
Покрышкин промолчал, потом вызвал следующего:
— Клубов Александр Федорович!{39}
Спасибо и удачи!
http://militera.lib.ru/bio/zhukov_ua/06.html

От Дмитрий Козырев
К Константин Дегтярев (23.05.2019 18:00:52)
Дата 23.05.2019 19:02:42

Re: Мне кажется,...


>Вот тут больше подробностей:
>
http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/s/suhov_kv.htm

Ну вот же там и написано:
С 15 сентября 1942 года красноармеец К. В. Сухов воевал в составе 84-"А" ИАП,

От Константин Дегтярев
К Дмитрий Козырев (23.05.2019 19:02:42)
Дата 24.05.2019 09:26:25

Всэ то представляется каким-то мемуарным эффектом

>С 15 сентября 1942 года красноармеец К. В. Сухов воевал в составе 84-"А" ИАП,

Ну, читали Покрышкина, в том числе. На самом деле Сухов, скорее всего, был сержантом, что в точности соответствует и должности заместителя командира взвода в кавалерии, и ускоренному выпуску из училища. А у Покрышкина в голове сидела ассоциация с "Белым солнцем пустыни", которую, возможно, он хотел донести до читателя. Не будем забывать, что он, во-первых, не профессиональный историк-литератор, а во-вторых, старенький уже был.

От Skvortsov
К Константин Дегтярев (24.05.2019 09:26:25)
Дата 24.05.2019 22:17:43

Вот Сухов пишет про Федора Кутищева "рядовой краснофлотец"


Пришел к нам из запасного авиаполка вернувшийся в авиацию десантник-малоземелец младший лейтенант Федор Кутищев. Коренастый, с буйным чубом, сильный физически, он и силу духа показал в трудных сражениях на Мысхако в феврале и марте 1943 года. Он, рядовой краснофлотец, но летчик по профессии, заменил тяжело раненного командира взвода и в течение месяца удерживал с ребятами клочок земли у знаменитого колодца. Был ранен. Вылечился — и снова вернулся туда, где шли жаркие бои. Приказ Верховного Главнокомандующего вернул его, летчика, в родную стихию. И дрался Федор с воздушным противником дерзко, мужественно, самоотверженно. Он-то знал, как нелегко тем, кто воюет на земле, без воздушного прикрытия. И Кутищев прикрывал братьев по оружию надежно.
Взял Федора ведомым… И не ошибся. За короткий срок — четыре месяца — он лично сбил пять вражеских самолетов и мне обеспечил шесть побед. А сколько раз выручал меня в бою, прикрывал, защищал?..

http://www.many-books.org/auth/7590/book/24989/suhov_konstantin_vasilevich/eskadrilya_vedet_boy/read/55

От Skvortsov
К Константин Дегтярев (23.05.2019 18:00:52)
Дата 23.05.2019 18:24:58

А как же мемуары?

Майор Крюков отобрал пятнадцать летчиков — Виктора Жердева, Николая Карпова, Александра Клубова, Николая Трофимова, Вячеслава Березкина, Сергея Иванова, Сергея Никитина, Виктора Примаченко, Павла Клейменова... и сказал:
— Будете продолжать службу в славном Шестнадцатом гвардейском истребительном авиаполку и учиться мастерству у наших асов...
А на следующий день на самолете Ли-2 мы, молодые, двадцатилетние ребята, вместе с «крестным нашим отцом» майором Крюковым улетели навстречу новой своей жизни — новым боям, новым испытаниям.
...И вот представитель 16-го гиап старший группы майор Крюков выстраивает вновь прибывших, докладывает командиру полка подполковнику Николаю Исаеву. Тот поздоровался, сказал несколько слов, но тут же, увидев летчиков, идущих со стоянки после возвращения из боевого вылета, крикнул одному из них:
— Покрышкин! Твоими эти соколята будут. Принимай пополнение, учи!
Покрышкин подошел. На нем — выгоревшая хлопчатобумажная гимнастерка, в руках планшет и перчатки. Остановился, подбоченился, смотрит на каждого.
— Здорово, солдатик! — губы его тронула улыбка. — И ты к нам?
Улыбка вдруг гаснет. В глазах — недоумение: замкомдив при нем отдавал приказ, а тут прежний «маскарад». Больше того, вместо форменных брюк, которые обгорели, когда меня сбил «мессер», на мне теперь широкие коричневые вельветовые шаровары навыпуск, в которые за неимением других нарядил меня комэск «до лучших времен».
— Знание получил? — между тем спрашивает Покрышкин.
— Старший сержант уже!
— Ого! Скоро генералом станешь. А почему без погон?
— Не выдали.
— Ну, ничего, здесь мы тебя переоденем. Главное, чтобы летать умел хорошо и дрался с противником смело!..

http://militera.lib.ru/memo/russian/suhov/03.html


От Константин Дегтярев
К Skvortsov (23.05.2019 18:24:58)
Дата 24.05.2019 09:44:53

Из первой главы как будто следует

... что у авторы было прозвище "Солдат Сухов". Видимо, так отрекомендовался при поступлении в авиаполк. Возможно, потерял документы и восстанавливал. Или был сержантом, а присвоили ему звание "старший сержант". Так или иначе, мемуары самого Сухова эту сцену описывают так же обтекаемо, как и мемуары Покрышкина. Прямо нигде не говорится, что он был в звании "красноармеец".Ю

От john1973
К Константин Дегтярев (24.05.2019 09:44:53)
Дата 24.05.2019 11:00:47

Re: Из первой...

>... что у авторы было прозвище "Солдат Сухов". Видимо, так отрекомендовался при поступлении в авиаполк. Возможно, потерял документы и восстанавливал. Или был сержантом, а присвоили ему звание "старший сержант". Так или иначе, мемуары самого Сухова эту сцену описывают так же обтекаемо, как и мемуары Покрышкина. Прямо нигде не говорится, что он был в звании "красноармеец".Ю
А версию шуточного отношения к деталям биографии, со стороны самого Сухова, никто не рассматривал? Мол, учился на морского летчика, воевал в степной кавалерии, какой же он товарищ лейтенант с кортиком? Солдат и есть солдат, вне зависимости от присвоенного звания. Дали летать, стал носить голубую фуражку - стал товарищ лейтенант авиации. Вроде бы логично.

От Константин Дегтярев
К john1973 (24.05.2019 11:00:47)
Дата 24.05.2019 11:07:29

Вот, что-то такое, по-моему

Т.е., какая-то сложная закадровая история, которая, возможно, как-то связана и с отцом Сухова, - прототипом героя "Белое солнце пустыни", служившим в том же полку оружейником. А мы видим только ее вершок в виде прозвища "Солдат Сухов" и связанными с ним шутками, вполне понятными только самим мемуаристам.