>>Не спец, но в интернетах наоборот подчеркивают, что не было, а посуда лепилась вручную.
>
>Аналогично, не спец, но пишут про культуру Рекуай, которая, впрочем, была поглощена в 7 веке. Правда, как я понял, найден не сам станок, а посуда, которая как считают, однозначно изготовлена с применением станка.
Ага, нашел. Причем именно написано, что находка исключительна и нетипична.
>>>сверлильный станок
>>
>>Ну это как приспособление для розжига огня трением. Не вращающееся на оси.
>
>Не совсем понял.
Это не колесо.
>>> и каток для укатывания дорог.
>>
>>"Каток" это протоколесо. Вот на катке все и остановилось.
>
>Я в том смысле, что качение было известно и применялось.
Ну да "имелись все предпосылки для самостоятельного развития технологий".
>>Верно. В крутых горах Евразии тоже колесный транспорт не использовался - только вьючный.
>
>Здесь есть ещё один ПМСМ важный момент. В цивилизованной доколумбовой Америке отсутствуют большие открытые пространства вытянутые в широту, благодаря чему потребность в перевозках значительно ниже.
Вы полагаете что перевозки носят непременно трансконтинентальный характер?
>А направления север-юг даже в Евразии развивались не так активно.
Это Вы про какой период и регион?
Например и Аппенинский и Балканский п-ова вытянуты больше с севера на юг.
С севера на юг очень активно развивались речные пути по Нилу, Рейну, Дунаю, Днепру и Волге.
>>>Но с мест подсказывают, что была ещё одна проблема - металлургия.
>>
>>А к колесу это какое имеет отношение?
>
>Думаю, что двоякое. Первое - металлургия в Евразии и Средиземноморье нуждалась в транспортных связях, поскольку центры добычи и центры производства были разнесены.
Не понял логику. Торговые связи развивались в Евразии в бронзовом веке. Металлургию на уровне обработки меди и выплавки бронзы в Америке вполне освоили.
>Второе - отсутствие необходимых конструкционных материалов уменьшало бы (или уменьшало в реальности) надёжность колёсных конструкций. Т. е. при отсутствии, например, металлических осей производство колёсных экипажей
Про железные оси уже прокомментировали.
Вы поймите - колесо, механика, судостроение - в Евразии это несколько тысячелетий ДО нашей эры.
А в Америке полтора тысячелетия ПОСЛЕ мы наблюдаем картину даже не вполне тождественную.
>Ага, нашел. Причем именно написано, что находка исключительна и нетипична.
Ну да - культура была поглощена и изобретение дальнейшего развития не получило. Вот, интересно почему?
>Это не колесо.
ОК
>Ну да "имелись все предпосылки для самостоятельного развития технологий".
>Вы полагаете что перевозки носят непременно трансконтинентальный характер?
Очевидно, нет, но необходимость транспортировки товаров и грузов на большие расстояния стимулирует развитие транспортных средств.
>Это Вы про какой период и регион?
>Например и Аппенинский и Балканский п-ова вытянуты больше с севера на юг.
На Апеннинский и Балканский п-ова колесо пришло из Междуречья, насколько я понимаю.
>С севера на юг очень активно развивались речные пути по Нилу, Рейну, Дунаю, Днепру и Волге.
Эти пути точно без колеса развивались.
>Не понял логику. Торговые связи развивались в Евразии в бронзовом веке. Металлургию на уровне обработки меди и выплавки бронзы в Америке вполне освоили.
Насколько я понимаю, уровень металлургии бронзы в Мезоамерике был сильно ниже, чем в Междуречье бронзового века.
>Про железные оси уже прокомментировали.
Да, наверное здесь нужна какая-то дополнительная аргументация. Пока мне нечего возразить, признаю.
>Вы поймите - колесо, механика, судостроение - в Евразии это несколько тысячелетий ДО нашей эры.
>А в Америке полтора тысячелетия ПОСЛЕ мы наблюдаем картину даже не вполне тождественную.
А что тут понимать? Да, так и было. Насчёт механики, правда, не уверен, но колесо и судостроение в Евразии были давно. Меня больше интересуют причины такого состояния дел.
And ye shall know the truth, and the truth shall make you dead