От Boris
К МУРЛО
Дата 01.09.2018 16:31:06
Рубрики WWII; 1941;

Знали много. Статья в "ВВФ" - октябрь 1944 года

Доброе утро,
>Один на группу вполне могли потянуть. Интересно в какой момент в головах произошел сдвиг - после получния образцов радаров? Но это наверное уже середина 44года.
>Или после захвата документов на территории германии? Достоверно известно что широкие работы по радиолокации начались сразу после войны - как минимум в начале 46. Меня всегда интересовал этот зазор 44-46 год, что предпринималось для понимания проблем радиолокации и низкой наблюдаемости.

http://www.airpages.ru/lw/vvf_1944_19_2.shtml

"В системе ПВО Германии в настоящее время широко используются средства радиолокации, т. е. обнаружения находящихся в воздухе самолетов при помощи радиоволн.
Основными типами наземных немецких радиолокационных установок являются радиолокаторы типа «Фрайя», большой и малый «Вюрцбург», «Хординг». Самолетная радиолокационная установка — типа «Лихтенштейн».

Нормальное оборудование локаторных станций состоит из одной установки локатора дальнего действия (до 300 км) «Фрайя», указывающей направление и скорость, и двух установок «Вюрцбург», определяющих высоту и курс на коротких дистанциях — 40-60 км.
Следует отметить, что определение высоты и направления полета, осуществляемое немецкой службой радиолокации, является достаточно точным.
….
Следует отметить, что радиоприцел истребителя (локатор типа «Лихтенштейн») имеет глубину до 8000 м. в зависимости от высоты полета. На высотах ниже 3 000 м практически он мало применим, так как при угле зрения 30°, который имеет этот прибор, при малой высоте на экране осциллографа появляются штрихи (импульсы) от наземных предметов.

В большинстве своем приборы «Лихтенштейн» установлены на многоместных истребителях-перехватчиках и «крейсерах» «Ю 88», «С-6» и «Ме-110», действующих по принципу свободного полета — поиска цели.
Имея хорошую связь с землей, истребители-перехватчики грубо наводятся наземными локационными установками на наши самолеты. При входе в зону действия самолетного локатора (на расстоянии 4 000—8 000 м, в зависимости от высоты полета) истребитель включает его и идет на сближение с бомбардировщиком. С дистанции 70—150 м он открывает прицельный огонь по-зрячему.

Мы сейчас располагаем методами я опытом эффективной борьбы с локационной системой противника.
Очень важно сбить врага с нашего следа. Для этого до выхода в зону локации наши самолеты не идут прямолинейным путем, а делают изломы маршрута, сильно затрудняющие врагу определение направления полета бомбардировщиков, а следовательно и определение того, на какую они идут цель. После входа самолетов в зону действия средств локации оператор противника на своем КНП видит на планшете положение наших и своих самолетов и командами по радио начинает наводить свои истребители. Чтобы усложнить или полностью лишить эффективности работу операторов локационного пункта противника, следует как можно чаще менять курс.
Немецкие локаторы не регистрируют количество самолетов: чем плотнее идут наши бомбардировщики и чем их больше, тем неблагоприятнее условия для радиолокации. Наведение производится легче по отдельным самолетам, особенно если они идут выше остальных.

Для дезориентации станции радиообнаружения целесообразно применять сбрасывание с самолетов станиолевых пластинок. Этим создается большое отражение ультракоротких волн, фиксация которых на осциллографе создает впечатление летящей группы самолетов.
Применение приборов, генерирующих излучения УКВ и создающих ложные импульсы, может совершенно обезвредить локационные установки.
Отметим, наконец, простейший способ выведения из строя радиолокаторов, а также локаторных приборов ЗА и ЗПР. Все они очень чувствительны к пыли. Если при обработке цели в их расположение сбрасывать бочки с цементом или пылью, то этим может быть парализована вся работа ЗА и ЗПР на период бомбардирования.
Нет сомнения в том, что совершенствование методов радиолокации вызовет и дальнейшее развитие методов защиты от нее. Однако независимо от этого уже искусный маневр в полете является достаточным средством защиты от радиолокации. Нужно только умело пользоваться им"

Вопрос в другом, в применении на практике.

С уважением, Boris.

От МУРЛО
К Boris (01.09.2018 16:31:06)
Дата 01.09.2018 17:23:18

Re: Знали много....

>Доброе утро,
>>Один на группу вполне могли потянуть. Интересно в какой момент в головах произошел сдвиг - после получния образцов радаров? Но это наверное уже середина 44года.
>>Или после захвата документов на территории германии? Достоверно известно что широкие работы по радиолокации начались сразу после войны - как минимум в начале 46. Меня всегда интересовал этот зазор 44-46 год, что предпринималось для понимания проблем радиолокации и низкой наблюдаемости.
>
>
http://www.airpages.ru/lw/vvf_1944_19_2.shtml
>Вопрос в другом, в применении на практике.

Спасибо, очень интересно. Специалисты знали многое, это известно. Я подразумевал скорее боевое использование. Может кончено у меня такое впечатление потому что это широко не освещалось в наставлениях и мемуарах. Опять сильно пересекретили.

От Boris
К МУРЛО (01.09.2018 17:23:18)
Дата 01.09.2018 22:37:01

Re: Знали много....

Доброе утро,
>
>Спасибо, очень интересно. Специалисты знали многое, это известно. Я подразумевал скорее боевое использование. Может кончено у меня такое впечатление потому что это широко не освещалось в наставлениях и мемуарах. Опять сильно пересекретили.

В мемуарах как раз было, примеры тут привели - Решетников, Швец. Странно, что ничего по теме нет в сугубо служебных документах, вроде ЖБД и приказов. То есть про немецкие РЛС пишут в "Вестнике Воздушного флота", а на фронте их как бы не существует, и никакие меры в связи с их наличием не предпринимаются. Кстати, про станиоль тоже ничего не попалось.


С уважением, Boris.

От doctor64
К МУРЛО (01.09.2018 17:23:18)
Дата 01.09.2018 19:00:58

Ну вот, например


>Спасибо, очень интересно. Специалисты знали многое, это известно. Я подразумевал скорее боевое использование. Может кончено у меня такое впечатление потому что это широко не освещалось в наставлениях и мемуарах. Опять сильно пересекретили.
Мемуары ГСС Швеца "Под крыльями - ночь"
"Помню, после отпуска летом 43-го мы вылетели на боевое задание в глубокий тыл противника. По маршруту у одного, казалось бы, незначительного пункта рядом с нашим самолетом, но чуть выше разорвались залпом три снаряда. Чуть выше — это, видимо, и спасло нас от поражения. Для меня это было так внезапно, что я чуть не выпустил из рук штурвал. Оказалось, немцы начали применять средства радиолокации. Не я первым подвергался такому обстрелу. Некоторые были даже сбиты. И только когда была установлена причина, были выработаны средства противодействия. Нам на борт давали пакеты станиолевых полосок. В предполагаемых опасных местах мы пучками выбрасывали эти полоски за борт. Этим самым мы создавали на экранах радиолокаторов противника значительные помехи и таким образом ограждали себя от прямого попадания. Летишь, бывало, и пучками бросаешь за борт эти полоски, и создается такое впечатление, будто ты от глаз противника скрылся в облаках."