От sss
К sss
Дата 06.07.2018 11:26:37
Рубрики WWII; ВВС;

Подробнее (много букв) (+)

вот, например, параметры плана на июль 1943 (его интересно рассмотреть как месяц, где идут боевые действия наиболее высокой интенсивности на части советско-германского фронта).

План утвержден 13 июля, т.е. в обстановке, когда уже четко обозначился масштаб боев на Курской дуге, и, видимо, должен учитывать это. (обычно подобные планы оформлялись постановлениями ГКО где-то 6-8 числа)

Исходник:
http://sovdoc.rusarchives.ru/#showunit&id=375873;tab=img

Некоторые цифры по авиагорючему:

распределяемый ресурс, в тоннах:
Б-78 - 41500
Б-74 - 18800 (итого высокооктанового 60300)
Б-70 - 31000

В том числе распределяется в НКО:
Б-78 - 35630
Б-74 - 18090 (итого высокооктанового 53720)
Б-70 - 24550

(Вообще НКО и наркомат ВМФ получают почти всё высокооктановое авиагорючеее, какие-то крохи получает НКВД и еще меньше - все остальные наркоматы. Сумма распределяемого в точности сходится)

Далее откладываем Б-70 в сторону и смотрим распределение только высокооктанового горючего:
(далее в документе оно не разделяется на Б-78 и Б-74, а идет общей суммой)

По фронтам (лимит расхода/план отгрузки, в тоннах)

Карельский фронт 400/500
7 армия 80/80
Ленинградский фронт 400/500
Волховский фронт 420/420
Сев.-Западный фронт 445/445
Калининский фронт 840/840
Западный фронт 1500/1500
Брянский фронт 1800/1800
Центральный фронт 2740/1740
Воронежский фронт 3400/1900
Юго-Западный фронт 1600/300
Южный фронт 1600/1600
Сев.-Кавказский фронт 2300/2600
Закавказский фронт 2885/2625
Степной ВО 1630/430 (на момент утверждения плана это уже тоже фронт)

ИТОГО ПО ФРОНТАМ 22050/17280 тонн

По военным округам (лимит расхода/план отгрузки, в тоннах)

Архангельский ВО 95/45
Московский ВО 3990/4000
ПРИВО 5975/6000
САВО 1675/1700
ЮЖУРВО 2010/2100
УРВО 630/600
СИБВО 2570/2600
ЗАБФРОНТ 550/400
Дальневосточный Фронт 1190/1000

ИТОГО ПО ВОЕННЫМ ОКРУГАМ 18685/18445 тонн

Московский узел 3525/3525 (что это такое вообще?)

По прочим родам и видам авиации без учета флота:

Авиация АДД 19670/19670
ИА ПВО 4600/4600
ВДВ 300/300
ГВФ 100/100

ИТОГО ПО ПРОЧЕЙ АВИАЦИИ 24670/24670 тонн

Уже в этом месте видим, что и лимит расхода, и план отгрузки уже существенно превысили общий распределяемый ресурс даже без учета флота! По сумме они уже 68930/63920 Как так получается?

Но сверх этого идет отдельной статьей:

На нужды НКАП: (в изначальном распределении ресурса НКАПа никакого нет и быть не может - весь ресурс выбран полностью НКО, флотом и НКВД)

Испытания машин НКАП 5500/5500
Отправка машин лётом 1080/1080

ИТОГО вместе с НКАП: 75510/70500 (и по прежнему нет флотов!)

А теперь что непонятно:

- чем покрывалась разница между лимитом расхода и планом отгрузки для того или иного фронта? (в случае если она дефицитная)

- Как получилась, что распределЯли 60 тыс. тонн высокооктанового горючего, а распределИли аж 70 тыс.? "Пулемет застрочил снова"?

- 3 воздушные армии в Курской битве летали только на горючем, выделенном Центральному и Воронежскому (+ возможно Степному) фронтам, или на каком-то еще?
Если только - то как получилось сделать за июль полста тысяч вылетов на максимум 7770 тоннах (лимиты расхода 3 фронтов), реально ли это вообще? Если на каком-то еще - то на каком, откуда оно взялось и кем было выделено?

Ну и да, видим общие лимиты по фронтам довольно нищие, на фоне жрущей бензин как не в себя АДД и неожиданно высоких лимитов для внутренних округов. Субьективно показалось, что при желании и необходимости на фронты можно было дать и больше.

Какие будут идеи?

(и да, прочие ежемесячные планы там все доступны; искать их удобнее всего найдя сначала номер, например здесь http://www.soldat.ru/doc/gko/ а потом искать по номеру собственно тут http://sovdoc.rusarchives.ru/#tematicchilds&rootId=366101 т.к. навигация в архиве убогая, впрочем и на том ему спасибо)

От Claus
К sss (06.07.2018 11:26:37)
Дата 06.07.2018 16:40:49

Re: Подробнее (много...

>А теперь что непонятно:

>- чем покрывалась разница между лимитом расхода и планом отгрузки для того или иного фронта? (в случае если она дефицитная)
У фронтов наверняка имелись свои неизрасходованные остатки, скорее всего за счет них.

>- Как получилась, что распределЯли 60 тыс. тонн высокооктанового горючего, а распределИли аж 70 тыс.? "Пулемет застрочил снова"?
Есть подозрение, что это объясняется сслыкой "В том числе 14000 тон компонентов Б-78".
Если они смешивались с изооктаном в пропорции 60% бензина на 40 изооктана, то за счет последнего чуть более 9 тыс. т. лишних и получится.

>- 3 воздушные армии в Курской битве летали только на горючем, выделенном Центральному и Воронежскому (+ возможно Степному) фронтам, или на каком-то еще?
>Если только - то как получилось сделать за июль полста тысяч вылетов на максимум 7770 тоннах (лимиты расхода 3 фронтов), реально ли это вообще? Если на каком-то еще - то на каком, откуда оно взялось и кем было выделено?
В тот период порядка 30% вылетов делалось ночью, на ПО-2, Р-5 и т.п. используя Б-70.
В 1944 на один дневной вылет тратили около полутонны высокооктанового бензина, и соответственно 7770 едва ли могло хватить на примерно 35 тыс. дневных вылетов.


>Ну и да, видим общие лимиты по фронтам довольно нищие, на фоне жрущей бензин как не в себя АДД и неожиданно высоких лимитов для внутренних округов. Субьективно показалось, что при желании и необходимости на фронты можно было дать и больше.
Кстати да, лишний пример, что АДД вообще и Ил-4 в частности для СССР были не нужны. Точнее ресурсов для их серьезного использования (в стиле союзников) все равно бы не хватило, и они действуя с малой эффективностью в итоге отжирали ресурсы у ВВС.

От sss
К Claus (06.07.2018 16:40:49)
Дата 10.07.2018 10:41:22

Но вообще надо признать, что в 1944 рост поставок горючего даже опережающий(+)

...относительно роста числа самолетов в Действующей армии.

Уже весной 1944 НКО получает 63тыс. тонн высокооктанового авиабензина в марте, 78 тыс. тонн в апреле.
В августе - уже 132 тыс. тонн. (более чем вдвое больше, по сравнению с июлем 1943, причем с резким ростом лимитов расхода именно по фронтам), по 120 тыс. тонн в ноябре и декабре.

А вот в 1945 ожидаемого по "ВВС в ВОВ в цифрах" праздника потребительства (по сравнению со второй половиной 1944) не наблюдается:
январь - 106 тыс. тонн, с лимитом расхода лишь 76 тыс. тонн;
февраль - 118 тыс. тонн;
март - 113 тыс тонн;
апрель - 122 тыс. тонн (с лимитом расхода 110 тыс.);
май - 139 тыс тонн (с лимитом расхода 120 тыс.)

Т.е. заметный рост располагаемого авиагорючего появляется уже в начале 1944, относительное бензиновое изобилие начинается не в 1945, а летом 1944. Рекорд августа 1944 вообще перекрыт лишь в мае 1945, остальные месяцы 1945 - меньше. (но в 1945 резко снижается доля 18ВА, т.е. бывш. АДД, и по фронтам все равно идет небольшой рост)

>В тот период порядка 30% вылетов делалось ночью, на ПО-2, Р-5 и т.п. используя Б-70.

Это да, у Горбача за оборонительный период Курска насчитано по 2,16,17ВА 24772 боевых вылета, из которых 5876 ночные - то есть почти четверть.

>В 1944 на один дневной вылет тратили около полутонны высокооктанового бензина, и соответственно 7770 едва ли могло хватить на примерно 35 тыс. дневных вылетов.

Тут очень большая разница между типами самолетов, если у Як-1 260 литров полная заправка и на 1 тонну можно сделать 5 полных заправок и с десяток "коротких" вылетов, то у Пе-2 и одной полной заправки не получится. Сделав очень крутой перекос в сторону вылетов легких истребителей набрать подогнать число вылетов под сумму может быть и можно...

>Кстати да, лишний пример, что АДД вообще и Ил-4 в частности для СССР были не нужны.

Все-таки нужен был универсальный фронтовой бомбардировщик, пригодный для действий и днем, и ночью, в т.ч. и по глубокому тылу. Тут применение групп Хейнкелей просто впечатляет, когда одни и те же авиачасти/экипажи/самолеты работают и по типовым целям фронтовой авиации, и по инфраструктурным объектам аж до Горького и Саратова, причем с довольно высокими результатами.

От Claus
К sss (10.07.2018 10:41:22)
Дата 27.07.2018 11:29:42

Re: Но вообще...

>Т.е. заметный рост располагаемого авиагорючего появляется уже в начале 1944, относительное бензиновое изобилие начинается не в 1945, а летом 1944. Рекорд августа 1944 вообще перекрыт лишь в мае 1945, остальные месяцы 1945 - меньше. (но в 1945 резко снижается доля 18ВА, т.е. бывш. АДД, и по фронтам все равно идет небольшой рост)

Да, примерно так. На самом деле, когда я соотносил численность и количество вылетов, я один момент не учел, надо было учитывать только дневные вылеты и только у полноценных современных для того времени самолетов, потребляющих высокооктановый бензин, исключая вылеты По-2 и Р-5.
И в этом случае уже в 1944 виден заметный рост числа боевых вылетов, а не в 1945. Собственно на этот же период приходится пик ленд-лиза.

>Тут очень большая разница между типами самолетов, если у Як-1 260 литров полная заправка и на 1 тонну можно сделать 5 полных заправок и с десяток "коротких" вылетов, то у Пе-2 и одной полной заправки не получится. Сделав очень крутой перекос в сторону вылетов легких истребителей набрать подогнать число вылетов под сумму может быть и можно...
Структура ВВС у нас вроде не сильно менялась. И соотношение между типами должно было быть более менее близким всю войну. Хотя инотересно будет поподробнее посмотреть.

>Все-таки нужен был универсальный фронтовой бомбардировщик, пригодный для действий и днем, и ночью, в т.ч. и по глубокому тылу. Тут применение групп Хейнкелей просто впечатляет, когда одни и те же авиачасти/экипажи/самолеты работают и по типовым целям фронтовой авиации, и по инфраструктурным объектам аж до Горького и Саратова, причем с довольно высокими результатами.
Хейнкели днем у нас эффективно работали, скорее из-за проблем наших ВВС.
А нам в АДД скорее был нужен аналог москито или D4Y. Т.е. быстрый и дальний самолет, пригодный для точечных ударов.
Массированные АДД СССР все равно не потянула бы.

От Gylippus
К sss (06.07.2018 11:26:37)
Дата 06.07.2018 16:22:06

Re: Подробнее (много...

>А теперь что непонятно:

>- чем покрывалась разница между лимитом расхода и планом отгрузки для того или иного фронта? (в случае если она дефицитная)

Наличными запасами фронта.

>- 3 воздушные армии в Курской битве летали только на горючем, выделенном Центральному и Воронежскому (+ возможно Степному) фронтам, или на каком-то еще?

Лимиты могли быть превышены за счет фактического наличия во фронтах и за счет дополнительно выделенных лимитов позднее.

>Если только - то как получилось сделать за июль полста тысяч вылетов на максимум 7770 тоннах (лимиты расхода 3 фронтов), реально ли это вообще? Если на каком-то еще - то на каком, откуда оно взялось и кем было выделено?

В оборонительной фазе Курского сражения с 5-го по 12-е было произведено 28 161 боевой вылет ВВС, ДА и ИА ПВО.
В наступательной - 79 272 только ВВС, но это уже с 12.07 по 18.08. то есть с большей частью августа.

>Ну и да, видим общие лимиты по фронтам довольно нищие, на фоне жрущей бензин как не в себя АДД и неожиданно высоких лимитов для внутренних округов. Субьективно показалось, что при желании и необходимости на фронты можно было дать и больше.

У АДД удаление аэродромов большое и расход ГСМ на час работы двигателей большой. При полете на полный радиус 5 000 боевых вылетов в месяц легко сожрут 20 000 тонн. В невоюющих округах и фронте боевую подготовку никто не отменял, а летчиков там было достаточно.