От gull
К sss
Дата 01.07.2018 16:44:41
Рубрики Армия; 1941; Политек;

Re: в общем,...

Добрый день,

>Кризис обнаружился когда внезапно потребовалось перейти в авиации на форсированные моторы, требовавшие горючего с высокой удельной теплотой сгорания и одновременно большим октановым числом, вот "традиционными" прямыми методами перегонки такие виды горючего получались крайне непроизводительно, а новые технологии переработки, специализированные именно под выработку высокооктанового горючего, не могли быть быстро освоены (они и в передовых США появились совсем недавно на тот момент) и тем более массово внедрены. А вся трагичность проблемы была в том, что именно новые моторы под новые виды горючего могли обеспечить сколь-либо конкурентоспособные ттх авиатехники, старые после их появления обесценились почти до нуля.

Никакой трагедии не было. Любой советский авиамотор в качестве резервного топлива мог использовать Б-74 (с необходимой добавкой свинцовой жидкости, естественно). Правда при этом приходилось ограничивать наддув, с соответствующим падением мощности.

>По прочим же видам горючего (и автомобильные бензины, и тем более тяжелое горючее) острого дефицита в масштабах СССР в течении всей войны в общем не было. (сверх того обыденного, что на войне всегда дефицит всего и всегда надо больше чем есть)

Ну да падение выпуска автобензина с 3476 тыс. тонн в 1940 г. до 1611 тыс. тонн в 1942 г., никакого дефицита вызвать не могло - так, обычные для войны трудности. Вы бы хоть справочник какой-нибудь посмотрели, прежде чем такие открытия делать.

На самом деле это был осознанный выбор советского руководства - в условиях падения общей добычи и переработки нефти сосредоточиться на производстве авиабензина, как наиболее важного для обороны страны, пускай и ценой снижения выпуска других видов топлива. Об этом я здесь когда-то уже писал:

http://vif2ne.org/nvk/forum/0/archive/2660/2660166.htm

С уважением,

gull

От Prepod
К gull (01.07.2018 16:44:41)
Дата 04.07.2018 10:30:32

Разрешите поинтересоваться



>На самом деле это был осознанный выбор советского руководства - в условиях падения общей добычи и переработки нефти сосредоточиться на производстве авиабензина, как наиболее важного для обороны страны, пускай и ценой снижения выпуска других видов топлива. Об этом я здесь когда-то уже писал:

>
http://vif2ne.org/nvk/forum/0/archive/2660/2660166.htm

Как человек, мало сведущий в химии вообще и нефтехимии в частности, рискну спросить. Что при прямой перегонке нефти на предмет получения авиабензина получаются разные тяжелые фракции, что в итоге даёт мазут, солярку и прочий лигроин это понятно. Но если отечественная нефтехимия производила в войну авиабензин и как побочный продукт - разное тяжелое топливо, то откуда брался в товарных количествах автомобильный бензин?
Это полемическое заострение и часть установок работала все же на получение автомобильного бензина? Или в рамках техпооцессов по авиабензину получался в том числе и автомобильный бензин?
Без подклевки спрашиваю, исключительно в целях повышения политической грамотности -))

От gull
К Prepod (04.07.2018 10:30:32)
Дата 04.07.2018 23:01:34

Re: Разрешите поинтересоваться

Добрый день,

>Как человек, мало сведущий в химии вообще и нефтехимии в частности, рискну спросить. Что при прямой перегонке нефти на предмет получения авиабензина получаются разные тяжелые фракции, что в итоге даёт мазут, солярку и прочий лигроин это понятно. Но если отечественная нефтехимия производила в войну авиабензин и как побочный продукт - разное тяжелое топливо, то откуда брался в товарных количествах автомобильный бензин?
>Это полемическое заострение и часть установок работала все же на получение автомобильного бензина? Или в рамках техпооцессов по авиабензину получался в том числе и автомобильный бензин?
>Без подклевки спрашиваю, исключительно в целях повышения политической грамотности -))

1) Ни о каком прекращении выпуска автобензина речь, разумеется, не идет. Речь о том, что после начала войны доля авиационного бензина в общем объеме производства была увеличена в два раза. Выглядело это вот так:
Год                         1940     1941     1942     1943     1944     1945     1946     1947
Добыто нефти, тыс. тонн    31 121   33 038   21 988   17 984   18 261   19 437   21 700   26 000    
Произведено, тыс тонн:
Всего жидкого топлива      21 934   20 263   10 263   11 773   14 913   13 487   15 162   18 634  
В т.ч.:
Авиабензина                   889    1 269      912    1 007    1 334    1 017      703      744
Автобензина                 3 476    2 983    1 611    1 763    2 440    2 126    2 305    3 333    
В % от добычи нефти:
Авиабензин                  2,86%    3,84%    4,15%    5,60%    7,31%    5,23%    3,24%    2,86%
Автобензин                 11,17%    9,03%    7,33%    9,80%   13,36%   10,94%   10,62%   12,82%
В % от общего производства жидкого топлива:
Авиабензин                  4,05%    6,26%    8,89%    8,55%    8,95%    7,54%    4,64%    3,99%
Автобензин                 15,85%   14,72%   15,70%   14,97%   16,36%   15,76%   15,20%   17,89%

Разумеется, увеличение выпуска авиабензина шло за счет снижения выпуска других видов топлива, прежде всего автобензина.

2) Авиабензин имеет гораздо более узкий фракционный состав, чем автобензин. Легкие фракции имеют слишком высокое давление насыщенных паров, что может приводить к образованию газовых пробок, кавитации и т.п. Тяжелые бензиновые фракции имеют низкое октановое число. Поэтому авиабензин, полученный прямой перегонкой нефти это только часть от общей бензиновой фракции - и тем меньшая, чем выше требуется октан. Ну а то, что оставалось от бензиновой фракции после выделения из нее авиабензина по большей части шло на автобензин. Кроме того, не все крекинговые установки были переведены на режим риформинга, некоторые всю войну выпускали крекинг-бензин.

С уважением, gull

От Prepod
К gull (04.07.2018 23:01:34)
Дата 05.07.2018 10:49:03

Благодарствую. Именно это интресовало. (-)



От john1973
К gull (04.07.2018 23:01:34)
Дата 05.07.2018 02:19:24

Re: Разрешите поинтересоваться

>2) Авиабензин имеет гораздо более узкий фракционный состав, чем автобензин. Легкие фракции имеют слишком высокое давление насыщенных паров, что может приводить к образованию газовых пробок, кавитации и т.п. Тяжелые бензиновые фракции имеют низкое октановое число. Поэтому авиабензин, полученный прямой перегонкой нефти это только часть от общей бензиновой фракции - и тем меньшая, чем выше требуется октан. Ну а то, что оставалось от бензиновой фракции после выделения из нее авиабензина по большей части шло на автобензин. Кроме того, не все крекинговые установки были переведены на режим риформинга, некоторые всю войну выпускали крекинг-бензин.
Сюда же надо добавить бензин-бензольные смеси, где "бензин" это смесь фракций чуть легче керосина, а бензол отход от производства кокса. Для моторов ГАЗ-203 это было непригодно, но для ЗИС-5 или ГАЗ-АА годилось

От Claus
К gull (01.07.2018 16:44:41)
Дата 02.07.2018 19:40:21

А Б-74 разве не был дефицитным бензином?

>Никакой трагедии не было. Любой советский авиамотор в качестве резервного топлива мог использовать Б-74 (с необходимой добавкой свинцовой жидкости, естественно).
Как минимум на 1941 год основной советский авиабензин это Б-70, а не Б-74 или Б-78.

От gull
К Claus (02.07.2018 19:40:21)
Дата 02.07.2018 22:57:53

Re: А Б-74...

Добрый день,

>Как минимум на 1941 год основной советский авиабензин это Б-70, а не Б-74 или Б-78.

Вы сами могли бы посмотреть в "Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах". По приведенным в этой книге неполным данным, ВВС фронтов (не всех), ДБА и часть ПВО с августа по декабрь 1941 израсходовали 170 769 тонн авиабензина, в том числе только 62 612 тонн Б-70, остальное Б-74 и Б-78. Если взять общие данные по расходу бензина наркоматом обороны за тот же период, то доля Б-70 увеличится - 203 571 из 410 808 тонн, что логично - школы и вооруженные устаревшими машинами внутренние округа потребляли Б-70 гораздо активнее, чем фронт. Но даже в целом по НКО расход Б-70 был несколько меньше, чем общий расход Б-78 и Б-74.

В дальнейшем доля Б-70 только падала. Можно вспомнить известные цифры из доклада по итогам работы Тыла КА в ВОВ - всего за период войны было израсходовано 2 998,4 тыс тонн высокооктановых бензинов (Б-74 и выше) и 1 483 тыс. тонн низкооктановых.

С уважением,

gull

От Claus
К gull (02.07.2018 22:57:53)
Дата 03.07.2018 16:14:46

Re: А Б-74...

>Вы сами могли бы посмотреть в "Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах".
Там даны цифры по расходу.
А речь шла про то, какой бензин был основным в производстве.
по Мелии, как минимум в 1941м это Б-70.


>Если взять общие данные по расходу бензина наркоматом обороны за тот же период, то доля Б-70 увеличится - 203 571 из 410 808 тонн, что логично - школы и вооруженные устаревшими машинами внутренние округа потребляли Б-70 гораздо активнее, чем фронт. Но даже в целом по НКО расход Б-70 был несколько меньше, чем общий расход Б-78 и Б-74.
Это соотносится с данными Мелии - почти половина бензина это Б-70.
Плюс расходовала Б-70 не только авиация.

>В дальнейшем доля Б-70 только падала. Можно вспомнить известные цифры из доклада по итогам работы Тыла КА в ВОВ - всего за период войны было израсходовано 2 998,4 тыс тонн высокооктановых бензинов (Б-74 и выше) и 1 483 тыс. тонн низкооктановых.

Так это расход, а не производство. То что расход Б-70 падал - понятно, доля старых типов уменьшалась. Но наличие и производство расход максимум косвенно характеризует, да и то не всегда.
И кстати не понятно как считались смеси Б-70 с американскими "компонентами", как Б-70 или как высокооктановый бензин.

От gull
К Claus (03.07.2018 16:14:46)
Дата 03.07.2018 22:57:34

Re: А Б-74...

Добрый день,

>>В дальнейшем доля Б-70 только падала. Можно вспомнить известные цифры из доклада по итогам работы Тыла КА в ВОВ - всего за период войны было израсходовано 2 998,4 тыс тонн высокооктановых бензинов (Б-74 и выше) и 1 483 тыс. тонн низкооктановых.

>Так это расход, а не производство. То что расход Б-70 падал - понятно, доля старых типов уменьшалась. Но наличие и производство расход максимум косвенно характеризует, да и то не всегда.

Ну да, это расход. Данных по производству разных сортов авиабензина за весь период войны мне не попадалось. Но минимальную оценку производства и поступления по импорту высокооктанового бензина нам эти цифры дают - нельзя израсходовать то, чего нет.

>И кстати не понятно как считались смеси Б-70 с американскими "компонентами", как Б-70 или как высокооктановый бензин.

Почему непонятно? Если Б-70 использовался для приготовления высокооктанового бензина, например, на базах смешения бензинов НКО, то учитывался полученный высокооктановый бензин. Как иначе-то?

С уважением,

gull