От Евгений Путилов
К sss
Дата 30.06.2018 16:24:36
Рубрики Армия; 1941; Политек;

Re: в общем,...


>Кризис обнаружился когда внезапно потребовалось перейти в авиации на форсированные моторы,

Этот переход начался не в 1941. И будущий кризис был предполагаем уже после разрыва отношений с США из-за удаления СССР из Лиги наций. Так как именно из США была основное участие в предвоенной реконструкции и строительстве советского нефтепрома (первый контракт в 1922, кажется). Но советское руководство на что-то другое надеялось, видимо.

После 22.6.41 отношения в этой сфере были восстановлены. Согласно "Report on war aid furnished by the United States to the USSR. June 22, 1941 – September 21, 1945" в СССР было поставлено по ленд-лизу 2 159 336 т готовых нефтепродуктов и еще химические компоненты для повышения октанового числа авиабензинов в самом СССР, оборудование 4 современных нефтеперерабатывающих заводов, оснащение для 4 батальонов полевых магистральных трубопроводов (к слову, именно оно было развернуто от румынского завода в Плоешти до советской нефтебазы в Рени на Дунае) и т.д.

От ПН
К Евгений Путилов (30.06.2018 16:24:36)
Дата 01.07.2018 18:29:34

Re: в общем,...

>После 22.6.41 отношения в этой сфере были восстановлены. Согласно "Report on war aid furnished by the United States to the USSR. June 22, 1941 – September 21, 1945" в СССР было поставлено по ленд-лизу 2 159 336 т готовых нефтепродуктов и еще химические компоненты для повышения октанового числа авиабензинов в самом СССР...

Вы даете неточную информацию.

Вот соответствующая табличка из "Report on War Aid Furnished by the United States to the USSR":

https://ic.pics.livejournal.com/pn64/40256932/79456/79456_original.jpg



Как видно, во-первых, не "2 159 336 т", а 2 159 336 коротких тонн (и еще 4472 кор. тонн в пути на 20 сентября 1945 г).

во-вторых, - с учетом английских поставок в счет обязательств США - 2849166+4472 коротких тонн нефтепродуктов (что равно 2588,8 тыс. метрических тонн).
Это можно сравнить с советскими данными - до 1 января 1946 года из США поступило 2631,5 тыс.тонн нефтепродуктов (разница 1,6 %).

В-третьих, "химические компоненты для повышения октанового числа авиабензинов", о которых Вы написали, включены в эти ~ 2,6 млн.тонн нефтепродуктов (в таблице - "Gas Blending Agents").

Можно еще добавить из "Report..." график поставки нефтепродуктов:

https://ic.pics.livejournal.com/pn64/40256932/79767/79767_original.jpg



От sss
К Евгений Путилов (30.06.2018 16:24:36)
Дата 30.06.2018 21:16:35

Re: в общем,...

>Этот переход начался не в 1941.

Проектирование моторов нового поколения, осознание неизбежности перехода и нужды в горючем именно под них - это всё конечно, шло еще до 1941, но с начала 1941 в войска массово начинает поступать авиатехника под новые моторы, и производство/накопление высокооктанового горючего уже вот прямо сейчас - становится фактором, определяющим боеспособность или небоеспособность всей авиации.

>И будущий кризис был предполагаем уже после разрыва отношений с США из-за удаления СССР из Лиги наций. Так как именно из США была основное участие в предвоенной реконструкции и строительстве советского нефтепрома (первый контракт в 1922, кажется). Но советское руководство на что-то другое надеялось, видимо.

Ну судя по книге А.Мелия еще задолго до исключения из Лиги Наций предпринимались многократные попытки получить хоть какой-то доступ к технологиям и в США, и в Германии для их воспроизведения своими силами в СССР, вплоть до технического шпионажа. Другое дело, что проблема, видимо, оказалась слишком фундаментальной и слишком завязанной на другие отрасли индустрии, и дать этой отрасли опережающее развитие относительно прочих не получилось даже с американской помощью, "американские" НПЗ вступили в строй лишь после войны. (но и тогда оставались настолько важны, что их не отдали назад после окончания программы ленд-лиза, а готовы были оплатить их стоимость, как и с шинными производствами)

>После 22.6.41 отношения в этой сфере были восстановлены. Согласно "Report on war aid furnished by the United States to the USSR. June 22, 1941 – September 21, 1945" в СССР было поставлено по ленд-лизу 2 159 336 т готовых нефтепродуктов и еще химические компоненты для повышения октанового числа авиабензинов в самом СССР

В войну да, получили много.

От Евгений Путилов
К sss (30.06.2018 21:16:35)
Дата 01.07.2018 11:23:21

Re: в общем,...


> и дать этой отрасли опережающее развитие относительно прочих не получилось даже с американской помощью, "американские" НПЗ вступили в строй лишь после войны. (но и тогда оставались настолько важны, что их не отдали назад после окончания программы ленд-лиза, а готовы были оплатить их стоимость, как и с шинными производствами)

Для полноты картины. Производство авиабензинов в СССР с американской помощью возросло со 110 тыс. т в 1941 до 1,6 млн. т. в 1944. Не только благодаря оборудованию и инженерной помощи, но благодаря поставкам химических реагентов (ИМХО, из-за их отсутствия не могла помочь одна лишь работа научно-техническо разведки до войны). В конце 1945 делегация наркомата нефтепрома ездила в США на предмет поговорить о продолжении ленд-лиза относительно поставок оборудования НПЗ (по четвертому заводу приехала еще не вся спецификация). Им ничего не обещали, а в 1946 поставки прекратили, "лавочка закрылась".

От gull
К Евгений Путилов (01.07.2018 11:23:21)
Дата 01.07.2018 16:26:09

Откуда вы такую чушь берете?

Добрый день,

>Для полноты картины. Производство авиабензинов в СССР с американской помощью возросло со 110 тыс. т в 1941 до 1,6 млн. т. в 1944.

В 1941-м было советской нефтяной промышленностью произведено 1269 тыс. тонн авиабензина, а в 1944-м - 1334 тыс. тонн. В 1942-1943-м был некоторый провал, да. Цифры общеизвестные, опубликованы еще при Советской власти.

Если учитывать только высокооктановый авиабензин, то и его в 1941-м его было выпущено гораздо больше чем 110 тыс. тонн, а в 1944-м гораздо меньше, чем 1,6 млн тонн, даже если учитывать бензин, полученный смешением на топливных базах НКО.

С уважением,

gull

От серж
К Евгений Путилов (30.06.2018 16:24:36)
Дата 30.06.2018 16:56:50

Re: в общем,...


>>Кризис обнаружился когда внезапно потребовалось перейти в авиации на форсированные моторы,
>Этот переход начался не в 1941. И будущий кризис был предполагаем уже после разрыва отношений с США из-за удаления СССР из Лиги наций. Так как именно из США была основное участие в предвоенной реконструкции и строительстве советского нефтепрома (первый контракт в 1922, кажется). Но советское руководство на что-то другое надеялось, видимо.

И когда был "последний" контракт?

>После 22.6.41 отношения в этой сфере были восстановлены. Согласно "Report on war aid furnished by the United States to the USSR. June 22, 1941 – September 21, 1945" в СССР было поставлено по ленд-лизу 2 159 336 т готовых нефтепродуктов и еще химические компоненты для повышения октанового числа авиабензинов в самом СССР, оборудование 4 современных нефтеперерабатывающих заводов, оснащение для 4 батальонов полевых магистральных трубопроводов (к слову, именно оно было развернуто от румынского завода в Плоешти до советской нефтебазы в Рени на Дунае) и т.д.

И какая доля из общего объема производства?

От Евгений Путилов
К серж (30.06.2018 16:56:50)
Дата 30.06.2018 19:20:55

Re: в общем,...

Доброго здравия!

>>>Кризис обнаружился когда внезапно потребовалось перейти в авиации на форсированные моторы,
>>Этот переход начался не в 1941. И будущий кризис был предполагаем уже после разрыва отношений с США из-за удаления СССР из Лиги наций. Так как именно из США была основное участие в предвоенной реконструкции и строительстве советского нефтепрома (первый контракт в 1922, кажется). Но советское руководство на что-то другое надеялось, видимо.
>
>И когда был "последний" контракт?

В области поставок геофизического оборудования и долот для бурения скважин - 1939 год. В сфере поставок ж/д цистерн для перевозки нефти - 1937 г. Это навскидку, так как именно тогда американцы специально призжали в СССР по вопросу транспортировки продукции, а позже тему засекретили. А в области нефтеперерабатывающих заводов, так СССР был, условно, "американским рынком". Крекинг-заводы от "Winkler-Koch" выиграли конкурс и стали основным типом нефтеперерабатывающего завода в СССР до 1950-х гг. Обслуживание этого оборудования и строительство новых заводов за пределыми старых районов нефтедобычи велось при американской помощи до последнего момента (Бердянский в 1937, Херсонский в 1938, модернизация Хабаровского в 1939). Это все навскидку.

>>После 22.6.41 отношения в этой сфере были восстановлены. Согласно "Report on war aid furnished by the United States to the USSR. June 22, 1941 – September 21, 1945" в СССР было поставлено по ленд-лизу 2 159 336 т готовых нефтепродуктов и еще химические компоненты для повышения октанового числа авиабензинов в самом СССР, оборудование 4 современных нефтеперерабатывающих заводов, оснащение для 4 батальонов полевых магистральных трубопроводов (к слову, именно оно было развернуто от румынского завода в Плоешти до советской нефтебазы в Рени на Дунае) и т.д.
>
>И какая доля из общего объема производства?

Но вы ж умный чел, сами посчитаете. И общий тоннаж, и количество высокооктановых топлив из них, и количество нефтеперерабатывющих заводов и комплектов полевых трубопроводов. :-)