От RTY
К Инженер-109
Дата 29.03.2018 14:49:56
Рубрики Космос;

Я не знаю, как в космосе и маи

а в наших электрониках дедов уже мало, и их никто не слушает.

От val462004
К RTY (29.03.2018 14:49:56)
Дата 30.03.2018 06:43:00

Re: Я не...

>а в наших электрониках дедов уже мало, и их никто не слушает.

Отсюда и величайшие достижения в этой области...

С уважением,

От RTY
К val462004 (30.03.2018 06:43:00)
Дата 31.03.2018 01:30:39

И да, и нет

>>а в наших электрониках дедов уже мало, и их никто не слушает.
>
>Отсюда и величайшие достижения в этой области...

По сравнению с временами СССР изменения в электронике и методах ее разработки, конечно, гораздо больше чем в космонавтике (насколько я понимаю космонавтику).
Поэтому полузабытый опыт дедов применим меньше, что в общем не значит, что к нему не надо прислушиваться.

Но природу недостаточности достижений в этой области (и многих других) лично я склонен все больше усматривать в недостатках отечественного технического высшего образования, которое в частности вообще (или очень мало - где как) не занимается воспитанием инженеров как таковых, с необходимой для этой профессии системой взглядов и ценностей.

P.S. А какие величайшие достижения в области электроники Вы имеете в виду?

От МУРЛО
К RTY (31.03.2018 01:30:39)
Дата 31.03.2018 09:52:36

Re: И да,...

>>>а в наших электрониках дедов уже мало, и их никто не слушает.
>>
>>Отсюда и величайшие достижения в этой области...
>
>По сравнению с временами СССР изменения в электронике и методах ее разработки, конечно, гораздо больше чем в космонавтике (насколько я понимаю космонавтику).
>Поэтому полузабытый опыт дедов применим меньше, что в общем не значит, что к нему не надо прислушиваться.

Наша вышка вообще имеет слабые представления о реальной инженерной работе, т.к. в основном учат сразу бывшие студни. Была в сое время практика преподавания приглашенными заводскими инженерами, но теперь шо маемо, то маемо.

>Но природу недостаточности достижений в этой области (и многих других) лично я склонен все больше усматривать в недостатках отечественного технического высшего образования, которое в частности вообще (или очень мало - где как) не занимается воспитанием инженеров как таковых, с необходимой для этой профессии системой взглядов и ценностей.

>P.S. А какие величайшие достижения в области электроники Вы имеете в виду?
--(
http://geomil2.narod.ru/ Расположение аэродромов НАТО в Google Earth )--

От Alexeich
К МУРЛО (31.03.2018 09:52:36)
Дата 02.04.2018 19:22:14

Re: И да,...

>Наша вышка вообще имеет слабые представления о реальной инженерной работе, т.к. в основном учат сразу бывшие студни. Была в сое время практика преподавания приглашенными заводскими инженерами, но теперь шо маемо, то маемо.

У моего старшего на кафедре (в ЛИТМО) преподаватели спецкурсов в осн. были "практикующие инженегры". Да и он сам когда будучи в аспирантуре преподавал ("бывший студень"), пахал уже как пчелка на одном весьма достойном предприятии "реального сектора". Помимо прочего тут польза для студентов еще и в том, что упрощается с трудоустройством. Есть возможность присмотреться к студням/аспирантам, выбрать "цепким взгядом", сагитировать к себе. У нас, хоть далеко от инженериию. только такая система в общем и работает, специалист штучный, его с 1 курса магистратуры выращивать надо в ходе преподавательской работы, заманивать высокими смыслами, так что воленс ноленс - знач часть снс и старше еще и доценты по своместительству кто где, иначе кадровый голод перерастет в "смерть от естественных причин".

От KGI
К МУРЛО (31.03.2018 09:52:36)
Дата 31.03.2018 20:35:21

Это не совсем(точнее совсем не) верно(+)

>>>>а в наших электрониках дедов уже мало, и их никто не слушает.
>>>
>>>Отсюда и величайшие достижения в этой области...
>>
>>По сравнению с временами СССР изменения в электронике и методах ее разработки, конечно, гораздо больше чем в космонавтике (насколько я понимаю космонавтику).
>>Поэтому полузабытый опыт дедов применим меньше, что в общем не значит, что к нему не надо прислушиваться.
>
>Наша вышка вообще имеет слабые представления о реальной инженерной работе, т.к. в основном учат сразу бывшие студни. Была в сое время практика преподавания приглашенными заводскими инженерами, но теперь шо маемо, то маемо.

В мою бытность студнем в лихие 90-е, наш завкафедры был по совместительству крупным начальником в Морфизприборе(Океанприбор нынче). На самом деле трудно сказать, что у него было основным, а что совместительством. Почти вся кафедра - преподы, лаборанты и наиболее толковые студни писали мудреный софт по обработке траекторных измерений для Плесецка. На моей нынешней работе главный идеолог(ГК по направлению это называется официально) действующий профессор в Военмехе. То есть Вы просто не совсем правильно угадали направление движения. Не инженеров с завода надо на кафедры, а наоборот, доценты и профессура они как правило не только лишь доценты и профессура.

От И.Пыхалов
К KGI (31.03.2018 20:35:21)
Дата 01.04.2018 11:12:54

Вам повезло

>В мою бытность студнем в лихие 90-е, наш завкафедры был по совместительству крупным начальником в Морфизприборе(Океанприбор нынче). На самом деле трудно сказать, что у него было основным, а что совместительством. Почти вся кафедра - преподы, лаборанты и наиболее толковые студни писали мудреный софт по обработке траекторных измерений для Плесецка.

В 1980-е я был студентом ЛИАПа (и кстати, одну из практик проходил как раз на Морфизприборе/Океанприборе) и увы, наблюдал совершенно другую картину — все оборонные НИРы, выполнявшиеся преподами нашего вуза, представляли собой псевдонаучную туфту и освоение денег.

Тов. Чубайс является смелым, волевым и решительным комиссаром

От RTY
К KGI (31.03.2018 20:35:21)
Дата 31.03.2018 21:43:17

Вы путаете (возможно) счастливый случай и системную работу

>В мою бытность студнем в лихие 90-е, наш завкафедры был по совместительству крупным начальником в Морфизприборе(Океанприбор нынче).

>На моей нынешней работе главный идеолог(ГК по направлению это называется официально) действующий профессор в Военмехе ... Не инженеров с завода надо на кафедры, а наоборот, доценты и профессура они как правило не только лишь доценты и профессура.

Вы путаете (возможно) счастливый случай и системную работу. Преподы могут быть еще кем-то, а могут не быть, как получится. У нас один замзав был какой-то там знатный банкир :-))).
и даже если преподы работают где надо, совсем не факт, что они будут чего-то передавать отличное от утвержденной программы, причем всему потоку, а не отдельно выбранным любимчикам. В общем, как кому повезет.

От KGI
К RTY (31.03.2018 21:43:17)
Дата 31.03.2018 23:07:13

Re: Вы путаете...


>>На моей нынешней работе главный идеолог(ГК по направлению это называется официально) действующий профессор в Военмехе ... Не инженеров с завода надо на кафедры, а наоборот, доценты и профессура они как правило не только лишь доценты и профессура.
>
>Вы путаете (возможно) счастливый случай и системную работу. Преподы могут быть еще кем-то, а могут не быть, как получится. У нас один замзав был какой-то там знатный банкир :-))).
>и даже если преподы работают где надо, совсем не факт, что они будут чего-то передавать отличное от утвержденной программы, причем всему потоку, а не отдельно выбранным любимчикам.

Разумеется потоку будут читать по утвержденной программе , так всегда было, есть и будет. Отсебятину с заводов никто потоку читать не будет. Взаимодействие с промышленностью по-другому происходит. Вот тот же идеолог профессор привел к нам своего аспиранта(любимчика) , он диссер у нас написал и этот диссер работает теперь в изделии.

От RTY
К KGI (31.03.2018 23:07:13)
Дата 01.04.2018 20:04:41

Re: Вы путаете...

>Разумеется потоку будут читать по утвержденной программе , так всегда было, есть и будет.

Конечно! Собственно, я про недостатки основных принципов этой программы.

>Отсебятину с заводов никто потоку читать не будет.

Лучшие преподы разбавляют нудное чтение программы полезной отсебятиной.

>Взаимодействие с промышленностью по-другому происходит. Вот тот же идеолог профессор привел к нам своего аспиранта(любимчика) , он диссер у нас написал и этот диссер работает теперь в изделии.

Я про то и говорю - если бы профессор не привел своего любимчика, или если бы любимчику ничего было бы не надо, и т.д. - диссер в изделии не работал бы.

Собственно, я про что.
Каждый год вузы страны выпускают десятки тысяч людей с дипломом инженера. Который по идее означает, что человек готов идти работать инженером.
На практике подавляющее большинство этих людей не умеет и не видит ценности в следующих процессах:

1) Поставить себя в коллективе как грамотного специалиста, уважаемого окружающими. Сплошная психология молодых специалистов, которых звать никак;
2) Общаться с заказчиком (сторонним, или в виде начальника), уметь стребовать с них грамотное ТЗ (или необходимые данные для его самостоятельного составления); указать на требования, которые невозможно выполнить;
3) Воспринимать задачу как конечный процесс, начинающийся составлением ТЗ и заканчивающийся сдачей работы, соответствующей этому (или скорректированному) ТЗ. В основном все ориентируются на выполнение ИБД, т.е. деятельности без воспринимаемых серьезно ТЗ, плана и сроков.
4) Планировать выполнение работы, разбивать ее на этапы с конкретными сроками и задачами.
5) Вести документацию, необходимую для осуществления работы
6) Участвовать в организации работы, т.е. распределении обязанностей между участниками, организации взаимодействия и т.д..

Понятно, что нельзя всему этому научиться на хорошем уровне без опыта работы (местами - многолетнего). Но надо заложить какую-то базу и, главное, указать на значимость этих (и других) мероприятий. Тем не менее, в ходе моего образования (15 лет назад) большинства из этих навыков вообще не пытались дать. Насколько я вижу по сегодняшним выпускникам (причем, по лучшим) - изменений заметных не произошло.

От RTY
К МУРЛО (31.03.2018 09:52:36)
Дата 31.03.2018 10:59:49

Re: И да,...

>Наша вышка вообще имеет слабые представления о реальной инженерной работе, т.к. в основном учат сразу бывшие студни.

Насколько я понимаю, это должно было компенсироваться прохождением практик на предприятиях. Но тут есть 2 проблемы:
1) Даже когда предприятия были, никому там особенно эти практиканты не были нужны. Да и в принципе за небольшое время практики чему-то научиться сложно.
2) Где теперь эти предприятия...

>Была в сое время практика преподавания приглашенными заводскими инженерами, но теперь шо маемо, то маемо.

У нас периодически привлекают к преподаванию инженеров из НИИ при вузе. Но тут есть еще 2 проблемы:
1) Если эти инженеры всю жизнь учились-работали в этом вузе, они носят в себе только те идеи, которые в них заложили в этом вузе. Получается бесконечное варение в собственном соку.
2) Эти инженеры преподают всё ту же программу, представляющую из себя не слишком хорошо связанный набор дисциплин, которые надо выучить-сдать-забыть. Организованной передачи инженерного опыта и правильного мировоззрения не происходит.

От KGI
К RTY (31.03.2018 10:59:49)
Дата 31.03.2018 20:39:40

Re: И да,...

>>Наша вышка вообще имеет слабые представления о реальной инженерной работе, т.к. в основном учат сразу бывшие студни.
>
>Насколько я понимаю, это должно было компенсироваться прохождением практик на предприятиях. Но тут есть 2 проблемы:
>1) Даже когда предприятия были, никому там особенно эти практиканты не были нужны. Да и в принципе за небольшое время практики чему-то научиться сложно.
>2) Где теперь эти предприятия...

Там же где и раньше. Вся эта система с прохождением практик он а действует вполне официально. Отдел кадров регулярно поставляет практикантов.


От RTY
К KGI (31.03.2018 20:39:40)
Дата 31.03.2018 21:26:12

Re: И да,...

>Там же где и раньше.

Предприятий (или их отделов) закрылось много.

>Вся эта система с прохождением практик он а действует вполне официально.

Кто ж ее отменит-то? Если отменить, надо что-то предложить взамен, а для этого ум и смелость нужны.
Не знаю, как сейчас (спрашивал, но забыл), а в наше время все эти практики были сплошной головной болью, потому что даже если хочешь чего-то сделать, то непонятно, чего делать и кто может направить. Сдавали в отчетах чертежи паяльников и все такое в том же духе.

>Отдел кадров регулярно поставляет практикантов.

Положа руку на системник: и есть для практикантов какая-то польза от этих 2хнедельных (или сколько там сейчас) практик?

От Prepod
К RTY (31.03.2018 21:26:12)
Дата 02.04.2018 19:44:25

Re: И да,...


>
>Положа руку на системник: и есть для практикантов какая-то польза от этих 2хнедельных (или сколько там сейчас) практик?
От ознакомительной практики польза большая, вьюнош своими глазами посмострит "как это делалось в Одессе" (с). От производственной в текущем виде пользы, в общем, не много или вовсе нет. По хорошему надо почти готового специалиста на полгода-год брость в воду, требовать "как со взрослого" и смотреть, выплывет ли. Если выплывет - давать диплом. Но это утопия, увы. Даже "клиники" у социогуманиторов, где можно реальный прием страждущих граждан вести, это полумеры.
Только в воду, только хардкор.

От Alexeich
К Prepod (02.04.2018 19:44:25)
Дата 03.04.2018 11:03:57

Re: И да,...

>От ознакомительной практики польза большая, вьюнош своими глазами посмострит "как это делалось в Одессе" (с).

>От производственной в текущем виде пользы, в общем, не много или вовсе нет. По хорошему надо почти готового специалиста на полгода-год брость в воду, требовать "как со взрослого" и смотреть, выплывет ли. Если выплывет - давать диплом. Но это утопия, увы.

А что значит " в текущем виде", везде же по-разному. Кое-где и в стиле "плыви или тони". У нас практика этом место, где можно на стьюдентов глаз положить и подумать, не стоит ли их пригласить в аспирантуру.

От Prepod
К Alexeich (03.04.2018 11:03:57)
Дата 03.04.2018 13:33:13

Re: И да,...

>>От ознакомительной практики польза большая, вьюнош своими глазами посмострит "как это делалось в Одессе" (с).
>
>>От производственной в текущем виде пользы, в общем, не много или вовсе нет. По хорошему надо почти готового специалиста на полгода-год брость в воду, требовать "как со взрослого" и смотреть, выплывет ли. Если выплывет - давать диплом. Но это утопия, увы.
>
>А что значит " в текущем виде", везде же по-разному. Кое-где и в стиле "плыви или тони". У нас практика этом место, где можно на стьюдентов глаз положить и подумать, не стоит ли их пригласить в аспирантуру.
Работать в конкреной организации, не связанной с ВУЗом, по специальности, без скидок. Воспроизводство персонала науково-дослидных инстытутив это отдельнвя история.

От Alexeich
К Prepod (03.04.2018 13:33:13)
Дата 03.04.2018 14:18:36

Re: И да,...

>Работать в конкреной организации, не связанной с ВУЗом, по специальности, без скидок.

Крутенько забираете, где же вчерашнего студента сразу "становился к станку" более чем на позицию, подразумевающую ограничения и обучение на какой-то период. Если конечно эта работа требует квалификации и если ранее студент уже не сотрудничал с этим предприятием.
Представить себе среднестатистическую организацию, где на ответственный проект можно запустить условно обученного практиканта мне довольно сложно, разве что создавать специальную "песочницу", где можно резвиться без вреда для себя и других.

>Воспроизводство персонала науково-дослидных инстытутив это отдельнвя история.

да, согласен, тут сугубо "из рук в уста". масс продакшн не работает.

От RTY
К Alexeich (03.04.2018 14:18:36)
Дата 03.04.2018 18:52:58

Re: И да,...

>>Работать в конкреной организации, не связанной с ВУЗом, по специальности, без скидок.
>
>Крутенько забираете, где же вчерашнего студента сразу "становился к станку" более чем на позицию, подразумевающую ограничения и обучение на какой-то период. Если конечно эта работа требует квалификации и если ранее студент уже не сотрудничал с этим предприятием.

Основная ошибка системы практик заключается в том, что их польза для студента напрямую зависит от того, как с ними там будут обращаться в конкретной организации. А организация, понятно, больше всего заинтересована в том, чтобы практиканты никому не мешали и ничего не сломали.
Конечно же, так студенты ничему не научатся (кроме редких счастливых исключений).

На мой взгляд, единственная возможность этому противостоять - отказаться от системы практик в принципе. Можно, конечно, возить на экскурсии - но именно как на экскурсии, без иллюзий что там студни чему-то научатся.

Вместо практик, необходимо развивать практическое обучение на базе вузов. Т.е. выполнять силами студентов под руководством преподавателей практические проекты, все более усложняющиеся к диплому.
Например, в нашем вузе есть некоторое количество НИИ, которые чего-то там делают с разной степенью успешности. Лучших студентов туда берут, чему-то учат. Проблема в том, что не_лучшие студенты этого не получают. Да и не хватит никаких НИИ (преподов, заказов, денег), чтобы занять всех студентов. Надо делать именно учебные проекты, но настоящим образом.

От Prepod
К Alexeich (03.04.2018 14:18:36)
Дата 03.04.2018 16:55:07

Re: И да,...

>>Работать в конкреной организации, не связанной с ВУЗом, по специальности, без скидок.
>
>Крутенько забираете, где же вчерашнего студента сразу "становился к станку" более чем на позицию, подразумевающую ограничения и обучение на какой-то период. Если конечно эта работа требует квалификации и если ранее студент уже не сотрудничал с этим предприятием.
Понятно, что вчерашнему студенту ничего отвественного сразу не поручат, но работу дадут. Дают же работу тем, что приходит после получения диплома. "К станку" так или иначе встают все.
>Представить себе среднестатистическую организацию, где на ответственный проект можно запустить условно обученного практиканта мне довольно сложно, разве что создавать специальную "песочницу", где можно резвиться без вреда для себя и других.
А выпускника кто на отвественный проект запустит? То же самое, посмотрят на кадра, и будут плавно двигать от "подай - принеси - пошел вон", через "покорми собак и ничего не трогай" к нормальной работе. Зачем это работодателю? Да платить можно меньше, отбирать себе способных. Все равно придется молоднаяк прогонять через эти стадии. Набрать готовых спецов с рынка труда и не мучится это тоже путь, но такая кантора и в практике участвовать не будет.


От Alexeich
К Prepod (03.04.2018 16:55:07)
Дата 03.04.2018 17:50:46

Re: И да,...

>>Крутенько забираете, где же вчерашнего студента сразу "становился к станку" более чем на позицию, подразумевающую ограничения и обучение на какой-то период. Если конечно эта работа требует квалификации и если ранее студент уже не сотрудничал с этим предприятием.
>Понятно, что вчерашнему студенту ничего отвественного сразу не поручат

Ну Вы ж сами писали - "без скидок". А если "ничего ответственного" - то это и есть "песочница". Ну ладно, будем считать косекансом.
В научных кругах кстати "лавание топором" КМК более распространенная практика, чем у практиков-инженеров (наверное потому что сломать что-то кроме собственной шеи затруднительно). Мой научный руководитель на дипломе, например, уделил мне ровным счетом 2.5 часа за полгода. Выплывал я самостоятельно. Но есть и те что за ручку водят до докторской :)

От Elliot
К Alexeich (03.04.2018 14:18:36)
Дата 03.04.2018 14:25:29

Re: И да,...

>Крутенько забираете, где же вчерашнего студента сразу "становился к станку" более чем на позицию, подразумевающую ограничения и обучение на какой-то период. Если конечно эта работа требует квалификации и если ранее студент уже не сотрудничал с этим предприятием.
>Представить себе среднестатистическую организацию, где на ответственный проект можно запустить условно обученного практиканта мне довольно сложно, разве что создавать специальную "песочницу", где можно резвиться без вреда для себя и других.

А вот для этого и надо, чтобы большая (а лучше -- большая) часть шла в институты не после школы, а после двух-трёхгодичной практики на производстве по окончанию ПТУ/техникума. Впрочем, насколько я помню, мы с Вами на эту тему уже дискутировали.

От Alexeich
К Elliot (03.04.2018 14:25:29)
Дата 03.04.2018 14:37:01

Re: И да,...

>А вот для этого и надо, чтобы большая (а лучше -- большая) часть шла в институты не после школы, а после двух-трёхгодичной практики на производстве по окончанию ПТУ/техникума. Впрочем, насколько я помню, мы с Вами на эту тему уже дискутировали.

Возможно. Вообще главная проблема таких дискуссий, это склонность дискутирующих к поиску неких универсальных рецептов (чем я и сам порой грешу) вроде "пропускать всех через практику на производстве" (при том что большинствуо ВУЗов готовит студентов отнюдь не "для производства", у нас в обрабатывающей промышленност работет 14.4% экономически активного населения согласно ГКС). А нету их, универальных рецептов, сложной и разнообразной действительности должна отвечать сложная и разнообразная система образования.

От Elliot
К Alexeich (03.04.2018 14:37:01)
Дата 03.04.2018 15:03:22

Re: И да,...

>>А вот для этого и надо, чтобы большая (а лучше -- большая) часть шла в институты не после школы, а после двух-трёхгодичной практики на производстве по окончанию ПТУ/техникума. Впрочем, насколько я помню, мы с Вами на эту тему уже дискутировали.
>
>Возможно. Вообще главная проблема таких дискуссий, это склонность дискутирующих к поиску неких универсальных рецептов (чем я и сам порой грешу) вроде "пропускать всех через практику на производстве" (при том что большинствуо ВУЗов готовит студентов отнюдь не "для производства", у нас в обрабатывающей промышленност работет 14.4% экономически активного населения согласно ГКС). А нету их, универальных рецептов, сложной и разнообразной действительности должна отвечать сложная и разнообразная система образования.

Соглашусь. Другое дело, что это большинство ВУЗов вообще не нужно -- на мой взгляд, разумеется -- поскольку их выпускники успешно заменяются получившими средне-специальное образование без бесполезной траты 2-3 лет своей жизни.

От Alexeich
К Elliot (03.04.2018 15:03:22)
Дата 03.04.2018 16:07:43

Re: И да,...

>Соглашусь. Другое дело, что это большинство ВУЗов вообще не нужно -- на мой взгляд, разумеется -- поскольку их выпускники успешно заменяются получившими средне-специальное образование без бесполезной траты 2-3 лет своей жизни.

Ну то есть пресловутая болонская система, бакалавриат 4 года (или даже 3, если выкинуть условный "марксизм-ленинизм") + магистратура для тяготеющих к науке. Но в общем система образования должна быть избыточной, в силу упомянутой мною выше сложности и вариативности современного "народного хозяйства", образование должно захватывать "с избытком", готовя людей готовых к быстрому переучиванию и доучиванию, а не создавая узкозаточенный инструмент. Сила классического "избыточного" образования именно в том и состояит, мощный естественнонаучный базис на который потом надстраивай хоть биологию хоть астрофизику. Но это недешево и требует высокой мотивации учащихся, не говоря за постоянную критику о "непрактичности" такого подхода. Вопрос с мотивацией решается тащемта просто, либо введением платы либо безжалостной резней (для чего надо пректатит практику "оплаты по головам"за бюджетные места, ибо декан в ногах будет валяться у препов лишь бы не устраивали массового выноса с сессий планктона) на излете проклятого большевицкого строя, когда финансирование шло не по "поголовному" принципу, на Ф-Ф к "лебединой песне" добирались ино 25% поступивших, выживших во всех сессиях и не сбежавших малодушно в какой-нить пед (в нашей группе 7 чел из 26).

От Elliot
К Alexeich (03.04.2018 16:07:43)
Дата 03.04.2018 19:12:31

Re: И да,...

>>Соглашусь. Другое дело, что это большинство ВУЗов вообще не нужно -- на мой взгляд, разумеется -- поскольку их выпускники успешно заменяются получившими средне-специальное образование без бесполезной траты 2-3 лет своей жизни.
>
>Ну то есть пресловутая болонская система, бакалавриат 4 года (или даже 3, если выкинуть условный "марксизм-ленинизм") + магистратура для тяготеющих к науке.

Нежнее, ещё нежнее нет, 3 года ПТУ/техникума после 9-го класса, а не 4 года бакалавром после 11-го. И на фронт к станку/компьютеру/чего там ещё будет актуальным. Дальше кому понадобилось через 5-7-10-... лет, те добирают себе ВО. Остальные ограничиваются профильными курсами повышения/смены квалификации.

>Но в общем система образования должна быть избыточной, в силу упомянутой мною выше сложности и вариативности современного "народного хозяйства",

"Сложность и вариативность" для конкретно взятого индивидуума ничуть не повысилась по сравнению с двадцатым (или ещё каким) веком, она просто стала другой. Раньше повышению конкурентоспособности способствовало умение с помощью топора и какой-то матери соорудить что угодно из подручного дерева, в двадцатом веке -- точить детали, сейчас -- "уверенно владеть ПК". И во все времена -- способность приспособиться к тому, как ведутся дела на конкретном месте работы.
Сложность и вариативность народного хозяйства, напротив, приводит к возросшему количеству специализаций и превращению идеи "единого" образования в нежизнеспособную химеру.

>образование должно захватывать "с избытком", готовя людей готовых к быстрому переучиванию и доучиванию, а не создавая узкозаточенный инструмент.

Для этого гораздо больше подходит (сравнительно) скромная база и перманентное повышение/поддержание квалификации через краткосрочные курсы, а не протирание штанов 6 лет в институте и "забудьте всю ту ерунду, которой вас учили" по приходу на производство.

>Сила классического "избыточного" образования именно в том и состояит, мощный естественнонаучный базис на который потом надстраивай хоть биологию хоть астрофизику.

Ну-ну. То-то ещё в 60-е "физики" с "лириками" друг друга так хорошо понимали...
Вообще, про мощный естественно-научный базис -- спасибо, поржал. В современном ВО из всего этого базиса хоть как-то массово даётся только физика, да и то не вся и не везде. Расскажите мне, сколько у Вас на ФФ было химии, биологии, астрономии, географии, геологии? В самом что ни на есть советском классическом образовании?
Естественно-научный базис закладывается в школе. А дальше выбирай, к чему у тебя душа лежит -- и надстраивай свою биологию с астрофизикой в рамках ВО по выбранной специальности, если науку двигать хочется. Или профессию осваивай и вперёд арбайтен по-стахановски.

От Alexeich
К Elliot (03.04.2018 19:12:31)
Дата 04.04.2018 11:53:01

Re: И да,...

>Нежнее, ещё нежнее нет, 3 года ПТУ/техникума после 9-го класса, а не 4 года бакалавром после 11-го. И на фронт к станку/компьютеру/чего там ещё будет актуальным. Дальше кому понадобилось через 5-7-10-... лет, те добирают себе ВО. Остальные ограничиваются профильными курсами повышения/смены квалификации.

Я вижу тут 2 проблему скорее социального характера. Во-первых, где взять столько "станков" на всех. Незанятых среди молодежи при нынешнем даже положении с избыточным ВО - 18%. Во-вторых, способности к обучению очень быстро падают с возрастом. Таким образом у нас стоит либо задача очень ранней и желательно безошибочной селекции на агнцев (учиться дальше) и козлищ (к станку), либо смириться со снижением эффективности образования в среднем по больнице. Ну в любом случае "тут всю систему менять надо".
Что до собственно качества образования. то мой лоичный опыт, связанный с работой с молодыми специалистами говорит, что нормального специалиста из выпускника бакалавриата непрофильного (технического) ВУЗа (которых приходится брать на магистерские программы и впоследствии на работу) слепить очень сложно, отсутствует масса базовых "бесполезных" знаний, которые усиленно фаршируются в голову на младших курсов естественнонаучных ВУЗов/бакалавриате, а также отсутствует или снижена мотивация к научному поиску.
Конечно научная работа довольно специфична, но и наши инженегры-электроники жалуются на новоиспеченных бакалавров, на недостаток базисных знаний, что приводит к неожиданным и неприятным фейлам просто потому что руководителюв глову не приходит, что подчиненный может не знать что такое дискретное преобразование Фурье или интеграл Стильтьеса, к примеру :)
Я понимаю, что моя позиция субъективна, как у тренера, отбирающего для спорта высоких достижений, я не оцениваю финансовую эффективность и подъемность для общества подхода с минимальным базовым образованием, я просто вижу недостатки оного для себя любимого.

>Сложность и вариативность народного хозяйства, напротив, приводит к возросшему количеству специализаций и превращению идеи "единого" образования в нежизнеспособную химеру.

Но, вообще говоря. не превращает в химеру идею базового образования. Выпускники моего любимого Ф-Ф МГУ неплохо устраиваются в весьма разных областях, демонстрируя завидную "вариативность" в силу наличия того фундамента, который вдалбливается в голову 6 лет с неослабной силой.

>Для этого гораздо больше подходит (сравнительно) скромная база и перманентное повышение/поддержание квалификации через краткосрочные курсы, а не протирание штанов 6 лет в институте и "забудьте всю ту ерунду, которой вас учили" по приходу на производство.

Ну если "забудьте ту ерунду", значит или плохо учили (а кто сказал что на курсах будут учить лучше?) или студент overqualified для данной позиции.

>>Сила классического "избыточного" образования именно в том и состояит, мощный естественнонаучный базис на который потом надстраивай хоть биологию хоть астрофизику.
>
>Ну-ну. То-то ещё в 60-е "физики" с "лириками" друг друга так хорошо понимали...
>Вообще, про мощный естественно-научный базис -- спасибо, поржал. В современном ВО из всего этого базиса хоть как-то массово даётся только физика, да и то не вся и не везде. Расскажите мне, сколько у Вас на ФФ было химии, биологии, астрономии, географии, геологии? В самом что ни на есть советском классическом образовании?

Очевидно я говорил о базисе в специализации. Никто не говорит, что выпускник университета-физик должен знать астрономию, разбираться в генетике и писать пьесы для саксофона. Речь очевидно о том. что он должен быть пригоден для дальнейшей специализации в достаточно широком поле околофизических направлений. Что в идеале дает бакалавриат, но в нашихз реалиях скорее бакалавриат + магистратура, ибло специализация, получаемая в магистратуре или специалитете на кафедрах, все же недостаточно "узкозаточена".

>Естественно-научный базис закладывается в школе. А дальше выбирай, к чему у тебя душа лежит -- и надстраивай свою биологию с астрофизикой в рамках ВО по выбранной специальности, если науку двигать хочется. Или профессию осваивай и вперёд арбайтен по-стахановски.

Ну ясно-ясно. На самом деле вопрос несколько глубже чем экономическая эффективность образования как поставщика материала для машины народного хозяйства. Поэтому КМК он и неразрешим в рамках узкой парадигмы экономической целесообразности. Вопрочс в целеполагании, нужен ли вообще образованный человек обществу, с набором базовых знаний и навыков, превосходящих текущеи потребности его как экономического субъекта/объекта, или все же knowledge itself is power и широкая образованность самоценна и обладает для общества значимостью и важностью выходящей за рамки чисто рыночных отношений.
А посокльку это даже не политота а галимая философия, то это уж и вовсе не формат форума. на чем предлагаю подвязать.

От Elliot
К Alexeich (04.04.2018 11:53:01)
Дата 04.04.2018 15:11:45

Re: И да,...

>>Нежнее, ещё нежнее нет, 3 года ПТУ/техникума после 9-го класса, а не 4 года бакалавром после 11-го. И на фронт к станку/компьютеру/чего там ещё будет актуальным. Дальше кому понадобилось через 5-7-10-... лет, те добирают себе ВО. Остальные ограничиваются профильными курсами повышения/смены квалификации.
>
>Я вижу тут 2 проблему скорее социального характера. Во-первых, где взять столько "станков" на всех. Незанятых среди молодежи при нынешнем даже положении с избыточным ВО - 18%.

Собственно, из моей точки зрения напрямую вытекает, что от уменьшения количества ВО эта цифра никак не поменяется. А то и уменьшится.

>Во-вторых, способности к обучению очень быстро падают с возрастом. Таким образом у нас стоит либо задача очень ранней и желательно безошибочной селекции на агнцев (учиться дальше) и козлищ (к станку), либо смириться со снижением эффективности образования в среднем по больнице. Ну в любом случае "тут всю систему менять надо".

Эффективность образования (как отношение результата к затраченному времени) только возрастёт. Уровень слегка просядет. Но не сильно, то самое классическое избыточное образование и сейчас дают в считанных ВУЗах. А ествественно-научный базис в заметном объёме -- на паре факультетов в этих ВУЗах. Ни мехмата, ни физфака среди них нет, замечу.

>Что до собственно качества образования. то мой лоичный опыт, связанный с работой с молодыми специалистами говорит, что нормального специалиста из выпускника бакалавриата непрофильного (технического) ВУЗа (которых приходится брать на магистерские программы и впоследствии на работу) слепить очень сложно, отсутствует масса базовых "бесполезных" знаний, которые усиленно фаршируются в голову на младших курсов естественнонаучных ВУЗов/бакалавриате, а также отсутствует или снижена мотивация к научному поиску.

Охотно верю. Но... простите, Алексеич, мы точно одинаково понимаем термин "естественно-научный"? Что это ещё за зверь такой -- "естественнонаучный ВУЗ"?

>Конечно научная работа довольно специфична, но и наши инженегры-электроники жалуются на новоиспеченных бакалавров, на недостаток базисных знаний, что приводит к неожиданным и неприятным фейлам просто потому что руководителюв глову не приходит, что подчиненный может не знать что такое дискретное преобразование Фурье или интеграл Стильтьеса, к примеру :)
>Я понимаю, что моя позиция субъективна, как у тренера, отбирающего для спорта высоких достижений, я не оцениваю финансовую эффективность и подъемность для общества подхода с минимальным базовым образованием, я просто вижу недостатки оного для себя любимого.

Именно. Вторая проблема, по сути, сводится к тому, чтобы не выплеснуть с водой и ребёнка -- обеспечить селекцию перспективных с точки зрения науки детей и направление их в ВУЗы. Проблема непростая, но решаемая: инвестиции в школы, олимпиады, сеть ФМШ -- это то, что уже испытано и приходит в голову сходу. Уверен, если заняться этой проблематикой, найдутся и другие пути.

>>Сложность и вариативность народного хозяйства, напротив, приводит к возросшему количеству специализаций и превращению идеи "единого" образования в нежизнеспособную химеру.
>Но, вообще говоря. не превращает в химеру идею базового образования.

Разумеется. Но оно даётся не в ВУЗе.

>Выпускники моего любимого Ф-Ф МГУ неплохо устраиваются в весьма разных областях, демонстрируя завидную "вариативность" в силу наличия того фундамента, который вдалбливается в голову 6 лет с неослабной силой.

Вы уверены, что в силу именно фундамента, а не того, что они -- прошедшие сито сначала отбора в один лучших ВУЗов страны, а потом и отсев во время обучения -- просто-напросто гораздо более умны и целеустремлённы, чем население "в целом по больнице"?

>>Для этого гораздо больше подходит (сравнительно) скромная база и перманентное повышение/поддержание квалификации через краткосрочные курсы, а не протирание штанов 6 лет в институте и "забудьте всю ту ерунду, которой вас учили" по приходу на производство.
>Ну если "забудьте ту ерунду", значит или плохо учили (а кто сказал что на курсах будут учить лучше?) или студент overqualified для данной позиции.

Оверквалифаед студент -- это, во-первых, крайне редкий зверь и, во-вторых, всегда уже успевший поработать до окончания обучения. Если, конечно, его берут работать по специальности, а не катать квадратное и таскать круглое.
Учат плохо, да. Почему? Потому, что образование оторвано от реалий производства (в широком смысле); потому, что гонятся за недостижимой химерой подготовки универсального солдата и просто модой (кто, в здравом уме и трезвой памяти, допустит вчерашнего студента к стратегическому менеджменту, к примеру? А это одна из самых популярных тем у дипломников экономических вузов); потому что высшая школа ан масс -- это вещь в себе, наполняемая кадрами по цепочке "студент-аспирант-преподаватель". И об этом Вам расскажет каждый первый, кто работает на производстве и имеет дело с выпускниками.
А на курсах будут учить лучше хотя бы потому, что конкретное предприятие может выбрать для себя тот набор курсов, который устраивает именно его и направлять своих сотрудников только туда. С ВУЗом это несколько затруднительно.

>>>Сила классического "избыточного" образования именно в том и состояит, мощный естественнонаучный базис на который потом надстраивай хоть биологию хоть астрофизику.
>>Вообще, про мощный естественно-научный базис -- спасибо, поржал. В современном ВО из всего этого базиса хоть как-то массово даётся только физика, да и то не вся и не везде. Расскажите мне, сколько у Вас на ФФ было химии, биологии, астрономии, географии, геологии? В самом что ни на есть советском классическом образовании?
>Очевидно я говорил о базисе в специализации. Никто не говорит, что выпускник университета-физик должен знать астрономию, разбираться в генетике и писать пьесы для саксофона. Речь очевидно о том. что он должен быть пригоден для дальнейшей специализации в достаточно широком поле околофизических направлений.

А, т.е., "мощный естественнонаучный базис" съёжился до различных разделов физики? :-)
А мехматовцу, надо полагать, надо закладывать в голову различные разделы математики? Взгляд понятный, привычный и вполне (для дальнейшей научной работы) обоснованный. Но помилуй бог, при чём здесь сила классического "избыточного" образования вообще и мощный естественнонаучный базис в частности?

>>Естественно-научный базис закладывается в школе. А дальше выбирай, к чему у тебя душа лежит -- и надстраивай свою биологию с астрофизикой в рамках ВО по выбранной специальности, если науку двигать хочется. Или профессию осваивай и вперёд арбайтен по-стахановски.
>
>Ну ясно-ясно. На самом деле вопрос несколько глубже чем экономическая эффективность образования как поставщика материала для машины народного хозяйства. Поэтому КМК он и неразрешим в рамках узкой парадигмы экономической целесообразности. Вопрочс в целеполагании, нужен ли вообще образованный человек обществу, с набором базовых знаний и навыков, превосходящих текущеи потребности его как экономического субъекта/объекта, или все же knowledge itself is power и широкая образованность самоценна и обладает для общества значимостью и важностью выходящей за рамки чисто рыночных отношений.

Вы передёргиваете (ну или, возможно, у меня просто не получается достаточно ясно донести свою мысль). Ответ на вопрос "нужен ли вообще образованный человек обществу" получен ещё на рубеже 19-20 веков. Вопрос звучит как "где та точка, за пределами которой усилия по образованию населения перестаёт (для этого самого общества) окупаться". А моя позиция заключается в том, что под впечатлением от этого ответа маятник качнулся слишком далеко и получаемый результат не стоит затрачиваемых усилий.

>А посокльку это даже не политота а галимая философия, то это уж и вовсе не формат форума. на чем предлагаю подвязать.

Как скажете.

От Alexeich
К Elliot (04.04.2018 15:11:45)
Дата 04.04.2018 16:44:35

Re: И да,...

>Собственно, из моей точки зрения напрямую вытекает, что от уменьшения количества ВО эта цифра никак не поменяется. А то и уменьшится.

"Но как, Холмс?" Например завтра мы изгоняем из гнездилищ наук и разврата и отправляем на улицы половину обучающихся (30% из 60% от общего числа молодых) и вместо 18% незанятых одномоментно получаем 48%. Если конечно Вы не считаете незанятыми обучающихся на дневной форме обучения.

>Эффективность образования (как отношение результата к затраченному времени) только возрастёт. Уровень слегка просядет. Но не сильно, то самое классическое избыточное образование и сейчас дают в считанных ВУЗах.

Тут есть толстость. Эффективность понятие сложное. Для начала эффективность для конкретного работодателя и эффективность для общества в целом - различные понятия. Простой пример. Для работодателя "дешевый" узкозаточенный специалист более выгоден, но такой специалист больше рискует повиснуть на шее у общества (или погрязнуть в сетях криминала и депрессии :) ) в случае колебаний на рынке труда. Другой хоть может и несколько надуманный вариант. Узкозаточенный специалист, продвинувшись по служебной лестнице благодаря активности, в силу узости своего кругозора больше рискует попасть в "область некомпетентности" и наворотить дел. Но если исходит ьиз того что из 6 лет 3 "просто штаны протирают". а не неуклонно и алчно расширяют познания, конечно, ничего не потеряется :)

ествественно-научный базис в заметном объёме -- на паре факультетов в этих ВУЗах. Ни мехмата, ни физфака среди них нет, замечу.

? Мехмата может и нет, чистая как самогон математика это "формальная наука" (хотя механика часто рассматриватеся как естественная иматематизированный раздел физики, ну собственно матфизика выросла из механики). Но физика уж никак не "противоестественна" :)

>Охотно верю. Но... простите, Алексеич, мы точно одинаково понимаем термин "естественно-научный"? Что это ещё за зверь такой -- "естественнонаучный ВУЗ"?

"Естественнонаучный" - относящийся к естественным наукам, сиречь в классическом понимании физика, астрономия, биология, химия, геология и география, и все их гибриды, типа физхимии или геофизики. "Естественнонаучный ВУЗ" термин наверное неудачный, правильнее говорить о "естественнонаучных фаукультетах" ВУЗов.

>Именно. Вторая проблема, по сути, сводится к тому, чтобы не выплеснуть с водой и ребёнка -- обеспечить селекцию перспективных с точки зрения науки детей и направление их в ВУЗы. Проблема непростая, но решаемая: инвестиции в школы, олимпиады, сеть ФМШ -- это то, что уже испытано и приходит в голову сходу. Уверен, если заняться этой проблематикой, найдутся и другие пути.

Этой проблематикой начали заниматься в СССР еще в 60-е, создав то, что называют "золотым стандартом" подготовки элитарных кадров советской научной (прежде всего физмат) школ.

>>Но, вообще говоря. не превращает в химеру идею базового образования.
>
>Разумеется. Но оно даётся не в ВУЗе.

У нас видимо расхождение в понятии "базового образования". Я имел в виду "базовое образование по профилюе", ну например то что дается в первых 7-8 семестрах физфака. Древнегреческий необязателен :)

>>Выпускники моего любимого Ф-Ф МГУ неплохо устраиваются в весьма разных областях, демонстрируя завидную "вариативность" в силу наличия того фундамента, который вдалбливается в голову 6 лет с неослабной силой.
>
>Вы уверены, что в силу именно фундамента, а не того, что они -- прошедшие сито сначала отбора в один лучших ВУЗов страны, а потом и отсев во время обучения -- просто-напросто гораздо более умны и целеустремлённы, чем население "в целом по больнице"?

Так ведь проходя через это сито они "фундамент" и получили. Это не просто веревочки, через которые перескочат наиболее мотивированные, это выработка определенныз навыков (что для нашего обезьянего мозга, более приспособленногодля погони за зайцами, убегания от леопардов и поиска бананов) очень и очень непрост и требует времени и усилий. Вобщем одно от другого неотделимо, овладеть фундаментом могут умные и целеустремленные. Сейчас впрочем на Ф-Ф отсев куда как меньше, в чем многие динозавры вроде вашего покорного слуги видят разврат и паденье нравов. Невозможно (это я но наболевшем) дуру китайскую с экзамена вынести, во-первых за нее ВУЗ живую копейку имеет и завкафыдры в ножки падал заранее во избежанье эксцессов незакрытия сессии (иных мер воздействия у него нет, я внешний преподаватель и профиту чуть), во-вторых, "ей всей деревней на обучение собирали, это ее морально убьет". "Смиривши зуд черкАешь "уд.""

>Оверквалифаед студент -- это, во-первых, крайне редкий зверь и, во-вторых, всегда уже успевший поработать до окончания обучения. Если, конечно, его берут работать по специальности, а не катать квадратное и таскать круглое.

Дык рынок труда нерезиновый.

>Учат плохо, да. Почему? Потому, что образование оторвано от реалий производства (в широком смысле); потому, что гонятся за недостижимой химерой подготовки универсального солдата и просто модой (кто, в здравом уме и трезвой памяти, допустит вчерашнего студента к стратегическому менеджменту, к примеру? А это одна из самых популярных тем у дипломников экономических вузов); потому что высшая школа ан масс -- это вещь в себе, наполняемая кадрами по цепочке "студент-аспирант-преподаватель". И об этом Вам расскажет каждый первый, кто работает на производстве и имеет дело с выпускниками.

Ну согласен. "Учат плохо", в смысле "учим плохо" :) Но боюсь тут некая константа, система образования не поспевает за жизнью. Этот зазор можно уменьшить, но нельзя убрать.

>А на курсах будут учить лучше хотя бы потому, что конкретное предприятие может выбрать для себя тот набор курсов, который устраивает именно его и направлять своих сотрудников только туда. С ВУЗом это несколько затруднительно.

Ну тут уж от ВУЗа зависит. От говтоности идти навстречу и проявлять гибкость. Впрочем с "покращениями" последних лет в виде неустанного законотворчества в части изобретения стандарвтов и прочих вериг и кандалов от Минобра, а также курощения частных ВУЗов да, непросто.

>А, т.е., "мощный естественнонаучный базис" съёжился до различных разделов физики? :-)

Воистину.

>А мехматовцу, надо полагать, надо закладывать в голову различные разделы математики? Взгляд понятный, привычный и вполне (для дальнейшей научной работы) обоснованный. Но помилуй бог, при чём здесь сила классического "избыточного" образования вообще и мощный естественнонаучный базис в частности?

Ну значит у нас разночтения не в смыслах, а в терминоллогии.

>Вопрос звучит как "где та точка, за пределами которой усилия по образованию населения перестаёт (для этого самого общества) окупаться".

Да это хорошая формулировка, но лукавая, т.к. мера, коей меряется "окупаемость" и само поняие о том, в какой "валюте" это окупается веьма различна для разных "оценщиков". для разных страт общества и политических сил. Обычно мы можем достаточно четко осознать только экстремальные значения, да и то те, которые со знаком минус. Еще раз повторюсь - дело в целеполагании. Можно ведь в условных гамбургерах мерять выхлоп от образования, а можно и в каком-нить индексе счастья, можно в боеспособноси армии. а можно и в числе мирных лет, ропжитых страной. Ну в общем филотота :)

>А моя позиция заключается в том, что под впечатлением от этого ответа маятник качнулся слишком далеко и получаемый результат не стоит затрачиваемых усилий.

Я бы сказал, система находится в постоянном колебании вокруг некой точки оптимума, реализации "максимальной пользы", котоаря сама тоже весьма непостоянна в своем положении.

>Как скажете.

Ну, косеканс.

От И. Кошкин
К RTY (31.03.2018 10:59:49)
Дата 31.03.2018 17:09:30

В науке, в общем, та же фигня. (-)


От Инженер-109
К RTY (29.03.2018 14:49:56)
Дата 29.03.2018 17:54:34

В электронике "деды" ИМХО слабее "молодежи" - но не в аэродинамике (-)


От RTY
К Инженер-109 (29.03.2018 17:54:34)
Дата 29.03.2018 19:27:03

Сильнее, слабее - возраст одинаковый (-)