От PAV605
К PAV605
Дата 05.03.2018 08:16:49
Рубрики Политек; Космос;

Re: [2john1973] Кстати, а...

>А оболочки каналов? КМК по высоте менее 50 мм не впишитесь на диаметре 0.7 м

Опять же есть возможность разместить магистрали внутри вала. Так даже проще - можно разместить центробежный насос для лития на одном валу с турбиной и компрессором.

От john1973
К PAV605 (05.03.2018 08:16:49)
Дата 06.03.2018 02:57:16

Re: [2john1973] Кстати,

>>А оболочки каналов? КМК по высоте менее 50 мм не впишитесь на диаметре 0.7 м
>Опять же есть возможность разместить магистрали внутри вала. Так даже проще - можно разместить центробежный насос для лития на одном валу с турбиной и компрессором.
Первый же вопрос, а под каким давлением у вас будет теплоноситель (чтобы расплав прокачивался с высокой скоростью) и как будете делать уплотнения, второй - как вы собираетесь перекачивать литиевый расплав - жидкость весьма подобную керосину крыльчаткой насоса диаметром в десятки миллиметров? Нынешние ЭЦН побольше в диаметре (хотя конечно от модели), и прокачивают лишь тысячи литров в час, хотя обороты насоса и валов ТРД сравнимые

От PAV605
К john1973 (06.03.2018 02:57:16)
Дата 06.03.2018 11:50:12

Re: [2john1973] Кстати,

>Первый же вопрос, а под каким давлением у вас будет теплоноситель (чтобы расплав прокачивался с высокой скоростью)

Зачем там высокие давления?

> и как будете делать уплотнения

Это все детали. Их там еще вагон и тележка. Речь то о принципиальной возможности.

Многое, кстати, нивелирует малоресурсность и одноразовость. Например, допустим "сальник" не удастся сделать абсолютно герметичным. И будет утекать 1 литр лития в час. Решается это дополнительным запасом 12 кг лития на сутки полёта. Понятно нужно обеспечить грамотный отвод этого лития за борт, чтобы не сгорело ничего. Но 12 кг в общем весе ракеты - мелочь.

От john1973
К john1973 (06.03.2018 02:57:16)
Дата 06.03.2018 03:04:30

Re: [2john1973] Кстати,

>>>А оболочки каналов? КМК по высоте менее 50 мм не впишитесь на диаметре 0.7 м
>>Опять же есть возможность разместить магистрали внутри вала. Так даже проще - можно разместить центробежный насос для лития на одном валу с турбиной и компрессором.
>Первый же вопрос, а под каким давлением у вас будет теплоноситель (чтобы расплав прокачивался с высокой скоростью) и как будете делать уплотнения, второй - как вы собираетесь перекачивать литиевый расплав - жидкость весьма подобную керосину крыльчаткой насоса диаметром в десятки миллиметров? Нынешние ЭЦН побольше в диаметре (хотя конечно от модели), и прокачивают лишь тысячи литров в час, хотя обороты насоса и валов ТРД сравнимые
Заодно и вопрос про охлаждение лопаток турбины встает в полный рост. Так-то они охлаждаются керосином, но в турбине у вас будет горячий литиевый расплав, еще более подогревающий лопатки. Причем охлаждать обратным током расплава тоже не выйдет, его температура тоже выше температуры газа в турбине. Судя по всему придется организовывать дополнительный газовый контур охлаждения колес и лопаток турбины (воздухом хотя бы), а прокачивать действительно в полом валу турбины, отбирая от компрессора

От PAV605
К john1973 (06.03.2018 03:04:30)
Дата 06.03.2018 12:02:50

Re: [2john1973] Кстати,

>Заодно и вопрос про охлаждение лопаток турбины встает в полный рост. Так-то они охлаждаются керосином, но в турбине у вас будет горячий литиевый расплав, еще более подогревающий лопатки.

Литиевый расплав в итоге отдает тепло воздуху и становится "холодным". Так же как вода в радиаторе двигателя авто: вроде горячая, рука не терпит, а двигатель охлаждает.

Тут опять много решений. И литий может циркулировать, и специальная ОЖ. В последнем случае можно для её охлаждения поставить радиатор печки от Лады Калины. Шутка. Куча способов. Вплоть до отсутствия всякого охлаждения вообще. Разве нет материалов выдерживающих 1000С без критической потери прочности?

От Forger
К PAV605 (05.03.2018 08:16:49)
Дата 05.03.2018 09:53:47

Буду навязчив с вопросом

Почему нельзя взять изотопный источник питания и связать его с электродвигателем, который крутит пропеллер Назвать это ядерной энергоустановкой. Картинки Х-101 с винтовентилятором в инете присутствуют.

От Ibuki
К Forger (05.03.2018 09:53:47)
Дата 05.03.2018 13:09:37

Re: Буду навязчив...

>Почему нельзя взять изотопный источник питания и связать его с электродвигателем, который крутит пропеллер Назвать это ядерной энергоустановкой. Картинки Х-101 с винтовентилятором в инете присутствуют.
Потому что у изотопных источников электроэнергии смешные мощности на 2-3 порядка ниже потребных.

От PAV605
К Forger (05.03.2018 09:53:47)
Дата 05.03.2018 10:11:20

Re: Буду навязчив...

>Почему нельзя взять изотопный источник питания и связать его с электродвигателем, который крутит пропеллер Назвать это ядерной энергоустановкой. Картинки Х-101 с винтовентилятором в инете присутствуют.

Потому как реактор можно заглушить,а радиоизотопнгый источник нет. Тепло от него нужно отводить постоянно. Отводить несколько мегаватт минимум. Это даже не рассматривая саму возможность существования такого источника.

От Андю
К PAV605 (05.03.2018 10:11:20)
Дата 05.03.2018 11:19:30

Ре: Буду навязчив...

Здравствуйте,

>Потому как реактор можно заглушить,

Реактор, который "заглушить", тоже надо охлаждать. Когда про "заглушить" знают, а про "охлаждать" забывают, наступает Фукусима.

>а радиоизотопнгый источник нет. Тепло от него нужно отводить постоянно. Отводить несколько мегаватт минимум. Это даже не рассматривая саму возможность существования такого источника.

Дурацкое дело нехитрое: выводите кучу р/а говна в космос, кидаете термопару на кучу и космос, и "поехали".

Всего хорошего, Андрей.

От PAV605
К Андю (05.03.2018 11:19:30)
Дата 05.03.2018 14:06:40

Ре: Буду навязчив...

>Реактор, который "заглушить", тоже надо охлаждать. Когда про "заглушить" знают, а про "охлаждать" забывают, наступает Фукусима.

Не так выразился. Реактор может быть в выключенном состоянии в момент "на дежурстве". Тепловыделение в этом состоянии конечно не тех масштабов, как в РИТЭГ, который "включен" всегда. Отключить же тепловыделение у запущенного реактора, понятное дело, сразу нельзя. Но это и не нужно после попадания ракеты в цель.