От INeo1940
К Макаров Алексей
Дата 28.12.2017 17:19:26
Рубрики Танки; 1917-1939;

Re: Отечественная броня...

>В производстве Т-26 не разбирался, но броня из стали марки ИЗ изготавливалась только гомогенной. На Ижорском заводе цементировали броню из стали марки ИЗ-3, возможно из нее тоже изготавливали броневые детали для Т-26.
>
https://t34inform.ru/doc/sp_Armor_NKSP-1940.html выписка из марочника броневых сталей на 1940 год, возможно пригодится.
Конечно, пригодится! Спасибо, Алексей! Я за Вашим сайтом по Т-34 внимательно слежу.
Тогда вопрос по БТ-7. В 1-м томе "Отечественных боевых бронированных машин" сказано, что после обстрела Т-28 на АНИОПе в 1936 году было принято решение увеличить толщину брони производимых и перспективных на тот момент танков. Вероятно, во исполнение этого решения для Т-26 и перешли с гомогенной марки ИЗ на другую (цементируемую) марку. Известно, что и Т-28 пытались перевести на цементованную броню, но большая часть танков получала всё-таки гомогенную, из за чего периодически разражалась вялая (или громкая) ругань в переписке.
А вот как насчёт БТ-7? Я подозреваю, что именно тогда (в 1936 году?)лобовая броня БТ-7 выросла до 20 мм (ещё в 35-м году он выпускался с 13-мм бронёй, как раньше - БТ-5). Так ли это? А применялась ли для БТ цементованная броня? Вообще, какая марка сменила на БТ броню "МИ"? Марка "МИЗ"?

От Макаров Алексей
К INeo1940 (28.12.2017 17:19:26)
Дата 28.12.2017 18:57:36

Re: Отечественная броня...

>А вот как насчёт БТ-7? Я подозреваю, что именно тогда (в 1936 году?)лобовая броня БТ-7 выросла до 20 мм (ещё в 35-м году он выпускался с 13-мм бронёй, как раньше - БТ-5). Так ли это?

На БТ-7 20 мм это толщина верхней части лба, имевшей наклон 18 градусов к вертикали, остальная часть лобового листа 13 мм. На БТ-5 дверца люка водителя также имела толщину 20 мм.

>А применялась ли для БТ цементованная броня?

Экспериментировали, но в серию не пошло.

>Вообще, какая марка сменила на БТ броню "МИ"? Марка "МИЗ"?

МИЗ, с 1934 года и до конца производства БТ.

От INeo1940
К Макаров Алексей (28.12.2017 18:57:36)
Дата 29.12.2017 15:59:41

Re: Отечественная броня...

>На БТ-7 20 мм это толщина верхней части лба, имевшей наклон 18 градусов к вертикали, остальная часть лобового листа 13 мм. На БТ-5 дверца люка водителя также имела толщину 20 мм.
Спасибо, Алексей!
В связи с этим ещё вопрос. В книжках (и не только поп-историков) иной раз указывают толщину брони лба БТ-7 и БТ-7м в 22 мм. Я думаю, что это пошло от известной фотки, сделанной немцами на Куммерсдорфском полигоне - с проставленными толщинами брони, где и фигурирует циферка "22".
Я думаю, что просто бронелист этого конкретного танка был прокатан по верхнему допуску, вот и стал чуть толще. А номинал - 20 мм. По этому поводу многие мои друзья считают меня обманщиком и дураком. Не проясните ли сомнения - всё же 20 или 22?
Второе. Я понял так, что у БТ-7 и верхний лобовой лист, и люк были 20 мм; а у БТ-5 - только крышка люка. А верхний лобовой лист - 13? Я правильно понял?
Третье - кое-где указывают, что с какого-то времени (скажем, с момента введения брони ИЗ вместо МИ) борта корпуса и башня БТ-5 и, затем, БТ-7 стали толщиной 15 мм вместо 13 мм. Такое нарисовано, скажем, на схеме бронезащиты БТ-5 в первом томе "Отечественных ББМ". Имело ли это место быть? В доступных мне довоенных документах везде борт как БТ-5, так и БТ-7 указан - 13 мм. А башня у них какой толщины была? Не могли бы пояснить?
Извините, что мучаю Вас назойливостью - просто Вы, насколько могу судить, лучший специалист по БТ и Т-34.

От Макаров Алексей
К INeo1940 (29.12.2017 15:59:41)
Дата 30.12.2017 09:57:10

Re: Отечественная броня...

>В связи с этим ещё вопрос. В книжках (и не только поп-историков) иной раз указывают толщину брони лба БТ-7 и БТ-7м в 22 мм. Я думаю, что это пошло от известной фотки, сделанной немцами на Куммерсдорфском полигоне - с проставленными толщинами брони, где и фигурирует циферка "22".
>Я думаю, что просто бронелист этого конкретного танка был прокатан по верхнему допуску, вот и стал чуть толще. А номинал - 20 мм. По этому поводу многие мои друзья считают меня обманщиком и дураком. Не проясните ли сомнения - всё же 20 или 22?

Максимальная толщина брони БТ-7 и БТ-7М - 20 мм.
Из альбома 183 завода, составленного в августе 1940 г.
https://postimg.org/image/6ka9fxnol/

>Второе. Я понял так, что у БТ-7 и верхний лобовой лист, и люк были 20 мм; а у БТ-5 - только крышка люка. А верхний лобовой лист - 13? Я правильно понял?

Да.

>Третье - кое-где указывают, что с какого-то времени (скажем, с момента введения брони ИЗ вместо МИ) борта корпуса и башня БТ-5 и, затем, БТ-7 стали толщиной 15 мм вместо 13 мм. Такое нарисовано, скажем, на схеме бронезащиты БТ-5 в первом томе "Отечественных ББМ". Имело ли это место быть? В доступных мне довоенных документах везде борт как БТ-5, так и БТ-7 указан - 13 мм. А башня у них какой толщины была? Не могли бы пояснить?

Толщина бортов танков БТ-2, БТ-5, БТ-7 и БТ-7М - 13 мм, толщина стенок башни БТ-2 - 13 мм, БТ-5, БТ-7 и БТ-7М - 15 мм.

От INeo1940
К Макаров Алексей (30.12.2017 09:57:10)
Дата 30.12.2017 10:55:03

Re: Отечественная броня...

Спасибо, Алексей!
Вы разрешили много моих (и, вероятно, не только моих) сомнений.
По вопросу поставщика брони для БТ. В первом томе "Отечественных ББМ" пишут, что кроме Мариупольского, броню для БТ поставлял Ижорский завод (марки ПИ), и это де и были 15 мм листы (как известно, вместо 13-мм хромоникельмолибденовой брони на Т-26 после перехода на броню "ПИ" с худшими механическими свойствами стали ставить 15-мм листы для сохранения прежнего уровня бронестойкости).
Использовалась ли в действительности для БТ броня ижорской выработки?
Кроме того, в книге Самуэльсона "Красный Колосс" указывается (стр.159), что броню для корпусов Харькову (почему-то тракторному заводу - он что, корпуса для ХПЗ делал?) поставлял некий Краматорский металлургический завод. Я думал, что тогда танковую броню делали только завод Ильича в Мариуполе, Ижорский и Кулебакский. У Самуэльсона - это проблема неверной интерпретации (перевода) документа иноязычным автором - или броню для БТ действительно делали и в Краматорске?

От Макаров Алексей
К INeo1940 (30.12.2017 10:55:03)
Дата 31.12.2017 16:04:57

Re: Отечественная броня...

>Использовалась ли в действительности для БТ броня ижорской выработки?

Начиная с 1936 г. точно нет. По более ранним периодам я не отслеживал.

>Я думал, что тогда танковую броню делали только завод Ильича в Мариуполе, Ижорский и Кулебакский.

Все верно. К производству танковой брони металлургические заводы НКЧМ стали привлекать только после начала ВОВ.

От INeo1940
К Макаров Алексей (31.12.2017 16:04:57)
Дата 01.01.2018 12:44:28

Re: Отечественная броня...

>Все верно. К производству танковой брони металлургические заводы НКЧМ стали привлекать только после начала ВОВ.
Большое спасибо, Алексей! Вы очень помогли мне!
И с Новым Годом Вас; новых Вам находок и всего самого лучшего!