В общем все это должно быть до принятия Конституционного акта, по поводу которого очень жаркие споры ведутся о которых я позже напишу. Постараюсь все написать как можно красивее и понятнее не юристу.
Извиняюсь за некоторый сумбур, но просто пришлось все сокращать...
Основные положения Союзного договора:
1)Официальными языками являются гос. языки стран участниц. В качестве рабочего языка в органах союзного гос-ва используется русский язык.
2) ЕДиная денежная единица, эмиссионная политика осуществляется одним эмиссионным органом. С 2005г на территории Белоруссии вводится в действие Российский рубль, и эмиссионную политку проводит ЦБ РФ. 2008 - Замена российского рубля единым союзным рублем, формирование на основе ЦБ РФ, ЦБ союзного гос-ва.
3) Вводится гражданство Союзного гос-ва, с сохранением гражданств России и Белоруссии. Кстати новый закон о гражданстве отменяет гражданства республик в составе РФ, что приведенную выше систему достаточно стройной и "тройного" гражданства(Союза, России и республики) не будет.
4) Граждане Союза имеют право избирать, быть избранными и назначаться на гос. должности в СОюзе. Граждане имеют право создавать союзные общественные организации. Создается Союзная комиссия по правам человека.
5) Важно!
Предмет исключительного ведения СОюза.
а)Создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Равные условия и гарантии для деятельности хоз-их субьектов. Это значит уравнивание всех тарифов и ликвидацию остающихся протекционистких мер в отношениях друг с другом, единое зак-во. Пример - недавняя договоренность Путина с Лукашенко о распространению на Белоруссию российских тарифов на газ и ж\д перевозки.
б)Ведение единной денежно-кредитной, валютной , налоговой и ценовой политики. Фактически требует создания единного ЦБ, минфина, комиссии по ценным бумагам и единного министерства по налогам.
в) Введение единых правил конкуренции и защиты прав потребителей.
г) Создание обьединенной транспортной и энергетической системы. Для чего в принципе следовало бы обьеденить МПС и ЕЭС обеих стран, но это никак не согласуется с планами их реформирования. :(
д) Разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, обьединенная система технического обеспечения воор.сил
Это требует создания отдельного союзного органа, куда фактически передается часть полномочий правительства, минобороны и министерства науки и промышленности. Честно говоря после этого ведомство Клебанова должно быть ликвидировано.
е) Введения единого зак-ва о иностр. инвистициях.
ж) разработка, утверждение и имсполнение Союзного бюджета.
з) Управленеи собственностью Союза
и) Осуществленеи межд. деятельности СОюза, заключение международных договоров Союзного гос-ва.
к) Функционирование региональной группировки войск.
л) Единная пограничная политика и единая торговая и таможенная политика в отношении третьих стран, межд. организаций и обьединений. Все это должно привести к созданию Единой погранслужбы и единой таможни. С этим крупные проблемы, т.к. в Белоруси осталось КГБ, в ведении которого находятся тееж пограничники, а у нас все раздельные органы.Белорусы категорически отказываются делить КГБ, и я с этим в принципе согласен, т.к. КГБ Белоруси считается одной из лучших, если не лучшей спецслужбой на территории бывшего СССР.
м) Введение единого статистического и бухгалтерского учета, единого банка данных -> Единый комитет по статистике
ну и все это требует унификации законодательства, работа по которому пока в зачаточном состоянии, хотя надо отметить что во многих областях, особенно относящихся к публичному праву, напрмиер Уголовное, Уголовный процесс и т.д. унификация пройдет довольно безболезненно, по причине очень большой схожести зак-тв. но в тоже время самые большие проблемы намечаются в тех областях, которые отнесены к искл. компетенции Союза. Например "Создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Равные условия и гарантии для деятельности хоз-их субьектов." требует принятия как минимум Основ гражданского зак-ва Союза, примерно как было в СССР.
"Ведение единной денежно-кредитной, валютной , налоговой и ценовой политики" требует введения единого налогового кодекса СОюза. надо отметить. Что в обеих странах созданы рабочие группы по этмоу вопросу и в принципе по основам гражд-го зак-ва большинство вопросов решено. Но вот с налогами процесс пока сильно буксует.
Так это первая часть. Далее напишу основные гос. органы СОюза.
Союзное государство будет иметь свой герб, флаг, гимн.Будут образованы Высший государственный совет, 2х палатный парламент, Совет Министров, постоянный Комитет, руководимый гос. секретарем, суд , счетная палата.
Исходя из того, что носителем суверенитета и единственным носителем власти является Народ, передача части полномочий РФ - Союзу будет осуществляться так... Разрабатывается Конституционный акт, определяющий гос. утсрйоство и правовую систему СОюза после одобрения Парламентом Союзного гос-ва проект передается Президентам на рассмотрение парламентами гос-тв участниц, а затем выносится на Референдум.
Фактически большинство юристов сейчас считают, что Союз России и Белоруси в данный момент является конфедеративным обьединением. После принятия Конституционного акта гос-во должна начать трансформироваться в Единую Федерацию. В следующей части я напишу о перспективах развития Союза и о спорах по поводу будующего гос. устройства.
Фактически система органов Союзного гос-ва не строится на системе разделения властей. И многие юористы критикуют это ссылаясь. что это нарушает ст.10 и 79 Конституции. Но у нас в России, как в принципе и Белоруси и так этот принцип нарушен. Фактически Глава государства - Президент в России выделен в отдельную ветвь власти, осуществляющую общее руководство и урегулирующий споры м\д другими ветвями власти. Напомню, что высшую исполнительную власть у нас осуществляет Правительство, а законодательную - Парламент. Но президент имеет очень широкие полномочия и в той и другой сфере. Союзный договор лишь закрепляет и развивает данную систему, внесение иных принципов организации власти в Союзе лишь привели бы к возникновению новых проблем в связи с необходимостью перестойки органов власти в гос-ах участниках.
По договору Высший гос. совет провозглашается высшим органом власти, в его состав входят главы государств, главы правительств и руководители палат парламентов государств участников. В заседаниях участвуют председателсь совета министров союза, председатели палат парламента, председатель суда союза. Фактически решения принимают 2 президента, один из которых является Председателем, на основе ротации. Акты принимаются на основе единогласия государств-участников. к компетенции относится: а) важнейшие вопросы развития Союза
б)Образование органов Союзного гос-ва, включая органы отраслевого и функц. характера.(министерства и пр)
в)Назанчение выборов в палату представителей.
г)утвержденеи гос. символики Союза.
д) определение местоприбывания органов союза.
и др. полномочия.
Высший гос. совет обладает правом абсолютного вета на решения Паралмента.
Высший гос. совет назанчает председателя совета министров, гос. секретаря, руководителей отраслевых и функц. органов, состав и порядок деят-ти совета министров, определяет его компетенцию, приостанавливает и отменяет его акты.
Высший гос. совет определяет состав Суда СОюза, его Устав и Регламент.
Парламент СОюза - это высший законодательный и представительный орган гос-ва. Состоит из Палаты Союза и Палаты представителей. Палата союза состоит из 72 членов,назанчаемых на 4 года по 36 человек от палат Федерального Собрания РФ и палат Национального Собрания РБ, работают на непостоянной основе. палата Представителей - 75 человек от РФ, и 28 человек от РБ, избираемых на 4 года на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании, работают на постоянно проф. основе. Обладают неприкосновенностю на территории всего Союза на срок своих полномочий. Парламент принимает законы и Основы законодателства Союзного гос-ва, по вопросам, отнесенным к компетенции Союзного гос-ва. Принимает бюджет и иполугодовые отчеты о его исполнении. Ратифицирует межд. договоры. Срок проведения выборов не определен точно.В ст.64 Договра говрится о 6 месяцах после принятия Заокнов о выборах парламентаим гос-тв. Пока что законы не выносились даже на обсуждение. После их принятия и выборов парламента следующие выборы будут уже проводиться по закону Союзного гос-ва.
В Договоре есть неприятная Колизия, в п.5 ст 43 говорится, что решение непринято, если против проголосовало более 1\4 от общего числа депутатов палаты Представителей, а в п.6 той же статьи говрится, что законы принимаются большинством голосов от общего числа членов каждой палаты.
Самые большие проблемы у нас с судебной властью. Согласно ст. 49 Договора, Суд Союза призван обеспечить единообразное толкование и применение данного Договра, норм.-прв. актов СОюза. Фактически полномочия Суда сводятся примерно к полномочиям Конституционного Суда РФ ил РБ, а как же гаржданские и прочие дела? Ведь неприменно будут возникать дела о спорах например между хозяйствующими субьектами в РФ и РБ, а Суды обоих гос-тв не могут их рассматривать. ЕСли же рассматривать, что "единообразное толкование и применение норм.-прв. актов Союза" предусматривает разрешение и таких споров, то нарушаются принципы разделения судов на суды общей компетенции, арбитражные и конституционные. И формируется, что то наподобие Верховного Суда США, или Верховного Суда СССР. В общем в этмо вопросе надо серьезно разобраться.