От Skvortsov
К Митрофанище
Дата 10.10.2015 14:55:52
Рубрики Армия; Суворов (В.Резун); 1917-1939;

Педучилище вроде выпускало учителей начальных классов, а не старших... (-)


От Митрофанище
К Skvortsov (10.10.2015 14:55:52)
Дата 10.10.2015 17:42:35

Формально это должно было быть именно так

Хотя постановления 1921, 1924 и 1927 годов (далее не знаю) именно так трактовали назначение педтехникумов, к примеру Положение о средних педагогических учебных заведениях 1924 года устанавливало специализацию педагогических техникумов (школьные, дошкольные и политико-просветительские).
Но в реальности катастрофическая нехватка учителей привела к тому, что учителей для ряда предметов пришлось готовить именно в педтехникумах.
Особенно это показательно для педтехникумов, готовивших кадры для национальных школ.

Но и это не всё - из-за нехватки учителей выпускники педтехникумов (с 1937 года – педучилищ) могли быть назначены для преподавания любых других предметов. (И, как ранее я отметил - назначались и завучами, и директорами).
Так что формальная разница, указанная ув. участником Червяк:
"Сравнение окладов командира взвода и учителя старших классов некорректно: В 30-е годы учитель старших классов специалист с высшим образованием, а командир взвода - формально среднее специальное..."
тоже является некорректной, так как в тот период редко удавалось привести в соответствие формальные признаки: должность - образование во многих сферах деятельности (не исключая и медицину кога бывшие зауряд-врачи царского времени, недоучившиеся студенты медвузов того периода (России и заграничных), фельдшера и т.п. занимали должности со статусом в/о (да и сценка из "Чапаева" юмористична, но реальна)).

Более того, даже к 70-м годам не удалось на 100% выполнить эти требования, за исключение медицины, пожалуй.

От Skvortsov
К Митрофанище (10.10.2015 17:42:35)
Дата 10.10.2015 18:59:17

А была ли катастрофическая нехватка учителей старших классов?

>Хотя постановления 1921, 1924 и 1927 годов (далее не знаю) именно так трактовали назначение педтехникумов, к примеру Положение о средних педагогических учебных заведениях 1924 года устанавливало специализацию педагогических техникумов (школьные, дошкольные и политико-просветительские).
>Но в реальности катастрофическая нехватка учителей привела к тому, что учителей для ряда предметов пришлось готовить именно в педтехникумах.

Вроде четверть учителей в средних школах имела высшее образование, для старших классов вполне хватит.

Вот, клевещут:

"Если к 1930 г. 23, 5 % преподавателей сельских средних и неполных средних школ имели высшее образование, то среди учителей начальных школ доля лиц, окончивших вузы, составляла лишь 0, 7 %."

"Во второй пятилетке образовательный уровень работников школ несколько повысился. По РСФСР в 1933 г. в начальных школах работало 43 % учителей, не имеющих среднего образования, в 1935 г. - 35, 5 %; в средних школах в 1933 г. среди учителей-предметников 76,7 %, в 1935 г. - 75,6 %, а в 1936 г. - 72,9 % не имело высшего образования."

От Митрофанище
К Skvortsov (10.10.2015 18:59:17)
Дата 11.10.2015 11:37:40

Да, была

...
>Вот, клевещут:

>"Если к 1930 г. 23, 5 % преподавателей сельских средних и неполных средних школ имели высшее образование, то среди учителей начальных школ доля лиц, окончивших вузы, составляла лишь 0, 7 %."

>"Во второй пятилетке образовательный уровень работников школ несколько повысился. По РСФСР в 1933 г. в начальных школах работало 43 % учителей, не имеющих среднего образования, в 1935 г. - 35, 5 %; в средних школах в 1933 г. среди учителей-предметников 76,7 %, в 1935 г. - 75,6 %, а в 1936 г. - 72,9 % не имело высшего образования."

Не клевещут, но недоговаривают.
Даже в 30-е годы СССР был преимущественно крестьянской страной.
Но вот эти проценты учителей с в/о были сосредоточены в городах, и более того - преимущественно в крупных городах.

А что касается сельских школ, то и в 70-80-е там проблемы с "предметниками" были. Точнее - с их отсутствием.
Вплоть до того, что ин.яз не преподавали, а физику мог преподавать не поступивший в вуз допризывник.
Укрупнение школ как раз и с этим связано было.
Не хотела молодёжь педагогическая в деревни ехать, даже в свои родные, впрочем, это уже выходит за рамки обсуждения, хотя топичность присутствует (в сравнении с выпускниками ввузов).

От Skvortsov
К Митрофанище (11.10.2015 11:37:40)
Дата 11.10.2015 13:10:11

к 1930 г. 23, 5 % преподавателей СЕЛЬСКИХ средних и неполных средних школ (-)


От Митрофанище
К Skvortsov (11.10.2015 13:10:11)
Дата 11.10.2015 14:32:51

Каюсь. Упустил. Но там же: "...имели начальное образование -10%, среднее -66,5%"

Полностью так:
"Среди учителей средних и неполных средних школ имели начальное образование - 10 %, среднее - 66,5 %, высшее - 23,5 %."

Журавлёв Александр Михайлович. Сельское учительство и власть в условиях коллективизации деревни в 1927-1932 гг. : по материалам Верхнего Поволжья : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02

Но это в "в главном" ничего не меняет, не так ли?
Даже тут можно видеть, что тезис ув. участника Червяк:
В 30-е годы учитель старших классов специалист с высшим образованием
явно не верен.

Только 1 из 4-х учителей средних и неполных средних школ имел в/о.
(Даже если мы не будем касаться: уровня этого в/о, помня о наличии таких заведений как учительские институты с 2-х летним курсом обучения; выборки (Верхнее Поволжье не самый отдалёный регион СССР) и т.п. "мелочей")