Главный штаб
Главный штаб со своими частями всю войну находился в Црной Риеке, что на 9 км к северо-востоку от Хан Пиесака.
При штабе числились следующие части: команда Главного штаба, команда штаб-квартиры Главного штаба, ЦВШ в Баня Луке, 65-й охранный моторизованный полк, 67-й полк связи, 40-й инженерный полк (расформирован в июле 1992 г.), 63-й автомобильный батальон, 1-я гвардейская моторизованная бригада, 89-я артиллерийско-ракетная бригада (дислоцирована в Баня Луке), 1-я, 2-я, 3-я, 4-я Сербские смешанные бригады (временного состава), 1-я студенческая бригада (временного состава), 10-й диверсионный отряд, Центр по информационно-пропагандистской работе (временного состава), 410-й разведывательный центр, контрразведывательная группа Главного штаба, 14-я тыловая база в Баня Луке, 27-я тыловая база в Хан Дервенте у Пале, 30-я тыловая база в Билече, 35-я тыловая база в Биелине, тыловая рота казармы «Врбас» (временного состава), Военный госпиталь в Соколаце, Военно-медицинский центр в Баня Луке, Военно-счётный центр Главного штаба, авиационно-технический ремонтный завод «Орао», ремонтный завод «Космос», военное учреждение «Краина», техническо-ремонтный завод «Хаджичи» (после войны переименованный в «Братунац»; оба названия представляют собой топонимы, но слово Братунац было выбрано из-за более славянского звучания, в тот период, когда были неприятны и нежелательны любые коннотации с мусульманством и турецким следом в Боснии), институт профилактической медицины, военный оркестр.
Начальником ГШ во всё продолжение боевых действий оставался генерал-полковник Ратко Младич, его заместителем и начальником штаба служил генерал-подполковник Манойло Милованович. Сектор (отдел) морального состояния, вероисповедных и правовых дел возглавлял генерал-подполковник Милан Гверо; сектор организационно-формационных, мобилизационных и персональных дел – генерал-майор Мичо Грубор (до выхода на пенсию в августе 1994 г.), потом генерал-майор Петар Шкрбич. Сектором тыла заведовал генерал-подполковник Джордже Джукич, сектором разведки и безопасности – генерал-майор Здравко Толимир.
Начальнику Главного штаба непосредственно подчинялось управление ВВС и ПВО во главе с генерал-майором Йово Маричем (погиб в феврале 1996 г.), после него – полковником Радославом Панджичем, и Управление финансов ВРС, руководимое генерал-майором Стеваном Томичем.
Перечисленные начальники управлений и секторов являлись заместителями начальника ГШ по своей специальности. До Оборонительно-отечественной войны они не служили вместе, однако с самого начала отлично сработались и добились того, что сербский Главный штаб на голову превосходил высшие военные институты своих противников на протяжении всех лет войны.
Только 7 ноября 1996 г. указом и. о. Президента РС Биляны Плавшич описанный состав ГШ был изменён и сокращён. Часть офицеров была перемещена на другие должности, продолжив службу в ВРС и югославской армии, часть вышла на пенсию. Сам штаб переименовали в Дженералштаб (Генеральный штаб; «дженерал» - специфически сербская форма слова «генерал», принятого в Югославии, не использовавшаяся в ЮНА и ВРС ранее; тут имело место возвращение к традиционной сербской военной терминологии (вспомним про трагического «дженерала Дражу») и намерение терминологически огородиться от соседей-неприятелей) и перенесли в восточную Боснию, в Биелину. Начальником Дженералштаба стал прославленный полковник Перо Чолич, который к тому моменту уже вышел на пенсию, однако по соглашению остался на службе и был произведён в чин генерал-майора.
Наконец-то тема сербского военторга -))
>... 14-я тыловая база в Баня Луке, 27-я тыловая база в Хан Дервенте у Пале, 30-я тыловая база в Билече, 35-я тыловая база в Биелине, тыловая рота казармы «Врбас» (временного состава), Военный госпиталь в Соколаце, Военно-медицинский центр в Баня Луке, Военно-счётный центр Главного штаба, авиационно-технический ремонтный завод «Орао», ремонтный завод «Космос», военное учреждение «Краина», техническо-ремонтный завод «Хаджичи», институт профилактической медицины, военный оркестр.
Из своего специфического тылового интереса имею ряд вопросов. -)) Биелина и Билеча - это, видимо, логистические аналоги Краснодона? А тамошние Изварино, Должанский, Новоазовск и прочие, они где были? По карте вроде бы получается, что мост через Саву у Сремской Рачи, через Дрину у Бадовинцев и южнее - через Враченовичи на Делеушу. А между Пале и границей промежуточных баз снабжения не было? Далековато для военторга. В Биелину и Билечу возить удобнее - ночью зашел, разгрузился, к утру уже снова в Сербии. Или в Пале уже боснийские сербы от границы сами возили?
>Наконец-то тема сербского военторга -))
Биелина и Билеча - это, видимо, логистические аналоги Краснодона? А тамошние Изварино, Должанский, Новоазовск и прочие, они где были? По карте вроде бы получается, что мост через Саву у Сремской Рачи, через Дрину у Бадовинцев и южнее - через Враченовичи на Делеушу. А между Пале и границей промежуточных баз снабжения не было? Далековато для военторга. В Биелину и Билечу возить удобнее - ночью зашел, разгрузился, к утру уже снова в Сербии. Или в Пале уже боснийские сербы от границы сами возили?
мне кажется, сравнение тут не столь однозначно. Снабженческие базы во многом основывались на инфраструктуре и запасах ЮНА. По корпусам пока написал про 1-й Краинский, но не только он формировался на основе корпуса старой армии. Запасы и склады при эвакуации югославской армии из Боснии в значительной степени оставили на месте, поэтому такой сильной потребности в подвозе средств, как в Новороссии, в Республике не было. "Военторг" в военные годы был относительно небольшим.
Возили, конечно, сами. А так - любимая Биелина была основным перевалочным пунктом, Вы угадали. Как и средоточием тыловых учреждений, штабов и торговли. Её вообще по аналогии в военные годы звали "Сайгоном".
Сремская Рача - это прямой путь из Мачвы в Семберию, то есть как раз в Биелину. Через него и ездили.