>>рухнула социальная основа поддержки басмачества, в силу систематической работы по советизации
>все-таки "несите бремя белых" сработало? а потом, в 70-80-е это кто?
Совершенно другая история, никакого бремени белого человека. При некотором скепсисе дореволюционного русского населения по отношению к узбЭкам, перед войной и до до начала 60-х шел процесс интенсивной европеизации и, воленс-ноленс, русификации, автохтонного населения. Причем этот процесс был достаточно гармоничным и встречным - у местных существовала масса стимулов приобщится к высокой культуре и образованию, в том числе и психологических, так что они в массе своей были вполне искренни и, кстати, весьма дружелюбно настроены к русским, вполне в духе официальной "дружбы народов". Правда, "местным" русским, приехавшим до революции и до/во время войны. По приехавшим позднее были нюансы. И узбекские добровольцы в ВОВ, когда узбеков в конце войны мало призывали, были явлением не массовым, но вполне себе распространенным. Доброволец, который выжил и вернулся, имел неограниченные возможности роста, а если еще и сержантом/офицером стал, ему надо было очень постараться, чтобы не выбиться в большие раисы. В 60-е, 70-е, 80-е все стало иначе, общий ценностный и идеологический кризис, рост трудоспособного населения со всеми вытекающими, урбанизация "коренных", появление национальной интеллигенции и нацкадров (русские утратили эксклюзивную эту свою нишу), уровень и качество жизни уже не могли расти теми темпами, что в предыдущие десятилетия, в общем, от той "дружбы народов" мало что осталось.
Механизация сельского хозяйства и вообще введение в широкое использование достижений техники, а также, что еще более важно, повсеместное внедрение медицины европейского типа были реальным скачком из феодализма в социализм, местные реально оказались на другой планете. Поставить такие скачки на поток объективно было нельзя.
И чисто психологически, когда русских детей наряду с узбецкими начали гонять "на хлопок" (местный аналог "на картошку")... местные расценивали это не как норму, а совсем иначе, как поражение русских в правах. Как формулировал один мудрый человек из Андижана "а потом эта земля понадобилась им самим."
>>>рухнула социальная основа поддержки басмачества, в силу систематической работы по советизации
>>все-таки "несите бремя белых" сработало? а потом, в 70-80-е это кто?
>Совершенно другая история, никакого бремени белого человека.
"бременем" условно обозначен процесс перформирования социальной базы, повышения жизненного уровня и коррекции культурных традиций в пользу городской культуры русского образца.
В целом, да. У меня есть сослуживцы, русские, кто уехал туда - ибо родились там
И они воспринимали Узбекистан именно как Родину (то же относилось к Азербайджану, но скорее - Баку и т.п.(Казахстан не рассматриваем, т.к. там были (есть?) целые территории "рускоязычные")).
Очень удивляло тогда, это верно, очень.
>И чисто психологически, когда русских детей наряду с узбецкими начали гонять "на хлопок" (местный аналог "на картошку")... местные расценивали это не как норму, а совсем иначе, как поражение русских в правах. Как формулировал один мудрый человек из Андижана "а потом эта земля понадобилась им самим."
Точно подмечено! Сам такое слышал (от местных русских).