>>А что всё-таки мешало тогда заложить в устье Невы собственный порт?
>
>А там была небольшая пристань. Но тут главное совершенно другое.
>1580-е - это разгар малого ледникового периода. Плюс, когда была Нарва, на еще не обмелевшей Нарове, думаю создание такого порта было мало требуемо.
>Не стоит забывать, что Нева как артерия важна не сама по себе, а когда у вас есть система каналов, соединяющих Неву с Доном или Волгой, то есть ресурсной базой центральной России. Поскольку этих каналов нет - то и торговля будет местной, местечковой. Поэтому Холмогоры с их ресурсами на тот момент были гораздо важнее чухонских болот.
>Нарова - это Псковское и Чудское озеро, то есть включение в Балтийскую торговлю Новгородских земель, а Нева... На Онеге тогда у нас не то что товаров, людей-то особо не было.
>С учетом того, что к концу 1400-х Волхов сильно обмелел, Нарова была очень неплохой заменой Волхову. Плюс - Волхов впадает в Ладогу, навигация по которой не есть фунт изюма, а Нарова - сразу в Финский залив.
Построенный в Ивангороде порт на той же Нарове так и не стал торговым центром. Ганза возражала.
>>Построенный в Ивангороде порт на той же Нарове так и не стал торговым центром. Ганза возражала.
>
>Я Ивангород и Нарву не разделяю. Это же как Буда и Пешт.
Как это? До войны там - ливонцы и Ганза, а здесь русские что-то мутят. Если бы торговля в Ивангороде пошла, то, может, и войну отложили бы.