От Вулкан
К All
Дата 18.05.2015 19:19:57
Рубрики 11-19 век; Флот;

Про великолепный виргинский дуб, часть последняя

Приветствую!
Кадестя мне удалось разгадать загадку, причем все вышло ровно по Наполеону: "не стоит искать злой умысел там,где все объясняется некомпетентностью и глупостью".


Вообще английская проблема древесины делилась на 2 части.

1. Сами англичане знали, как нужно ухаживать за деревом, как довести спиленные бревна до верфи, потеряв при транспортировке как можно меньше леса, как постараться избежать сухой или другой гнили, не дать расколоться сердцевине и т.д. Все это было выяснено и сформулировано еще при Якове I, который в 1609 году создал специальную Опытную Комиссию, чтобы сохранить как можно дольше и правильно использовать лесные запасы флота.
2. Поскольку Англия отдала на откуп всю поставку древесины для флота другим странам, сами англичане ничего не хотели делать, для того, чтобы до них дошло как можно больше леса.


Читая отчеты комиссионеров и торговых представителей в других странах, прямо таки чувствуешь, как они неиллюзорно хватаются за голову. Бревна сплавлялись по рекам (что было категорически запрещено английскими инструкциями), сталкивались друг с другом во время сплава, получая трещины и сколы, лежали сваленные на земле,ожидая погрузки,на них лил дождь и палило солнце, грузилось все на баржи в навал, и в результате из груза леса пригодным для строительства кораблей приходила лишь треть.
Согласно английским правилам лес должен был сплавляться не на плотах, а на шлюпках (то есть бревна не должны были касаться воды), он укладывался в шахматном порядке первый ряд перпендикулярно второму, сверху он должен был закрываться навесом, причем тент относительно последнего ряда бревен должен был быть приподнят, а не просто лежать на бревнах.
По приходу в порт и сортировке древесина должна была быть обработана галловой кислотой и выложена на сушку. После сушки бревна пилили вдоль на доски, толщиной от 2 до 8 дюймов, с шагом 2 дюйма.
Назывались эти доски следующим образом:
2 дюйма – board.
4 дюйма – plank.
6-8 дюймов – timber.
Timbers шли на элементы корпуса, шпангоуты и внешнюю обшивку.
Planks - на внутреннюю обшивку и палубы нижних деков.
Boards - на палубы надстроек и отделку корабля.
Лучшим считался английский дуб. Хотя в английской литературе очень красиво и сочно расписываются все его качества, скорее всего тут просто 100-процентно сохранялись требования к рубке, транспортировке, сушке и обработке. В Англии 1804-го года за свои прекрасные качества и твердость английский дуб прозвали die hard (непробиваемый).
Вторым по износостойкости и крепости считали итальянские дубы. Их можно было легко отличить по темно-оранжевому отливу сердцевины. Они считались менее прочным, но более эластичным материалом.
Третьим в списке шел балтийский континентальный дуб, куда относили деревья, распространенные от Рейна до Западной Двины. Конечно же, комиссионеры считали, что он хуже английского собрата, но очень балтийские дубы очень крепки и долговечны при правильной обработке. Особо отличали диаметр комелей, балтийские дубы были очень толстыми в обхвате, что позволяло экономить при постройке корабля и делать меньше сопряжений и соединений досок, усиливая тем самым прочность судна.
По поводу американских и русских (из районов восточнее Западной Двины) дубов имелось устойчивое мнение, что этот материал "poorish & frow" (слабый и ломкий). Что касается казанского дуба - его сравнивали с Балтийским, но деревья из-под Казани имели меньший диаметр ствола, поэтому считались чуть хуже балтийских.
С белым же вигринским дубом вообще произошла удивительная история. Еще основатель Пеннсильвании Уильям Пенн отмечал, что "местный дуб - это самое лучшее дерево для кораблестроения, которое я только видел". Но вот беда - когда в 1708 году начались заказы этого материала - американские поселенцы (особенно в этом отличилась администрация Нью-Йорка) начали смешивать комели белого дуба с обычным американским дубом, растущим в районе Великих Озер. Чаще всего нью-йоркский дуб был поражен сухой гнилью, а поскольку бревна перевозились в навалку, то грибки поражала и здоровые бревна белого дуба.
Естественно первые партии американского леса были забракованы напрочь. Более того, администрация Нью-Йорка начала продавливать поставку своего (очень хренового по качеству) дуба, пытаясь перехватить контракт Адмиралтейства. Это привело к тому, что вся кампания по закупке колониального дуба была свернута, и виргинский дуб в глазах английских кораблестроителей надолго заслужил очень плохую славу.
Что касается мачтового дерева - Энсоном в 1757 году было признано, что лучшие мачты получаются из елей, растущих к востоку от Одера между 53 и 65 параллелями. В Роял Неви эти деревья прочно вошли в название как fir of Riga (Рижская ель), хотя чаще всего ель была Карельской.
Норвежские ели, так нравившиеся англичанам до 1716 года, по сравнению с русскими (рижскими) оказались и тонкими и ломкими, поэтому заслужили в Роял Неви презрительную кличку Satan's spears (копья Сатаны). В 1737 году один из комиссионеров писал: "из всех мачт, мачты сделанные из норвежской ели, безусловно являются худшими во флоте".

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Jack30
К Вулкан (18.05.2015 19:19:57)
Дата 19.05.2015 16:37:22

Спасибо

А экзотикой, типа красного дерева англичане не пользовались? Или это только для колониального строительства?

От Вулкан
К Jack30 (19.05.2015 16:37:22)
Дата 19.05.2015 19:38:13

Re: Спасибо

Приветствую!
>А экзотикой, типа красного дерева англичане не пользовались? Или это только для колониального строительства?

О, это был ужас..)))
Период с 1808 года и дальше - пользовались чем угодно..))) И эвкалиптами, и сандаловым деревом, даже каучуковым..))) Там был полный писец..))

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От TEXOCMOTP
К Вулкан (19.05.2015 19:38:13)
Дата 20.05.2015 06:07:14

А можно подробнее про вот это вот всё? :) (-)


От Вулкан
К TEXOCMOTP (20.05.2015 06:07:14)
Дата 20.05.2015 09:17:30

Re: А можно...

Приветствую!

Каким образом?..))) Это формат книги, в одно сообщение явно не уместить. В Роял Неви ЛТД будет. Там "древесная" и "железная" тема будут раскрыты очень плотно.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От TEXOCMOTP
К Вулкан (20.05.2015 09:17:30)
Дата 21.05.2015 01:39:28

Отлично, будем посмотреть (-)


От Добрый Толстун
К Вулкан (18.05.2015 19:19:57)
Дата 18.05.2015 21:28:15

Re: Про великолепный...

этож сколько они дубов извели. Неужели уже в те времена на морских перевозках были сверхдоходы окупавшие столько гемороя с постройкой и эксплуатацией сложных кораблей.

От Jack30
К Добрый Толстун (18.05.2015 21:28:15)
Дата 19.05.2015 16:36:36

Насколько я понимаю

>этож сколько они дубов извели. Неужели уже в те времена на морских перевозках были сверхдоходы окупавшие столько гемороя с постройкой и эксплуатацией сложных кораблей.

Дубы - это в основном для Royal Navy, не для перевозок. Для перевозок флейты, чуть ли не из сосны, один раз через океан смотались - уже себя окупили.

От Вулкан
К Добрый Толстун (18.05.2015 21:28:15)
Дата 18.05.2015 22:05:48

Re: Про великолепный...

Приветствую!
>этож сколько они дубов извели. Неужели уже в те времена на морских перевозках были сверхдоходы окупавшие столько гемороя с постройкой и эксплуатацией сложных кораблей.
Себестоимость вырубки и перевозки в больших объемах - 1-2 фунта. Самая малая стоимость - 4 фунта 5 шиллингов. Некоторые виды дуба стоили до 16 фунтов. Средняя цена колебалась от 8 до 12 фунтов. Считайте сами.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От sss
К Вулкан (18.05.2015 22:05:48)
Дата 21.05.2015 08:18:13

Это за одно дерево/бревно?

>Себестоимость вырубки и перевозки в больших объемах - 1-2 фунта. Самая малая стоимость - 4 фунта 5 шиллингов. Некоторые виды дуба стоили до 16 фунтов. Средняя цена колебалась от 8 до 12 фунтов. Считайте сами.

неслабо получается... при таких ценах можно и про африканский лес подумать, там ИМХО много выигрышных видов дерева.

От Вулкан
К sss (21.05.2015 08:18:13)
Дата 21.05.2015 10:05:48

Re: Это за...

Приветствую!
>>Себестоимость вырубки и перевозки в больших объемах - 1-2 фунта. Самая малая стоимость - 4 фунта 5 шиллингов. Некоторые виды дуба стоили до 16 фунтов. Средняя цена колебалась от 8 до 12 фунтов. Считайте сами.
>
>неслабо получается... при таких ценах можно и про африканский лес подумать, там ИМХО много выигрышных видов дерева.

Это за лоад. 1 лоад – это бревно объемом в 50 куб. футов, примерный вес - 1 тонна грузовместимости.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Добрый Толстун
К Вулкан (18.05.2015 22:05:48)
Дата 19.05.2015 14:25:25

Re: Про великолепный...

я и говорю очень очень дорого было построить корабль. Потом его еще и чинить почти постоянно. О фунте черпал отсюда
http://alex-barenberg.livejournal.com/20191.html

Наверное за галеон можно было купить небольшой город.

С учетом что корабль еще половину времени на погрузке-разгрузке стоит удивляет что вся эта канитель окупалась. Перевозили то не какието уж особенные ценности-всякие грошовые продукты натурального хозяйства.


От Вулкан
К Добрый Толстун (19.05.2015 14:25:25)
Дата 19.05.2015 16:02:57

Зря черпали

Приветствую!

Ибо 13 век и 18 век - не одно и то же, от слова "совсем".
Ибо в том же 1715 году фунт стерлингов - это уже не 373 грамма серебра, а всего лишь 123 грамма.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Begletz
К Вулкан (18.05.2015 19:19:57)
Дата 18.05.2015 20:57:09

А куда ж пропал live oak?

В предыдущей части он у вас лучшим был, теперь вдруг белый дуб.

От Вулкан
К Begletz (18.05.2015 20:57:09)
Дата 18.05.2015 21:08:31

Re: А куда...

Приветствую!
>В предыдущей части он у вас лучшим был, теперь вдруг белый дуб.

Виргинский белый дуб вроде как и есть live oak. У него же белесая древесина.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Begletz
К Вулкан (18.05.2015 21:08:31)
Дата 20.05.2015 18:26:37

Да и не растет live oak в Виргинии, о чем я вам уже писал как-то. (-)


От Begletz
К Вулкан (18.05.2015 21:08:31)
Дата 18.05.2015 21:19:10

Не, белый дуб так и будет, white oak

Это дуб, более всего похожий на европейский, с округленными вырезами на листьях. А другие дубы Ньюйоркщины, это красный и черный, названные так тоже за цвет древисины. Еще там не редкость шипастый дуб (pin oak), но он в основном у воды растет. "Обычного американского дуба", как у вас в тексте, не существует, т к их здесь много видов.

От vergen
К Вулкан (18.05.2015 19:19:57)
Дата 18.05.2015 20:12:01

Re: Про великолепный...

Но в восточной европе (балтии, казань) наверняка же сплавляли по рекам?

И про ели - хм, лучше сосны? Ну тяготеющая к горам ель (типа европейской) конечно крепче чем наша сибирская, но всё-же весьма мягкое дерово? Да и веток сучков не счесть.
Ну вот тут есть таблица с сопротивлением на изгиб (думается для мачт актуально) -
http://les.novosibdom.ru/node/1
А уж прямота и высота у сосны в общем - выше.

От Вулкан
К vergen (18.05.2015 20:12:01)
Дата 18.05.2015 20:27:16

Re: Про великолепный...

Приветствую!
>Но в восточной европе (балтии, казань) наверняка же сплавляли по рекам?

>И про ели - хм, лучше сосны? Ну тяготеющая к горам ель (типа европейской) конечно крепче чем наша сибирская, но всё-же весьма мягкое дерово? Да и веток сучков не счесть.
>Ну вот тут есть таблица с сопротивлением на изгиб (думается для мачт актуально) -
http://les.novosibdom.ru/node/1
>А уж прямота и высота у сосны в общем - выше.

По поводу ели - встречал такое мнение, что ель ценилась больше сосны,потому что она более "маслянистая", то есть в ней больше смолы. Смола является своего рода антикоррозией.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Паршев
К Вулкан (18.05.2015 19:19:57)
Дата 18.05.2015 19:54:50

А что же наша северная сосна?

ее зачастую называли "мачтовым лесом", я э то от старых людей слышал - она не на мачты шла?

От Вулкан
К Паршев (18.05.2015 19:54:50)
Дата 18.05.2015 20:17:00

Re: А что...

Приветствую!
>ее зачастую называли "мачтовым лесом", я э то от старых людей слышал - она не на мачты шла?

Шла.
Я говорю про то, что по мнению англичан считалось лучшим лесом.
Что касается лиственницы - ее оценили в 1792-м, когда балтийский дуб начал иссякать. И с тех пор ее закупки постоянно возрастали, корабли,построенные англичанами из архангельской лиственницы служили всего на четверть меньше, нежели из дуба.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота