От
|
jazzist
|
К
|
KJ
|
Дата
|
16.05.2015 10:52:52
|
Рубрики
|
WWII;
|
по поводу случая с Ш-4 на ДВ вы вдвоем один и тот же эпизод обсуждаете ))
>>Например у Никитина, ЕМНИП на ТОФе, учебная атака.
>Извините, нельзя ли поточнее. Не нашел я у Никитина такого эпизола.
только оценки ваши диаметрально противоположны.
вот оно:
Но вот на Тихоокеанский флот попасть никак не удавалось: командировки на Дальний Восток разрешались только наркомом обороны. Между тем именно там в середине тридцатых годов создавались самые мощные соединения «москитного флота». После неоднократных просьб летом 1935 года мне наконец разрешили поездку на Тихоокеанский флот.
...
Закончив проверку в отдельных дивизионах, я вернулся во Владивосток, чтобы принять участие в больших совместных учениях флота и укрепленных районов по отражению десанта. Бригада торпедных катеров должна была нанести удар по кораблям и транспортникам «противника» во взаимодействии с авиацией и береговой артиллерией.
«Противника» обозначали минные заградители, миноносцы и сторожевые корабли. Ко времени, назначенному бригаде и отдельным дивизионам для атаки, погода ухудшилась. Быстро, как это бывает на Дальнем Востоке, небо затянули низкие, почти черные тучи, все усиливался ветер, волнение превысило пять баллов. В таких условиях торпедные катера не могли использовать свое главное преимущество — скорость. Тем не менее командующий флотом не отменил задачу, поставленную соединениям катеров. Я вышел в море на торпедном катере вместе с начальником штаба бригады А. Г. Головко.
Конечно, на командном пункте в штабе флота беспокоились за катерников. Да и меня не оставляла мысль: выдержат ли маленькие кораблики единоборство с морской стихией. Все же, несмотря на то, что катера даже на средних и малых ходах с трудом преодолевали волну, торпедный удар по соединению «противника» был нанесен. Не обошлось, правда, и без происшествий: у двух катеров из отдельного дивизиона, которым командовал знакомый мне еще по Балтике Ф. П. Крюкин, заглохли моторы, и их выбросило на берег прибоем. К счастью, обошлось без жертв; катера позже отремонтировали.
На разборе учения командующий флотом М. В. Викторов отметил недостаточную мореходность катеров.
— Для открытых театров, таких, как Тихоокеанский, — сказал он, — нужны торпедные катера большего водоизмещения и радиуса действия, способные плавать при волнении по крайней мере в пять баллов. Рано или поздно мы такие катера получим, а сейчас нужно отрабатывать эффективное использование Ш-4, начинающих к нам поступать Г-5.
http://militera.lib.ru/memo/russian/nikitin_bv/05.html
И тот же самый эпизод в статье Прасникова выглядит так:
...летом 1935 года на Тихоокеанском флоте произошло следующее: на учениях соединение ТКА типа Ш-4 должно было атаковать корабли "противника". Внезапно погода испортилась, волнение моря достигло 4-5 баллов. О выполнении боевой задачи не могло быть и речи. Торпедные катера на малых оборотах с трудом выгребали преодолевали волну, на двух катерах заглохли моторы, и их штормом выбросило на берег.
Можно отметить "колоссальный" прогресс в развитии отечественных малых реданных торпедных катеров. В 1935 году вооруженный двумя торпедами калибра 450 мм ТКА типа Ш-4 на волнении 4-5 баллов с трудом выгребал против волны. Спустя семнадцать лет ценой огромных усилий конструкторов вооруженный такими же торпедами торпедный катер проета 123К мог двигаться со скоростью около 50 узлов при волнении моря 4 балла, но, как и его "прадедушка", был не в состоянии применять свое оружие.
Прасников В.Б. Потомки "задорных молодых волчат", История корабля №5/2005 и №1/2006.
Тут, правда, следует сказать, что на волне около 5 баллов пр.123бис (а значит и 123К) дать 30 узлов и торпеды выпустить уже мог. В такую погоду они повредили Z-34.
По поводу Г-5 перелистал сейчас "Большой десант". Фактически при 5-балльном волнении ТКА с моря уходили в базы. Отмечались случаи отказов моторов из-за тряски. В 3-4 балла ТКА в море держались, можно так сказать, уверенно. О режимах хода, к сожалению, ничего Кузнецов не написал.
ша-ба-да-ба-да фиА...