От KJ
К SSC
Дата 11.05.2015 14:22:15
Рубрики WWII;

[2SSC] По поводу мореходности Г-5

>
>Извините, но пока Вы свою квалификацию в обсуждаемом вопросе не подтвердили, ограничиваясь рассказами "общеизвестно" и видимо пересказами отраслевых баек.
Низкая мореходность Г-5 это не отраслевая байка, а общеизвестный факт, отраженный практически во всех трудах, посвященных Г-5.
В качестве авторитетного труда могу привести, например, известный энциклопедический труд "История отечественного судостроения", где о данном недостатке упомянули 2 раза.


>Днище у Г-5, как явствует из чертежей и фото, совсем не плоское.
Оно плоское в кормовой оконечности - основно части на которой и происходит глиссирование. После миделя оно практически не имеет килеватости и нет продольных реданов.


>>>Конкретно же по Г-5 история вопроса известна: ТТЗ от ЕМНИП 1925г. предусматривало поддержание высокой скорости до 3х баллов включительно. Г-3 совсем не получился; Ш-4 пошёл в серию, но удовлетворительно ходил до 2х баллов включительно; Г-5 ходил на 3х баллах хорошо, на 4х туда-сюда. В период ВМВ в отдельных операциях катера выходили в море при 6 баллах, и не разваливались, хотя некоторые командиры падали в обморок к концу перехода.
Извините, но эти слова противоречат фактам испытаний катеров большего водоизмещения. Я выходил в 6 баллов на более мореходном катере, поэтому могу предположить банальные приписки.

>Извините, но это явно ошибочное мнение, даже без глиссирования катер такого в/изм с такими моторами будет делать много больше.
Не извиняю. Данные испытаний катеров, начиная от 183 и кончая 11770 не подтверждают ваших тезисов.


>В целом, Ваши тезисы не соответствуют известным фактам.
Приведите эти факты.


>ТТЗ на ТКА предусматривало способность развивать высокую скорость на 3х баллах, и через последовательность Г-3/Ш-4/Г-5 оно, согласно описаниям, было выполнено. Если у Вас есть другая информация, огласите её плз.
Оглашаю - в ТТЗ были заданы условия только на тихую воду.
И общая мореходность в 3-4 балла.

>На учениях и в БД Г-5 выполняли задачи вплоть до 5-6 балльного волнения, и конечно не на скорости 5 узлов.
См.выше.


>>Так у них были несколько другие обводы - обратная сторона - существенно меньший ход и маневренность на тихой воде. Что кстати зафиксировано при сравнительных испытаниях с Г-5.
>
>Даже у 55-фт СМВ обводы более "плоские", чем у Г-5, с заметно меньшим V. У 40-фт СМВ обводы ещё хуже.
По сравнению с 55-футовым катером на Г-5 "килеватость днища на миделе (на редане) уменьшена с 14 до 9град, днищевые части шпангоутов изогнуты меньше - отгиб скулы сделан не таким явным. На зареданной кормовой части корпуса скругления скулы нет..."

От SSC
К KJ (11.05.2015 14:22:15)
Дата 12.05.2015 01:00:26

Re: [2SSC] По...

Здравствуйте!

>>Извините, но пока Вы свою квалификацию в обсуждаемом вопросе не подтвердили, ограничиваясь рассказами "общеизвестно" и видимо пересказами отраслевых баек.
>Низкая мореходность Г-5 это не отраслевая байка, а общеизвестный факт, отраженный практически во всех трудах, посвященных Г-5.
>В качестве авторитетного труда могу привести, например, известный энциклопедический труд "История отечественного судостроения", где о данном недостатке упомянули 2 раза.

Низкая мореходность и скорость 5-10 узлов на 3х баллах - это не одно и то же.

>>Днище у Г-5, как явствует из чертежей и фото, совсем не плоское.
>Оно плоское в кормовой оконечности - основно части на которой и происходит глиссирование. После миделя оно практически не имеет килеватости и нет продольных реданов.

Ошибаетесь, оно имеет килеватость.
http://and-kin2008.narod.ru/g5/1.gif

>>>>Конкретно же по Г-5 история вопроса известна: ТТЗ от ЕМНИП 1925г. предусматривало поддержание высокой скорости до 3х баллов включительно. Г-3 совсем не получился; Ш-4 пошёл в серию, но удовлетворительно ходил до 2х баллов включительно; Г-5 ходил на 3х баллах хорошо, на 4х туда-сюда. В период ВМВ в отдельных операциях катера выходили в море при 6 баллах, и не разваливались, хотя некоторые командиры падали в обморок к концу перехода.
>Извините, но эти слова противоречат фактам испытаний катеров большего водоизмещения. Я выходил в 6 баллов на более мореходном катере, поэтому могу предположить банальные приписки.

Либо разное понимание мореходности.

>>Извините, но это явно ошибочное мнение, даже без глиссирования катер такого в/изм с такими моторами будет делать много больше.
>Не извиняю. Данные испытаний катеров, начиная от 183 и кончая 11770 не подтверждают ваших тезисов.

183й катер, без глиссирования, при 56т в/изм и с ДУ 4х1200 л.с. делает 44 узла.

>>В целом, Ваши тезисы не соответствуют известным фактам.
>Приведите эти факты.

Уже изложил.

>>ТТЗ на ТКА предусматривало способность развивать высокую скорость на 3х баллах, и через последовательность Г-3/Ш-4/Г-5 оно, согласно описаниям, было выполнено. Если у Вас есть другая информация, огласите её плз.
>Оглашаю - в ТТЗ были заданы условия только на тихую воду.
>И общая мореходность в 3-4 балла.

Что за термин "общая мореходность"?

>>>Так у них были несколько другие обводы - обратная сторона - существенно меньший ход и маневренность на тихой воде. Что кстати зафиксировано при сравнительных испытаниях с Г-5.
>>
>>Даже у 55-фт СМВ обводы более "плоские", чем у Г-5, с заметно меньшим V. У 40-фт СМВ обводы ещё хуже.
>По сравнению с 55-футовым катером на Г-5 "килеватость днища на миделе (на редане) уменьшена с 14 до 9град, днищевые части шпангоутов изогнуты меньше - отгиб скулы сделан не таким явным. На зареданной кормовой части корпуса скругления скулы нет..."

Обводы "Комсомольца" 123 проекта:
http://and-kin2008.narod.ru/pr123/123_1.jpg
Килеватость за миделем ещё меньше, чем у Г-5, на редане аналогична.
Он тоже делал 5-10 узлов на 3х баллах?

Из чертежей следует, что куда бОльшее отличие 123го и 55фт от Г-5 - значительно более полные обводы носовой части, со значительно бОльшим развалом.

А из физики следует, что острые обводы Г-5 позволят развивать бОльшую скорость на малой волне до высоты её, соотносимой с высотой корпуса с неким коэффициентом, но потом будет резкий спад.

С уважением, SSC

От mina
К SSC (12.05.2015 01:00:26)
Дата 14.05.2015 12:28:56

там еще хороший вопрос - мореходность по применению оружия

в т.ч. торпед
гироскопам "езда по стиальной доске" зело не нравится

С уважением ,mina

От SSC
К mina (14.05.2015 12:28:56)
Дата 14.05.2015 14:13:10

Re: там еще...

Здравствуйте!

>в т.ч. торпед
>гироскопам "езда по стиальной доске" зело не нравится

Исходно речь шла о применении Г-5 только для патрулирования и обнаружения противника.

С уважением, SSC

От Дмитрий Козырев
К SSC (14.05.2015 14:13:10)
Дата 14.05.2015 15:19:00

Re: там еще...

>Исходно речь шла о применении Г-5 только для патрулирования и обнаружения противника.

В смысле топить МЗ вы уже не собираетесь? Тогда он просто расстреляет катер.

От jazzist
К mina (14.05.2015 12:28:56)
Дата 14.05.2015 12:34:49

еще проще, без гироскопов

>в т.ч. торпед
>гироскопам "езда по стиальной доске" зело не нравится

для ТА Г-5 минимальная скорость применения 18 узлов. Известно, что при 3-х баллах волнения он торпедами стрелять не мог. Т.е. верхний предел своей оценки (14-20 узлов) KJ завысил.

>С уважением ,mina
ша-ба-да-ба-да фиА...

От SSC
К jazzist (14.05.2015 12:34:49)
Дата 14.05.2015 14:16:59

Re: еще проще,...

Здравствуйте!

>>в т.ч. торпед
>>гироскопам "езда по стиальной доске" зело не нравится
>
>для ТА Г-5 минимальная скорость применения 18 узлов. Известно, что при 3-х баллах волнения он торпедами стрелять не мог. Т.е. верхний предел своей оценки (14-20 узлов) KJ завысил.

Известно, что Г-5, хотя и с напрягом экипажа, выполняли задачи при 5-6 баллах (на учениях и во время войны). Что с оценками ув. KJ не согласуется (14-20 узлов на 3х баллах, 5-10 на 4х... 2-3 на 5, 1 на 6???).

Собственно, на данный момент дискуссия себя исчерпала, т.к. есть предположения, но нет никаких цифровых данных по скорости Г-5 на волнении.

С уважением, SSC

От KJ
К SSC (14.05.2015 14:16:59)
Дата 14.05.2015 15:49:44

Re: еще проще,...

>Известно, что Г-5, хотя и с напрягом экипажа, выполняли задачи при 5-6 баллах (на учениях и во время войны). Что с оценками ув. KJ не согласуется (14-20 узлов на 3х баллах, 5-10 на 4х... 2-3 на 5, 1 на 6???).
Кому известно? Вы так и не представили где, когда, какие задачи. И вообще не поделитесь, где об этом можно почитать.

>Собственно, на данный момент дискуссия себя исчерпала, т.к. есть предположения, но нет никаких цифровых данных по скорости Г-5 на волнении.
Вообще-то я уже привел по Ш-4 ;)

От SSC
К KJ (14.05.2015 15:49:44)
Дата 15.05.2015 01:07:05

Re: еще проще,...

Здравствуйте!

>>Известно, что Г-5, хотя и с напрягом экипажа, выполняли задачи при 5-6 баллах (на учениях и во время войны). Что с оценками ув. KJ не согласуется (14-20 узлов на 3х баллах, 5-10 на 4х... 2-3 на 5, 1 на 6???).
>Кому известно? Вы так и не представили где, когда, какие задачи. И вообще не поделитесь, где об этом можно почитать.

Например у Никитина, ЕМНИП на ТОФе, учебная атака.

>>Собственно, на данный момент дискуссия себя исчерпала, т.к. есть предположения, но нет никаких цифровых данных по скорости Г-5 на волнении.
>Вообще-то я уже привел по Ш-4 ;)

"В 1935 году ... ТКА типа Ш-4 на волнении 4-5 баллов, с трудом выгребал против волны"

1) И что это говорит о конкретной скорости выгребания?
2) Ш-4 был слабее по мореходности, чем Г-5.

С уважением, SSC

От KJ
К SSC (15.05.2015 01:07:05)
Дата 15.05.2015 20:48:27

Re: еще проще,...

>>>Известно, что Г-5, хотя и с напрягом экипажа, выполняли задачи при 5-6 баллах (на учениях и во время войны). Что с оценками ув. KJ не согласуется (14-20 узлов на 3х баллах, 5-10 на 4х... 2-3 на 5, 1 на 6???).
>>Кому известно? Вы так и не представили где, когда, какие задачи. И вообще не поделитесь, где об этом можно почитать.
>
>Например у Никитина, ЕМНИП на ТОФе, учебная атака.
Извините, нельзя ли поточнее. Не нашел я у Никитина такого эпизола.
>>>Собственно, на данный момент дискуссия себя исчерпала, т.к. есть предположения, но нет никаких цифровых данных по скорости Г-5 на волнении.
>>Вообще-то я уже привел по Ш-4 ;)
>
>"В 1935 году ... ТКА типа Ш-4 на волнении 4-5 баллов, с трудом выгребал против волны"

>1) И что это говорит о конкретной скорости выгребания?
>2) Ш-4 был слабее по мореходности, чем Г-5.
1 - 5-7 уз
2. Согласен.

От jazzist
К KJ (15.05.2015 20:48:27)
Дата 16.05.2015 10:52:52

по поводу случая с Ш-4 на ДВ вы вдвоем один и тот же эпизод обсуждаете ))

>>Например у Никитина, ЕМНИП на ТОФе, учебная атака.
>Извините, нельзя ли поточнее. Не нашел я у Никитина такого эпизола.

только оценки ваши диаметрально противоположны.

вот оно:
Но вот на Тихоокеанский флот попасть никак не удавалось: командировки на Дальний Восток разрешались только наркомом обороны. Между тем именно там в середине тридцатых годов создавались самые мощные соединения «москитного флота». После неоднократных просьб летом 1935 года мне наконец разрешили поездку на Тихоокеанский флот.
...
Закончив проверку в отдельных дивизионах, я вернулся во Владивосток, чтобы принять участие в больших совместных учениях флота и укрепленных районов по отражению десанта. Бригада торпедных катеров должна была нанести удар по кораблям и транспортникам «противника» во взаимодействии с авиацией и береговой артиллерией.

«Противника» обозначали минные заградители, миноносцы и сторожевые корабли. Ко времени, назначенному бригаде и отдельным дивизионам для атаки, погода ухудшилась. Быстро, как это бывает на Дальнем Востоке, небо затянули низкие, почти черные тучи, все усиливался ветер, волнение превысило пять баллов. В таких условиях торпедные катера не могли использовать свое главное преимущество — скорость. Тем не менее командующий флотом не отменил задачу, поставленную соединениям катеров. Я вышел в море на торпедном катере вместе с начальником штаба бригады А. Г. Головко.

Конечно, на командном пункте в штабе флота беспокоились за катерников. Да и меня не оставляла мысль: выдержат ли маленькие кораблики единоборство с морской стихией. Все же, несмотря на то, что катера даже на средних и малых ходах с трудом преодолевали волну, торпедный удар по соединению «противника» был нанесен. Не обошлось, правда, и без происшествий: у двух катеров из отдельного дивизиона, которым командовал знакомый мне еще по Балтике Ф. П. Крюкин, заглохли моторы, и их выбросило на берег прибоем. К счастью, обошлось без жертв; катера позже отремонтировали.

На разборе учения командующий флотом М. В. Викторов отметил недостаточную мореходность катеров.

— Для открытых театров, таких, как Тихоокеанский, — сказал он, — нужны торпедные катера большего водоизмещения и радиуса действия, способные плавать при волнении по крайней мере в пять баллов. Рано или поздно мы такие катера получим, а сейчас нужно отрабатывать эффективное использование Ш-4, начинающих к нам поступать Г-5.


http://militera.lib.ru/memo/russian/nikitin_bv/05.html

И тот же самый эпизод в статье Прасникова выглядит так:

...летом 1935 года на Тихоокеанском флоте произошло следующее: на учениях соединение ТКА типа Ш-4 должно было атаковать корабли "противника". Внезапно погода испортилась, волнение моря достигло 4-5 баллов. О выполнении боевой задачи не могло быть и речи. Торпедные катера на малых оборотах с трудом выгребали преодолевали волну, на двух катерах заглохли моторы, и их штормом выбросило на берег.

Можно отметить "колоссальный" прогресс в развитии отечественных малых реданных торпедных катеров. В 1935 году вооруженный двумя торпедами калибра 450 мм ТКА типа Ш-4 на волнении 4-5 баллов с трудом выгребал против волны. Спустя семнадцать лет ценой огромных усилий конструкторов вооруженный такими же торпедами торпедный катер проета 123К мог двигаться со скоростью около 50 узлов при волнении моря 4 балла, но, как и его "прадедушка", был не в состоянии применять свое оружие.


Прасников В.Б. Потомки "задорных молодых волчат", История корабля №5/2005 и №1/2006.

Тут, правда, следует сказать, что на волне около 5 баллов пр.123бис (а значит и 123К) дать 30 узлов и торпеды выпустить уже мог. В такую погоду они повредили Z-34.

По поводу Г-5 перелистал сейчас "Большой десант". Фактически при 5-балльном волнении ТКА с моря уходили в базы. Отмечались случаи отказов моторов из-за тряски. В 3-4 балла ТКА в море держались, можно так сказать, уверенно. О режимах хода, к сожалению, ничего Кузнецов не написал.


ша-ба-да-ба-да фиА...

От KJ
К jazzist (14.05.2015 12:34:49)
Дата 14.05.2015 13:18:26

Re: еще проще,...


>для ТА Г-5 минимальная скорость применения 18 узлов. Известно, что при 3-х баллах волнения он торпедами стрелять не мог. Т.е. верхний предел своей оценки (14-20 узлов) KJ завысил.
В некоторых источниках указывалось, что торпедами он мог стрелять на 1-2 балле максимум.

От Robert
К KJ (14.05.2015 13:18:26)
Дата 14.05.2015 13:30:20

он - перемасштабированный в КБ Туполева поплавок гидросамолета (ЛЛ)

взяв за идею влетевшиx (небезуспешно) в Крондштад англичан, тупо удвоив иx число торпед и мощь двиглов.

Для диверсионныx дел катер-то, а моряки - не поняли.

От KJ
К Robert (14.05.2015 13:30:20)
Дата 14.05.2015 15:47:51

Вообще-то несколько не так

>взяв за идею влетевшиx (небезуспешно) в Крондштад англичан, тупо удвоив иx число торпед и мощь двиглов.
Скажем так, эта форма просто гидродинамически наиболее оптимальная (подводная)

>Для диверсионныx дел катер-то, а моряки - не поняли.
Не уверен - КМК у него большой бурун (заметность) и все же мореходность должна быть повыше. Но я не специалист в диверсионных операциях...

От Robert
К KJ (14.05.2015 15:47:51)
Дата 15.05.2015 00:58:37

палубу ему заливало на xоду до рубки. Даже снимали передний ДШК изза этого

Нет развала бортов выше ватерлинии. "Наследство" такое от поплавка ЛЛ (самолету-то нужна была в первую очередь аэродинамика, которая катеру - нафиг не сдалась).

От KJ
К SSC (12.05.2015 01:00:26)
Дата 12.05.2015 22:28:18

Re: [2SSC] По...

>>Низкая мореходность Г-5 это не отраслевая байка, а общеизвестный факт, отраженный практически во всех трудах, посвященных Г-5.
>>В качестве авторитетного труда могу привести, например, известный энциклопедический труд "История отечественного судостроения", где о данном недостатке упомянули 2 раза.
>
>Низкая мореходность и скорость 5-10 узлов на 3х баллах - это не одно и то же.
Ну во-1 я писал 5-10 уз на 4 баллах, во-2 это связанные вещи. Реданный катер не может развивать высокую скорость на предельном для себя волнении. Вообще-то это азы судостроения.

>>>Днище у Г-5, как явствует из чертежей и фото, совсем не плоское.
>>Оно плоское в кормовой оконечности - основно части на которой и происходит глиссирование. После миделя оно практически не имеет килеватости и нет продольных реданов.
>
>Ошибаетесь, оно имеет килеватость.
Не ошибаюсь. Шпангоуты Г-5 в корме фактически имеют симметричную дугоообразную форму от борта до борта, поэтому килеватость по определению = 0 (касательная в ДП - горизонтальна). Если вы хотите померять внешнюю килеватость (по возвышению ветви шпангоута до скулы), то она весьма мала, и все что менее 10 град, что вообще-то считается плоскодонным.

>>Извините, но эти слова противоречат фактам испытаний катеров большего водоизмещения. Я выходил в 6 баллов на более мореходном катере, поэтому могу предположить банальные приписки.
>
>Либо разное понимание мореходности.
А какое у вас понимание мореходности?

>183й катер, без глиссирования, при 56т в/изм и с ДУ 4х1200 л.с. делает 44 узла.
Ерунда полная. Вот это-то как раз невозможно по физике, что можно сказать даже не заглядывая в акт испытаний.

>>Приведите эти факты.
>
>Уже изложил.
Извините, не изложили. Не увидел никаких фактов.


>Что за термин "общая мореходность"?
Нахождение в море. Без указания скорости.

>Обводы "Комсомольца" 123 проекта:
>Килеватость за миделем ещё меньше, чем у Г-5, на редане аналогична.
Ну вы же читали статью Прасникова В.Б., если взяли чертеж оттуда. Ну так прочитайте внимательно - "...угол внешней килеватости на редане был увеличен до 10 (против 7,5 у катеров типа Г-5)..."
Специально замерил.
№ т.шп. Угол Г-5 пр.123
5 (мидель) 12 16
6 10 13
7 7 9
8 5 6
9 5 5
10 (транец) 4 4
И где тут меньше-то?
Как раз обводы у Комсомольца более острые, хотя и остаются круглоскулыми.

>Он тоже делал 5-10 узлов на 3х баллах?
Опять же из статьи - мореходность по сравнению с Г-5 "несколько улучшена" и нигде не сказано, что он мог развивать 30 уз на 4-х баллах. "Катер мореходен на 3-4 баллах".
Все достижения 123-х по высоким скоростям на волнении относятся к 123К, который строился по измененному ТЧ, был длиннее и имел существенно усиленный корпус.

>Из чертежей следует, что куда бОльшее отличие 123го и 55фт от Г-5 - значительно более полные обводы носовой части, со значительно бОльшим развалом.
Это вам просто в глаза бросилось. ;)

>А из физики следует, что острые обводы Г-5 позволят развивать бОльшую скорость на малой волне до высоты её, соотносимой с высотой корпуса с неким коэффициентом, но потом будет резкий спад.
Из физики следует совсем не это. Что бы такое было, нужно иметь обводы типа "сигарета" (океанские спортивные катера 80-х), которые имели мало того, что "совсем" глубокое "V", так еще и отношение длины к ширине раза в 1.5 больше.
По факту "острота" обводов Г-5 недостаточна, и на большой скорости его носовую часть все равно поднимает, после чего он просто выскакивает на волне и бьется днищем о следующую волну, через непродолжительное время появляются трещины и катер ломается.

От SSC
К KJ (12.05.2015 22:28:18)
Дата 13.05.2015 00:28:15

Re: [2SSC] По...

Здравствуйте!

>>>Низкая мореходность Г-5 это не отраслевая байка, а общеизвестный факт, отраженный практически во всех трудах, посвященных Г-5.
>>>В качестве авторитетного труда могу привести, например, известный энциклопедический труд "История отечественного судостроения", где о данном недостатке упомянули 2 раза.
>>
>>Низкая мореходность и скорость 5-10 узлов на 3х баллах - это не одно и то же.
>Ну во-1 я писал 5-10 уз на 4 баллах,

Cколько же по-Вашему на 3х баллах?

>во-2 это связанные вещи. Реданный катер не может развивать высокую скорость на предельном для себя волнении. Вообще-то это азы судостроения.

Что есть "предельное волнение" и "высокая скорость" в данном случае? В 5-6 баллов Г-5 в море выходил, предельное волнение 6 баллов? Между 5-10 узлами и 50 узлами максимума есть весьма большой диапазон.

И сколько тогда было на 5-6 баллах по Вашему? 2-3 узла? :)

Проблема в том, что качественные характеристики, которые Вы приводите - они бесспорны, но очень расплывчаты. Они могут (для Г-5) значить как 5 узлов на 4х баллах, так и 25 узлов.

Мореходность - комплексное понятие, включает в себя не только скорость но и способность применять оружие, качку, устойчивость на курсе, условия работы экипажа. Низкая мореходность Г-5 несомненна, но из описаний не следует что она проявлялась именно в падении скорости до околонулевых значений уже на 3-4 баллах.

>>>>Днище у Г-5, как явствует из чертежей и фото, совсем не плоское.
>>>Оно плоское в кормовой оконечности - основно части на которой и происходит глиссирование. После миделя оно практически не имеет килеватости и нет продольных реданов.
>>
>>Ошибаетесь, оно имеет килеватость.
>Не ошибаюсь. Шпангоуты Г-5 в корме фактически имеют симметричную дугоообразную форму от борта до борта, поэтому килеватость по определению = 0 (касательная в ДП - горизонтальна). Если вы хотите померять внешнюю килеватость (по возвышению ветви шпангоута до скулы), то она весьма мала, и все что менее 10 град, что вообще-то считается плоскодонным.

Если померять внешнюю килеватость на миделе - там больше 10 градусов, к транцу постепенно уменьшается до менее 10.

Собственно, аналогично у пр.183:
http://and-kin2008.narod.ru/pr183/8.gif
Там к транцу вообще в 0 уходит (причём обе килеватости).

>>>Извините, но эти слова противоречат фактам испытаний катеров большего водоизмещения. Я выходил в 6 баллов на более мореходном катере, поэтому могу предположить банальные приписки.
>>
>>Либо разное понимание мореходности.
>А какое у вас понимание мореходности?

Не только у меня. Мореходность не сводится только к скорости. Низкая мореходность может быть и при сохранении технической возможности развить на волнении относительно высокую скорость.

>>183й катер, без глиссирования, при 56т в/изм и с ДУ 4х1200 л.с. делает 44 узла.
>Ерунда полная. Вот это-то как раз невозможно по физике, что можно сказать даже не заглядывая в акт испытаний.

Хорошо, давайте возьмём МО-4 для образца. 3 двигателя вместо 2 на Г-5, 56т в/изм, 27 узлов.

>>>Приведите эти факты.
>>
>>Уже изложил.
>Извините, не изложили. Не увидел никаких фактов.

Ваше право.

>>Что за термин "общая мореходность"?
>Нахождение в море. Без указания скорости.

>>Обводы "Комсомольца" 123 проекта:
>>Килеватость за миделем ещё меньше, чем у Г-5, на редане аналогична.
>Ну вы же читали статью Прасникова В.Б., если взяли чертеж оттуда. Ну так прочитайте внимательно - "...угол внешней килеватости на редане был увеличен до 10 (против 7,5 у катеров типа Г-5)..."
>Специально замерил.
>№ т.шп. Угол Г-5 пр.123
>5 (мидель) 12 16
>6 10 13
>7 7 9
>8 5 6
>9 5 5
>10 (транец) 4 4
>И где тут меньше-то?
>Как раз обводы у Комсомольца более острые, хотя и остаются круглоскулыми.

ОК, посмотрел на глаз, ошибся.

>>Он тоже делал 5-10 узлов на 3х баллах?
>Опять же из статьи - мореходность по сравнению с Г-5 "несколько улучшена" и нигде не сказано, что он мог развивать 30 уз на 4-х баллах. "Катер мореходен на 3-4 баллах".

Что тогда по Вашему значит последняя фраза в кавычках?

>Все достижения 123-х по высоким скоростям на волнении относятся к 123К, который строился по измененному ТЧ, был длиннее и имел существенно усиленный корпус.

>>Из чертежей следует, что куда бОльшее отличие 123го и 55фт от Г-5 - значительно более полные обводы носовой части, со значительно бОльшим развалом.
>Это вам просто в глаза бросилось. ;)

Вы хотите сказать, что изменение внешней килеватости после миделя на 2-3 градуса (у пр.123 по сравнению с Г-5) имело гораздо большее значение, чем резкое увеличение полноты обводов в носу? В это трудно поверить.

>>А из физики следует, что острые обводы Г-5 позволят развивать бОльшую скорость на малой волне до высоты её, соотносимой с высотой корпуса с неким коэффициентом, но потом будет резкий спад.
>Из физики следует совсем не это. Что бы такое было, нужно иметь обводы типа "сигарета" (океанские спортивные катера 80-х), которые имели мало того, что "совсем" глубокое "V", так еще и отношение длины к ширине раза в 1.5 больше.
>По факту "острота" обводов Г-5 недостаточна, и на большой скорости его носовую часть все равно поднимает, после чего он просто выскакивает на волне и бьется днищем о следующую волну, через непродолжительное время появляются трещины и катер ломается.

Тогда 123 пр. и 55-фт вообще должны выпрыгивать из малейшей волны, с их значительно более полными обводами :).

С уважением, SSC

От KJ
К SSC (13.05.2015 00:28:15)
Дата 13.05.2015 20:29:54

Re: [2SSC] По...

>>Ну во-1 я писал 5-10 уз на 4 баллах,
>
>Cколько же по-Вашему на 3х баллах?
14-20.

>>во-2 это связанные вещи. Реданный катер не может развивать высокую скорость на предельном для себя волнении. Вообще-то это азы судостроения.
>
>Что есть "предельное волнение" и "высокая скорость" в данном случае? В 5-6 баллов Г-5 в море выходил, предельное волнение 6 баллов? Между 5-10 узлами и 50 узлами максимума есть весьма большой диапазон.
Вы пока не привели фактов, свидетельствующих о фактической мореходности Г-5 в 5-6 баллов.

>И сколько тогда было на 5-6 баллах по Вашему? 2-3 узла? :)
"В 1935 году ... ТКА типа Ш-4 на волнении 4-5 баллов, с трудом выгребал против волны" - из статьи про 123.
"Ограниченная мореходность Г-5 на практике позволяла использовать его только в вблизи ВМБ или на ограниченной акватории, например восточной части Финского залива" - история судостроения.

>Проблема в том, что качественные характеристики, которые Вы приводите - они бесспорны, но очень расплывчаты. Они могут (для Г-5) значить как 5 узлов на 4х баллах, так и 25 узлов.
Нет никакой проблемы. Вы просто не хотите признать невозможность эффективного использования Г-5. Я уже указал диапазон скоростей.

>Мореходность - комплексное понятие, включает в себя не только скорость но и способность применять оружие, качку, устойчивость на курсе, условия работы экипажа. Низкая мореходность Г-5 несомненна, но из описаний не следует что она проявлялась именно в падении скорости до околонулевых значений уже на 3-4 баллах.
Мореходность это вполне определенное понятие. В СССР когда говорили мореходность имели ввиду мореходность по безопасному плаванию, т.е. длительное нахождение в море (в пределах автономности). Когда имеют ввиду, что-то другое - тогда обязательно уточняют, например "мореходность по использованию оружия".

>Если померять внешнюю килеватость на миделе - там больше 10 градусов, к транцу постепенно уменьшается до менее 10.
>Собственно, аналогично у пр.183:
>Там к транцу вообще в 0 уходит (причём обе килеватости).
Спасибо, но я уже это проделал и сравнил. ;)

>Не только у меня. Мореходность не сводится только к скорости. Низкая мореходность может быть и при сохранении технической возможности развить на волнении относительно высокую скорость.
Что значит не только у вас? Я оперирую понятиями, которые приняты в кораблестроении.

>Хорошо, давайте возьмём МО-4 для образца. 3 двигателя вместо 2 на Г-5, 56т в/изм, 27 узлов.
И что? Имеем развитый переходный режим - хорошо видимый, кстати на фото. Что это должно иллюстрировать?
Так слову, у Г-5 на тех же 27 уз будет уже практически глиссирование.
Если сравнивать то получается, что у Мо-4 - значительная часть веса компенсируется гидростатическими силами, а у Г-5 - практически весь вес компенсируется гидродинамическими силами.
Поэтому Мо-4 менее чувствителен к волнению - гидродинамических сил недостаточно, чтобы он выскакивал из воды. Зато его может заливать.

...
>>Опять же из статьи - мореходность по сравнению с Г-5 "несколько улучшена" и нигде не сказано, что он мог развивать 30 уз на 4-х баллах. "Катер мореходен на 3-4 баллах".
>
>Что тогда по Вашему значит последняя фраза в кавычках?
Что он может безопасно находится в море длительное время при данном волнении.
Учитывая, что волнение процесс вероятностный, корабль/катер безусловно может ограниченное время и при большем волнении. Например пару часов. А может и десяток минут. ;)

>>>Из чертежей следует, что куда бОльшее отличие 123го и 55фт от Г-5 - значительно более полные обводы носовой части, со значительно бОльшим развалом.
>>Это вам просто в глаза бросилось. ;)
>
>Вы хотите сказать, что изменение внешней килеватости после миделя на 2-3 градуса (у пр.123 по сравнению с Г-5) имело гораздо большее значение, чем резкое увеличение полноты обводов в носу? В это трудно поверить.
Имело значение и то и другое. Это баланс. Не имеет смысл специально выделять то или другое.

>Тогда 123 пр. и 55-фт вообще должны выпрыгивать из малейшей волны, с их значительно более полными обводами :).
Не стоит утрировать. Все несколько сложнее. Во-первых 123К был длиннее, во-2 другие обводы - поэтому "прыгал" скорее всего примерно также как и Г-5. Но он был значительно прочнее. Поэтому мог себе позволить более высокую скорость. Г-5 банально разваливался - его корпус был значительно легче, и тогда считать прочность глиссирующих катеров еще не умели.

От объект 925
К KJ (13.05.2015 20:29:54)
Дата 14.05.2015 14:45:18

Ре: вопрос

>"Ограниченная мореходность Г-5 на практике позволяла использовать его только в вблизи ВМБ или на ограниченной акватории, например восточной части Финского залива" - история судостроения.
++++
Балтика, там особые волны, типа как под водой. Заслуженные капитаны входя в Балтику блевали, извиняюсь, но из песни слов не выкинеш.
А как с другими морями? Конкретно про ЧФ?

От Nail
К SSC (12.05.2015 01:00:26)
Дата 12.05.2015 08:11:15

Re: [2SSC] По...


>
>183й катер, без глиссирования, при 56т в/изм и с ДУ 4х1200 л.с. делает 44 узла.

Почему без глиссирования? FrD там больше 3,5 - чистое глиссирование.


All the best!
Nail

От avro
К Nail (12.05.2015 08:11:15)
Дата 12.05.2015 18:12:30

СФ

Спрошу у специалистов: были ли Г-5 на вооружении Северного флота по время войны? Или там только Д-3 были, торпедные?

От jazzist
К avro (12.05.2015 18:12:30)
Дата 14.05.2015 00:12:03

там был один-единственный Г-5 в 42-43, "обращен в плавсредство", СФ не для Г-5 (-)


От Robert
К avro (12.05.2015 18:12:30)
Дата 13.05.2015 06:52:32

Ре: СФ

>были ли Г-5 на вооружении Северного флота по время войны? Или там только Д-3 были, торпедные?

не "только":

>...Американские торпедные катера неплохо сражались в составе Северного флота. Одна из самых известных операций — уничтожение вражеского конвоя в сентябре 1944 года. Конвой был обнаружен подводной лодкой капитана 2 ранга Г. И. Щедрина, потопившей один транспорт. С получением доклада от Щедрина, командование флота поставило перед катерниками задачу: совместным ударом торпедных катеров и авиации флота уничтожить конвой в средней части Варангер-фиорда. Операцию назначили на 11-00 25 сентября 1944 года. Спустя пять минут после налета штурмовиков в атаку для нанесения главного удара должны были выйти две группы торпедных катеров — пять под командованием капитана 2 ранга В. Н. Алексеева и четыре под командованием капитан-лейтенанта И. Я. Решетько...

http://www.bgudkov.ru/?page_id=633

От avro
К Robert (13.05.2015 06:52:32)
Дата 13.05.2015 08:48:29

Ре: СФ - спасибо (-)