Русско-английские отношения и соперничество в 1709-1721 годах, часть четвертая
Приветствую!
Пока в дипломатии мы с Англии были врагами – техническое и торговое сотрудничество все возрастало. Британцы были заинтересованы как в гигантском российском рынке, так и в российских товарах и ресурсах. Более того, Роял Неви тоже оказался жизненно заинтересован в вывозе из России леса, пеньки, смолы, дегтя, поташа, а позже – и железа. И самой важнейшей проблемой был корабельный и мачтовый лес.
До Северной войны британцы экспортировали дерево из Норвегии, Польши, Прибалтики, Германии и Швеции, при этом сами английские купцы чаще всего лесом не занимались – слишком маленькая прибыль, колебавшаяся от 7 до 10% с судна, водоизмещением 350 тонн и выше. То есть в Англию лес привозили как раз норвежские, датские, немецкие и шведские купцы (поляки свой лес чаще всего продавали либо англичанам, либо посредникам, их торговый флот был микроскопическим). Но в 1704 году у побережья Англии и Шотландии во всю развернулись французские корсары, которым к 1707-му фактически удалось организовать блокаду восточного побережья Острова. Причем Парламент, несмотря на стоны Адмиралтейства, выделять силы для восточного побережья не спешил – чисто английская прагматичность – грабят-то не английских купцов, а чужих! И эта прагматичность привела к тому, что в новом, 1708 году у Англии на складах фактически оказалось не более 3320 лоадов леса (вместо требуемых 8000-11000 лоадов). Попробовали вывозить лес из своих колоний в Северной Америке, но помешали два обстоятельства.
Первое – Адмиралтейство забраковало американский лес, который оказался подвержен «сухой гнили» (dry-rot). Причем это касалось и американского дуба, и американской сосны, что было видно по желто-красным проплешинам на коре, почти весь лес был заражен грибками, питающимися сочными древесными каналами. В результате при сушке леса количество влаги в дереве уменьшалось, а грибки, чтобы это влагу не упустить, размножались в геометрической прогрессии, выжирая дерево изнутри. Оставалась только красивая внешняя обертка, пни по такому бревну – и оно просто рассыпается в труху.
Второе – вывозу сырья из колоний сильно противились колонисты. Они предложили правительству доверить строительство кораблей им, но строили неумело, по завышенным ценам, из сырого леса, и недолговечно.
Поэтому на очередной сессии Парламента в 1711-м году Лорды Адмиралтейства взвыли, говоря, что им нужен балтийский лес, либо дерево, не уступающее ему по качеству. А тут подоспел отчет посланника в России Чарльза Витворта, который говорил, что Россия готова поставлять в Великобританию лес в любых количествах. При этом голландцы, которым сам черт не брат, ужен начали ходить не только в Архангельск, но и в Санкт-Петербург, налаживая тесные торговые связи с русскими. Несмотря на военный и политический союз английские и голландские купцы были злейшими конкурентами и большими врагами, поэтому в головах у британских коммерсантов играла только одна мысль: «Как бы не опоздать!» Ушлые голландцы во всю вывозили лес с Балтики, и мало того, что удовлетворяли свои потребности в кораблестроении, так еще и перепродавали англичанам этот лес по повышенным ценам.
Таким образом, осознание того, что с Россией надо не бороться, а сотрудничать, пришло в Англии не сверху, а снизу. Купцы уже оценили то, чего до сих пор не поняли политики – российские ресурсы есть топливо для английского развития. Вопрос был только в том, когда и правительство Британии перестанет уже носиться со своим пресловутым «балансом сил», а начнет получать выгоду для страны из сложившейся ситуации.
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота
Приветствую!
>"утечке мозгов из Европы"глядя на то, как Пётр Великий сманивает к себе корабельных мастеров, оружейников и инженеров ?
Французы получали прямой запрет от короля. Ну а Англия вроде как считалась свободной страной, хотя более всего как раз в Россию бежали шотландцы, или те, кому в Англии не светило.
О Великой и демократичной Англии мы чуть позже поговорим еще.
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота